Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Риски декарбонизации: международно-правовой анализ

Международное право требует сегодня от государств сокращения выбросов парниковых газов и переход к новым технологиям с целью декарбонизации. Вместе с тем отдельные климатические технологии, предложенные в последние годы, могут усугубить токсическую нагрузку на человека и планету, осложнив ситуацию с нарушениями прав человека, вызванными воздействием опасных веществ. Добыча полезных ископаемых и металлов, необходимых для энергетического перехода, может усугубить токсическое воздействие деятельности по добыче полезных ископаемых. Использование панелей солнечных батарей и ветряных турбин для выработки электроэнергии может создать значительные проблемы в области обращения с отходами. В статье анализируются правовые и экологические риски новых технологий, позволяющих сохранить климат, и делаются выводы о необходимости их взвешенного внедрения с целью выполнения международных обязательств. Настоящая статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда (проект 23-28-01280).

Ключевые слова: Парижское соглашение, декарбонизация, гринвошинг, возобновляемые источники энергии

Risks of decarbonization: international legal analysis



International law today requires states to reduce greenhouse gas emissions and transition to new technologies for the purpose of decarbonization. However, certain climate technologies proposed in recent years may increase the toxic pressure on people and the planet, complicating the situation with human rights violations caused by exposure to hazardous substances. Extraction of minerals and metals needed for the energy transition can exacerbate the toxic impacts of mining activities. The use of solar panels and wind turbines to generate electricity can create significant waste management problems. The article analyzes the legal and environmental risks of new climate-saving technologies and draws conclusions about the need for their balanced implementation in order to fulfill international obligations. This article was prepared with the support of a grant from the Russian Science Foundation (project 23-28-01280).

Keywords: Paris Agreement, decarbonization, greenwashing, renewable energy

Введение

Существенной причиной изменения климата являются выбросы парниковых газов от сжигания ископаемых видов топлива. В 2023 г. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) с «высокой степенью уверенности» заявила, что за последнее десятилетие выбросы парниковых газов «однозначно» вызвали повышение температуры на 1,1 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным периодом[1]. Выбросы парниковых газов, обусловленные деятельностью предприятий энергетического сектора и химической промышленности провоцируют возникновение чрезвычайной климатической ситуации в глобальном масштабе. Этот кризис усугубляет интенсивность и частоту экстремальных климатических явлений, таких как ураганы, засухи и аномальная жара, которые приводят к потерям и наносят ущерб людям и природе[2].

Для того чтобы ограничить рост температуры в пределах 1,5–2 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем, как это предусмотрено Парижским соглашением, необходимо резко сократить выбросы парниковых газов — на 30 гигатонн эквивалента диоксида углерода в год до 2030 г. Поскольку на 1 % самых богатых стран мира приходятся выбросы парниковых газов, более чем в два раза превышающие выбросы, приходящиеся на половину самых бедных стран вместе взятых, ответственность за быстрый переход к низкоуглеродной экономике лежит на развитых странах[3].

Изменение климата представляет собой экзистенциальную угрозу для человечества и эффективного осуществления прав человека. Вопрос состоит в том, как с наименьшими рисками осуществлять митигацию. Декарбонизация энергосистем и загрязняющих секторов экономики, сокращение выбросов парниковых газов являются необходимым условием     для достижения целей, поставленных в Парижском соглашении. В Парижском соглашении признаются риски, связанные с такими действиями по борьбе с изменением климата, и подтверждаются обязательства государств уважать, поощрять и принимать во внимание права человека (в преамбуле). Стремясь к необходимой декарбонизации, государства и компании объединяются для создания новых технологий и инновационных решений, однако некоторые из них способны усугубить загрязнение окружающей среды и нанести существенный урон здоровью населения.

Быстрая добыча таких материалов, как литий, кобальт и редкоземельные элементы, в целях декарбонизации энергетики может привести к дефициту воды и образованию токсичных отходов горной добычи. Отказ государств от экологических и социальных правовых гарантий усугубляет такое воздействие.

Переход к электрификации транспортного сектора осуществляется без достаточной оценки жизненного цикла и зачастую не учитывает негативные последствия добычи, использования и выработки опасных веществ. Например, еще только предстоит разработать и внедрить в широких масштабах мощности для экологически обоснованной утилизации отработанных ионно-литиевых батарей электромобилей.

Проводятся кампании по дезинформации с целью преуменьшить негативные последствия некоторых технологий смягчения последствий изменения климата для прав человека и для климата в целом. Неверные или вводящие в заблуждение климатические решения продвигаются не только индустрией ископаемого топлива и химической промышленностью[4] но и горнодобывающей отраслью, атомной промышленностью[5], сектором утилизации пластмассовых и иных отходов[6]и другими отраслями. Порой частные компании продвигают технологии, указывая на их экологичность при отсутствии доказательств для создания имиджа экологически-ориентированной компании и увеличения продаж. Данное явление получило наименование «гринвошинг» или «зеленый туман»[7]. В этом контексте отметим антигринвошинговые меры, которые предприняла недавно Комиссия ЕС против 20 авиакомпаний[8]. После предупреждения Европейской организации потребителей Европейская комиссия и органы по защите прав потребителей ЕС разослали письма 20 авиакомпаниям, в которых определили несколько типов потенциально вводящих в заблуждение экологических заявлений и предложили компаниям привести свои заявления в соответствие с законодательством ЕС о защите прав потребителей в течение 30 дней. ЕС обеспокоено тем, что выявленные практики могут рассматриваться как вводящие в заблуждение действия/бездействие, запрещенные статьями 5, 6 и 7 Директивы о недобросовестной коммерческой практике[9]. Было выявлено несколько типов потенциально вводящих в заблуждение действий, таких как: 1) создание неправильного впечатления у клиентов, что оплата дополнительных сборов для финансирования климатических проектов или для поддержки использования альтернативных авиационных видов топлива может снизить выбросы CO2; 2) использование термина «sustainable aviation fuels» (SAF) без четкого обоснования воздействия такого топлива на окружающую среду; 3) использование терминов «зеленый», «устойчивый» или «ответственный» в прямом смысле или использование других неявных «зеленых» заявлений; 4) утверждения, что авиакомпания движется к нулевым выбросам парниковых газов или любым будущим экологическим показателям без четких и поддающихся проверке обязательств, целей и независимой системы мониторинга; 5) предоставление клиентам «калькулятора» выбросов CO2 конкретного полета без предоставления достаточных научных доказательств того, является ли такой расчет надежным, и без данных, используемой для такого расчета; 6) представление потребителям сравнения полетов по выбросам CO2 без предоставления достаточной и точной информации, на чем основано сравнение[10].

Обзор предлагаемых технологий декарбонизации

Представляется, что стратегии декарбонизации должны быть комплексными и не противоречить международному и национальному праву, не вести к еще большему ущербу окружающей среде и нарушению прав человека. В настоящей статье используются данные Специального докладчика по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов[11]. В последние годы было предложено несколько технологий, направленных на смягчение последствий изменения климата. Многие из них могут улучшить качество воздуха, снизить воздействие на здоровье людей и даже быть дешевле невозобновляемых источников энергии, а также создавать рабочие места. Возобновляемые источники энергии, в том числе солнечная и ветровая энергия, энергия из отходов и геотермальная энергия, потенциально могут покрыть к 2050 г. 90% мирового энергопотребления[12]. Благодаря «зеленому» водороду, получаемому из возобновляемых источников энергии, ежегодно можно сократить выбросы диоксида углерода в объеме до 830 млн тонн[13]. Современная биоэнергетика, включающая жидкое биотопливо из багассы (сухой мякоти, остающейся после выжимания сока из сахарного тростника) и других растений обладает потенциалом дополнения источников энергии без выбросов углеродов. «В 2021 году глобальная доля возобновляемых источников в общем объеме конечного потребления энергии составит 18,7 процента. Без учета традиционного использования биомассы доля современных возобновляемых источников постепенно увеличивалась — с 10,0 процента в 2015 году до 12,5 процента в 2021 году. Сектор электроэнергетики лидировал по использованию возобновляемых источников энергии, доля которых в общем конечном потреблении электроэнергии в 2021 году составила 28,2 процента. Однако недостаточный прогресс в секторе теплоснабжения и транспортном секторах подчеркивает необходимость усиления мер по охране окружающей среды и стратегических мер. Важным шагом в достижении цели 7 является трехкратное увеличение внедрения в мире возобновляемых источников энергии, как было решено на 28-ой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата»[14].

Тем не менее некоторые технологии снижения выбросов парниковых газов могут увеличить степень воздействия опасных веществ и отходов. Использование таких климатических технологий не может быть оправдано только тем, что они обладают потенциалом снижения выбросов. Стратегии декарбонизации должны также предусматривать способы очищения от токсичных веществ. В конечном счете справедливый переход к безопасной климатической системе требует комплексных решений, которые не пытаются разрешить один кризис в области экологии и прав человека за счет создания или усугубления другого.

Добыча полезных ископаемых и металлов

Добыча полезных ископаемых, включая создание открытых карьеров, хвостохранилищ и отвалов, входит в число крупнейших источников загрязняющих веществ, воздействие которых приводит к ухудшению качества почвы, воздуха и воды[15]. Воздействие тяжелых металлов, а также пыли, дыма и отбросов горнодобывающей промышленности на органы дыхания, нервную систему и здоровье человека в целом убедительно подтверждено документальными доказательствами[16]. Некоторые виды загрязнения, такие как радиоактивное загрязнение или дренаж кислых шахтных вод, могут сохраняться в течение длительного времени после прекращения добычных операций.

Многие технологии декарбонизации зависят от добычи полезных ископаемых, необходимых для энергетического перехода, таких как литий, кобальт, никель, графит, марганец, медь, цинк, алюминий и редкоземельные элементы[17]. Эти материалы необходимы в большом количестве для реализации некоторых климатических технологий, включая электромобили, аккумуляторы, панели солнечных батарей и ветряные турбины. В ближайшие два десятилетия ожидается значительный рост мирового спроса на необходимые для энергетического перехода «зеленые» полезные ископаемые и металлы: на литий — на 90%, на кобальт и никель — на 60–70%, на медь и редкоземельные элементы — на 40%[18]. Добыча этих материалов зачастую ведется без надлежащей защиты окружающей среды и социальной защиты, что имеет серьезные последствия для прав человека.

Литий необходим для производства ионно-литиевых батарей для электромобилей. Добыча лития часто требует огромных затрат энергии или воды и может приводить к образованию большого объема сточных вод[19]. Она может приводить к потере воды, дестабилизации грунта, утрате биоразнообразия, повышению солености рек, загрязнению почвы и образованию токсичных отходов[20]. Добыча лития также связана с такими нарушениями здоровья, как увеличение числа респираторных заболеваний и расстройств нервной системы[21]. Крупнейшим поставщиком лития является Австралия – 55% объёмов, которого приобретает Китай. Приблизительно 58% мировых запасов лития находятся под соляными равнинами так называемого «литиевого треугольника» в Южной Америке, образованного Аргентиной, Боливией и Чили[22].

Кобальт используется при производстве ионно-литиевых батарей для электромобилей. Добыча кобальта является энергоемкой и, в зависимости от метода добычи, может быть сопряжена с потреблением значительного количества воды. Эта деятельность зачастую для лиц занятых в ней является источником к существованию и требует тяжелого труда, сопряженного с многочисленными опасностями для здоровья, такими как несчастные случаи, жара, переутомление, вдыхание пыли и воздействие токсичных химических веществ и газов[23]. Добыча кобальта также ведет к уничтожению огромных площадей джунглей, лесов и берегов рек[24]. Крупнейшим поставщиком кобальта является Демократическая Республика Конго, удовлетворяющая 15% мирового спроса и добывающая кобальт в качестве побочного продукта при мелкомасштабной кустарной добыче меди; второе место занимает Российская Федерация[25].

Никель играет ключевую роль в производстве ионно-литиевых батарей для электромобилей, позволяя им преодолевать бóльшие расстояния за счет высокой плотности заряда. Никель — пятый по распространенности элемент на Земле, и 70% мирового спроса на него приходится на производителей нержавеющей стали. Добыча никеля является энергоемкой и может привести к загрязнению воздуха и воды, а также к уничтожению среды обитания. Воздействие никеля на организм человека способно привести к таким проблемам со здоровьем, как аллергия, заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни почек, фиброз легких, рак легких и носа и даже генетические изменения. 83 % мировых запасов никеля распределены между 7 государствами – Индонезия, Австралия, Бразилия, Российская Федерация, Куба, Филиппины и Южная Африка[26]. Крупнейшим поставщиком никеля является Индонезия, второе место занимает Филиппины (добывают практически в два раза меньше) –  в совокупности на обе страны приходится около 44 % мирового производства. Борьба за доступ к индонезийскому никелю уже развернулась серьезная, о чем свидетельствует дело ЕС против Индонезии в Органе по разрешению споров ВТО. В декабре 2022 г. был опубликован доклад третейской группы по спору «Индонезия – Сырьевые материалы». Этот доклад интересен во многих аспектах, включая процесс добычи и экономическое значение никеля для экономики ответчика, толкования Статьи XI:2(a) и Статьи XX(d) ГАТТ 1994. По результатам разбирательства меры Индонезии в отношении экспорта никелевой руды были признаны незаконными и не подпадающими ни под охват изъятий из общего запрета применения количественных ограничений, ни под общие исключения из обязательств[27].

Графит является одним из ключевых элементов при производстве ионно-литиевых батарей для электромобилей. Некоторые способы добычи графита, например добыча из твердых горных пород, требуют весьма больших затрат воды. Другие же способы, такие как улетучивание и синтетическое производство, являются энергоемкими. В некоторых регионах  производство графита связано с загрязнением питьевой воды[28]. Воздействие природного графита вызывает такие нарушения здоровья, как снижение функции легких, а также влияет на сердечно-сосудистую систему. Крупнейшим поставщиком графита в 2022 г. стал Китай – 65%; следом за ним идут Мадагаскар, Мозамбик, Бразилия и Республика Корея[29]. Из этого объема 34% используется для производства электродов, 4% — для производства аккумуляторов и 24% — для других целей[30], например для изготовления панелей солнечных батарей и лопастей роторов ветряных турбин.

Марганец. Ряд низкоуглеродных технологий, включая ветряные турбины и электромобили, в значительной степени зависят от стали, а значит и от марганца. Марганец извлекается из руды с помощью пирометаллургических, гидрометаллургических или электрометаллургических процессов, которые могут приводить к ухудшению качества воды и влиять негативно на состояние здоровья человека (например, на Украине добыча марганца связана с нарушениями роста и скелетными деформациями у детей[31]). Извлечение марганца может быть сопряжено с нарушением прав человека. Добыча марганца иногда ведется без выплат компенсаций местным общинам или без их согласия и неоднократно была связана с загрязнением окружающей среды токсичными веществами[32]. Марганцевая руда добывается в основном в Китае (35 %), Южной Африке (16%), Австралии (13%) и Габоне (9%). В Южной Африке сосредоточено около 75% мировых выявленных ресурсов марганца и около 24% его мировых запасов.

Медь является основой технологий, связанных с электричеством, в том числе электромобилей. Она играет ключевую роль в производстве ионно-литиевых батарей для электромобилей, которые содержат больше меди, чем традиционные автомобильные двигатели внутреннего сгорания. Некоторые способы извлечения меди, например пирометаллургический, могут приводить к выделению   летучих   органических соединений, смол и золы. Эти способы связаны с выбросами двуокиси серы, которая может загрязнять воздух и угрожать здоровью людей. Кроме того, при этом в окружающую среду могут выбрасываться кислоты, металлы и другие загрязняющие вещества, загрязняя землю и питьевую воду. Некоторые методы переработки меди также могут быть опасны для здоровья человека и окружающей среды. Например, в Гане электронные кабели сжигаются для извлечения меди на одной из крупнейших в мире свалок электронных отходов — Агбогблоши[33]. Крупнейшим поставщиком меди в мире является Чили, на долю которого   приходится 27% мирового производства, за ним с долей в 10% следует Перу.

Алюминий. В электромобилях листовой алюминий используется для изготовления корпусов батарей, позволяющих увеличить запас хода автомобиля. Алюминий не встречается в природе в чистом виде, поэтому для получения чистого алюминия применяются сложные производственные процессы. Производство алюминия является энергоемким и приводит к значительному объему выбросов парниковых газов, поскольку в настоящее время в отрасли используется преимущественно электроэнергия, вырабатываемая с применением угля. В процессе переработки глинозема в алюминий также образуется большое количество щелочного шлама. Эти процессы могут загрязнять как воду, так и воздух и угрожать здоровью людей. Например, в Гвинее добыча бокситов может в течение 20 лет привести к повсеместному разрушению и потере сельскохозяйственных земель. В штате Пара (Бразилия) продолжается рассмотрение нескольких судебных исков, касающихся предполагаемого загрязнения водных путей в бассейне Амазонки в результате добычи бокситов[34]. Гвинея располагает крупнейшими в мире месторождениями бокситов, и на нее приходится около 22% общемирового производства алюминия. Гвинея также является крупнейшим экспортером бокситов в Китай, который производит бóльшую часть алюминия в мире. Бокситы добываются также в Австралии, Бразилии, Индии и ряде других стран[35].

Цинк может быть использован для продления срока службы как панелей солнечных батарей, так и ветряных турбин. Он используется также при производстве негорючих аккумуляторов, которые особенно перспективны для применения в электромобилях. Цинк добывается более чем в 50 странах мира. Крупнейшим производителем цинка является Китай, на долю которого приходится 33% мирового рынка, далее следуют Перу (12%), Австралия (10%), Индия (6%) и  США (6%)[36].

Редкоземельные элементы — это группа 17 металлических элементов или металлов с особыми свойствами (скандий, иттрий и 15 лантаноидов). Они находят широкое применение в передовых технологиях, в том числе в качестве магнитов, аккумуляторов, люминофоров и катализаторов, что делает их важнейшими компонентами многих технологий декарбонизации, таких как ветряные турбины, панели солнечных батарей, электромобили и аккумуляторные батареи. Для отделения редкоземельных элементов требуется использование бассейнов для выщелачивания, насыщенных химикатами, которые могут загрязнять грунтовые воды и воздух и размывать почву. При использовании этих методов образуется большое количество отходов (приблизительно 2000 тонн отходов на тонну добытого редкоземельного элемента), включая пыль, газообразные отходы, сточные воды и радиоактивные отходы, что связано с высоким риском нанесения вреда окружающей среде и здоровью людей. В настоящее время на долю Китая приходится 63% мировой добычи редкоземельных элементов, 85% их переработки и 92% производства редкоземельных магнитов. Крупнейшим в мире месторождением редкоземельных элементов является месторождение Баян-Обо, расположенное в Китае; в 2019 г. на него пришлось 45% мирового производства. В ближайшие годы планируется расширение добычи редкоземельных элементов в таких странах, как Австралия, Вьетнам, Зимбабве, Индия, Канада, Малави, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Южная Африка.

Электрификация и производство аккумуляторов. Удовлетворение спроса на энергию за счет электрификации обладает значительным потенциалом с точки зрения снижения выбросов и декарбонизации цепочек поставок энергии. Это объясняется тем, что при оказании схожих услуг в сфере энергетики эффективность электрических технологий, как правило, значительно выше, чем эффективность альтернативных технологий, работающих на ископаемых видах топлива[37]. Ожидается, что в период с 2020 по 2050 год мировой спрос на электроэнергию увеличится более чем в два раза и, по прогнозам, на его долю придется  около 20 % от общего объема сокращения выбросов, достигнутого к середине  столетия[38]. Тем не менее в настоящее время бóльшая часть электроэнергии вырабатывается за счет сжигания ископаемых видов топлива. Выгоды от электрификации с точки зрения сокращения выбросов будут зависеть от роста доли возобновляемых источников энергии, используемых для электроснабжения. Для производства электрических батарей для электромобилей или в качестве накопителей для солнечных или ветряных источников энергии необходимы минеральное сырье, металлы и редкоземельные элементы. Способы и вещества, используемые для их добычи, приводят к образованию токсичных отходов. Производственный лом, образующийся в конце жизненного цикла таких батарей, также содержит вредные и токсичные для здоровья человека и окружающей среды элементы. Повсеместная электрификация потребует увеличения производства, мощности и использования аккумуляторов. Удовлетворение быстро растущих потребностей не обходится без рисков, особенно связанных с ускоренной добычей материалов, необходимых для производства аккумуляторов. Утилизация аккумуляторов также сопряжена с загрязнением окружающей среды токсичными веществами. Отсутствие в разных странах стандартов в области утилизации аккумуляторов является препятствием для их повторного использования. Речь идет, в частности, о стандартах на эксплуатационные характеристики и долговечность аккумуляторов для электромобилей, критериях определения срока службы и стандартов обращения с использованными аккумуляторами и маркировки их состава.

Ядерная энергия. Производство ядерной энергии сопряжено с рисками как для окружающей среды, так и для здоровья людей. При добыче урана работники могут подвергаться воздействию высоких концентраций радона, что связано с повышенным риском развития рака легких; кроме того, добыча урана сопряжена с появлением радиоактивных и токсичных побочных продуктов и загрязнением грунтовых вод. Эти риски особенно высоки для коренных народов, поскольку 70% урана, добываемого во всем мире, находится на их землях. В настоящее время ядерная энергетика вырабатывает около 10% мирового объема электроэнергии[39]. До последнего времени в Европе и ряде стран мира было весьма настороженное отношение к ядерной энергетике, хотя ее использование не несет выбросов парниковых газов. ООН впервые на 28-ой Конференции сторон Парижского соглашения в декабре 2023 г. признала актуальную роль ядерных технологий в достижении глобальных целей декарбонизации, было принято Заявление компаний атомной отрасли (Net Zero Nuclear Industry Pledge) — международная инициатива, объединившая уже более 120 компаний, ведущих свою деятельность в 140 странах мира. Участники инициативы договорились максимально увеличить вклад действующих атомных электростанций и ускорить темпы развития новых атомных технологий для достижения цели — как минимум трехкратного увеличения мощностей атомной генерации к 2050 г.[40]

Биотопливо и биоэнергетика. Биоэнергия — это вид возобновляемой энергии, получаемой из органических материалов, в том числе растений и водорослей, называемых биомассой. Это крупнейший источник   возобновляемой   энергии   в   мире, на него приходится 55% от общего объема использования возобновляемых источников энергии и более 6% мирового энергоснабжения. Биоэнергия считается источником топлива с почти нулевым уровнем выбросов, поскольку растения, используемые для производства биотоплива, такие как кукуруза, сахарный тростник и соевые бобы, поглощают диоксид углерода в процессе роста и могут тем самым компенсировать его выбросы в процессе дальнейшего производства и использования биотоплива. Ожидается, что в период с 2022 по 2027 год мировой спрос на биотопливо вырастет на 20%[41]. Производство биотоплива может быть ресурсоемким, требующим значительных объемов воды и земельных площадей113. В глобальном масштабе это может привести к существенной утрате биоразнообразия. Кроме того, для производства биотоплива часто используется сырье, требующее удобрений, избыточное применение которых может привести к загрязнению воды, хотя вместо традиционных минеральных удобрений могут использоваться побочные продукты производства этанола. Производство и использование биотоплива также может привести к образованию атмосферных загрязнителей, включая дисперсные частицы, монооксид углерода, оксиды азота, углеводороды и летучие органические соединения, некоторые из которых приводят к росту заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также некоторых видов онкологических заболеваний. Кроме того, любое снижение выбросов парниковых газов, достигнутое при использовании биотоплива, может происходить за счет других воздействий на окружающую среду, например закисления водной среды, как это наблюдается при производстве этанола в Бразилии, или эвтрофикации, как это имеет место при производстве биодизеля в Европе[42]. В конечном счете экологические последствия производства биотоплива будут зависеть от того, какие культуры или материалы используются, где и как выращивается это сырье, как производится и используется биотопливо, в каком количестве оно производится и потребляется[43]. Для того чтобы производство биоэнергии не приводило к негативным социальным и экологическим последствиям, необходимы дополнительные усилия, в том числе надлежащая организация сельскохозяйственного производства, например отказ от расширения пахотных земель или перевода существующих лесных угодий под выращивание биотопливных культур.

Возобновляемые источники энергии, не относящиеся к гидроэнергетике. Не относящиеся к гидроэнергетике возобновляемые источники энергии, включая солнечную, ветровуюи геотермальную (вырабатываемую и аккумулируемую в земной коре)энергию, будут играть важнейшую роль в переходе на «чистую» энергию. Тем не менее при отсутствии надлежащего управления производство и использование технологий возобновляемой энергетики сопряжено с рядом рисков. Технологии возобновляемой энергетики, не связанные с гидроэнергетикой, невероятно ресурсоемки и могут оказывать токсическое воздействие. Например, в панелях солнечных батарей используются тяжелые металлы (серебро, кадмий, хром, марганец, свинец, индий, теллур и цинк)[44], а в аккумуляторах — литий, кобальт, никель, марганец, железо, хром и медь[45], которые могут просачиваться в почву и водотоки, что приводит к загрязнению тяжелыми металлами окружающей среды и близлежащих населенных пунктов. При сжигании этих материалов выделяются вредные диоксины и тяжелые металлы, которые, как показано, приводят к увеличению частоты онкологических заболеваний среди местного населения[46]. Неправильное обращение с ионно-литиевыми батареями и их ненадлежащее захоронение также являются распространенной причиной пожаров с выделением токсичных веществ. Ветроэнергетика, как и солнечная энергетика, ресурсоемка и требует 8000 компонентов, в основе которых лежат редкоземельные элементы, что связано с определенными рисками[47]. При добыче геотермальной энергии основными рисками являются загрязнение воздуха и воды. Большинство геотермальных электростанций требуют большого количества воды для охлаждения или других целей, а пар, выбрасываемый на поверхность, может содержать сероводород, аммиак, метан и диоксид углерода. Кроме того, в состав растворенных твердых веществ, сбрасываемых из геотермальных систем, входят сера, хлориды, соединения кремния, ванадий, мышьяк, ртуть, никель и другие токсичные тяжелые металлы[48]. Некоторые из этих рисков проявились, например, в штате Сеара (Бразилия), где местное население жалуется на то, что проекты по переходу на новые источники энергии, такие как ветряные и солнечные электростанции, оказывают серьезное воздействие на окружающую среду, в том числе из-за вредных веществ, содержащихся в ветряных турбинах и панелях солнечных батарей.

Морские перевозки. На долю морских перевозок приходится от 80 до 90% объема международной торговли[49]. Бóльшая часть этой деятельности — значительно выше 90% — осуществляется с использованием нефти, что делает отрасль значительным источником выбросов парниковых газов: на нее приходится приблизительно 2,8–3 процента от общемировых выбросов[50]. Декарбонизация международных морских перевозок потребует расширения масштабов использования низкоуглеродных видов топлива. Несмотря на то, что использование сжиженного природного газа представляется в качестве временного решения, существуют опасения по поводу связанных с этим выбросов метана и того, что перевозки на сжиженном природном газе, отличаются высоким удельным энергопотреблением. Кроме того, ожидается, что в долгосрочной перспективе топлива на основе природного газа будет недостаточно для достижения жестких целей по декарбонизации. Среди возможных альтернатив — переход на электричество, жидкое биотопливо, водород, метанол и аммиак. Однако использование альтернативных видов топлива может быть сопряжено с загрязнением окружающей среды токсичными веществами. Например, водород является пожароопасным, поскольку легко воспламеняется[51]. Аммиак является коррозионным веществом и очень токсичен при вдыхании в высоких концентрациях. Поэтапный отказ от судов, отличающихся высокой энергоемкостью, может увеличить нагрузку на судоразделочные заводы, которые и без того печально известны связанными с ними рисками и ущербом, который они наносят правам человека и окружающей среде. При демонтаже путем посадки судна на мель в приливной зоне происходит вымывание веществ, загрязняющих воду и наносящих вред птицам, рыбам и млекопитающим[52]. Попадая в океан, стойкие химикаты могут перемещаться в различные регионы, что делает демонтаж судов путем их посадки на мель глобальной проблемой. Материалы, из которых изготовлен корпус судов, часто содержат токсичные противообрастающие краски, асбест, полихлорированные дифенилы и другие токсичные вещества, угрожающие жизни и здоровью рабочих и местного населения[53]. Следует подчеркнуть, что консультативное заключение Международного трибунала по морскому праву от 21 мая 2024 г.[54] будет способствовать унификации деятельности государств в этой сфере.

Улавливание и хранение диоксида углерода. Под улавливанием, утилизацией и хранением диоксида углерода понимаются технологии, позволяющие либо сократить выбросы диоксида углерода крупными точечными источниками, такими как нефтеперерабатывающие заводы, электростанции и другие промышленные объекты, либо понизить концентрацию имеющегося диоксида углерода в атмосфере[55]. В ближайшие десятилетия ожидается значительный рост спроса на эти технологии. Улавливание и хранение диоксида углерода состоит из трех этапов: улавливание, транспортировка и хранение (или использование). Улавливание диоксида углерода может осуществляться путем дожигания, предварительного сжигания и сжигания топлива с обогащением кислородом. После улавливания диоксид углерода сжимается в жидкость и транспортируется по трубопроводам либо морским, железнодорожным или автомобильным транспортом до местонахождения истощенных нефтяных и газовых коллекторов, невыработанных угольных пластов или глубоких водоносных соляных пластов, в которые он закачивается для постоянного хранения, обычно на глубине 1 км и более. Эти процессы могут быть весьма энергоемкими. Эти технологии сопряжены   с   рисками   для   здоровья и безопасности. Для улавливания диоксида углерода на промышленных предприятиях часто используются растворители на основе аминов[56]. Этот процесс требует использования большого количества химикатов и может привести к выбросу в окружающую среду значительных объемов высокотоксичного аммиака[57]. При высоких концентрациях диоксид углерода представляет собой токсичный и удушающий газ, способный вызвать недостаточность кровообращения, кому и смерть. Существуют также риски, связанные с утечкой при транспортировке, закачке и длительном хранении. Утечка диоксида углерода в прилегающие геологические формации может стать причиной геохимических реакций, включая стимуляцию     сейсмической активности, и мобилизации потенциально загрязняющих элементов, таких как тяжелые металлы, которые могут загрязнять питьевую воду[58]. Подземное хранение также сопряжено с риском разрыва трубопровода, при котором может произойти выброс особо опасного сжатого диоксида углерода[59].

Геоинженерия. Климатическая инженерия — это «крупномасштабное, преднамеренное вмешательство в земную систему с целью противодействия изменению климата»[60]. Подобное вмешательство рассматривается в первую очередь как способ компенсации отставания международных усилий по смягчению последствий изменения климата. Научная определенность относительно эффективности инженерных технологий, изменяющих   климат, таких   как модификация солнечной радиации, отсутствует, и спектр потенциального воздействия, оказываемого ими на эффективное осуществление прав человека, может быть широким.

Заключение

Проведенный выше анализ показывает, что процесс декарбонизации связан со многими обоснованными рисками. Государствам необходимо создавать индустриальные парки, в местах, обладающих логистическими и инфраструктурными преимуществами. В этих зонах могут разрабатываться некоторые предлагаемые технологии, направленные на смягчение последствий изменения климата, на основе последних достижений науки и инноваций, с использованием ответственного подхода к выбору источников сырья, возобновляемых источников энергии и экологичных средств транспорта, вместо интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Такая передовая практика позволит свести к минимуму выбросы парниковых газов и образование отходов по всей цепочке поставок.

Технологические изменения должны будут сочетаться с сокращением добычи и использования природных ресурсов. Такие меры включают в себя разработку более эффективных продуктов, увеличение срока их службы и внедрение обязательных нормативов утилизации путем разборки и переработки компонентов продукции. Примером таких решительных сокращений может служить изготовление более компактных аккумуляторов для электромобилей и увеличение срока их службы. Другой пример — извлечение полезных ископаемых и металлов, необходимых для энергетического перехода, из отслуживших свой срок аккумуляторов для электромобилей и материалов для жилищного строительства.

Государствам следует требовать от коммерческих предприятий проведения надлежащей экологической и правозащитной экспертизы во всех цепочках добычи и переработки всех материалов, необходимых для энергетического перехода.

При разработке и внедрении технологий, направленных на смягчение последствий изменения климата, следует избегать повторения стратегий, приводящих к загрязнению окружающей среды и характерных для индустрии ископаемых видов топлива. Государства и коммерческие предприятия должны добиваться нулевого уровня загрязнения окружающей среды и ликвидации токсичных веществ, а не просто пытаться минимизировать, уменьшить и смягчить воздействие этих опасностей.

Действительно, некоторые технологии снижения выбросов парниковых газов могут увеличить степень воздействия опасных веществ и отходов. Использование таких климатических технологий не может быть оправдано только тем, что они обладают потенциалом снижения выбросов. Стратегии декарбонизации должны также предусматривать способы очищения от токсичных веществ. В конечном счете справедливый переход к безопасной климатической системе требует комплексных решений, которые не пытаются разрешить один кризис в области экологии и прав человека за счет создания или усугубления другого.


[1]P.6 Synthesis report of the IPCC sixth assessment report (AR6) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://report.ipcc.ch/ar6syr/pdf/IPCC_AR6_SYR_LongerReport.pdf (дата обращения: 05.07.2024).

[2] Солнцев А.М. Изменение климата: международно-правовое измерение / А.М. Солнцев // Московский журнал международного права. – 2018. – № 106(1). – С. 60-78.

[3] State of the climate. Climate action note – data you need to know [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.unep.org/explore-topics/climate-action/what-we-do/climate-action-note/state-of-climate.html. (дата обращения: 05.07.2024).

[4] Существует множество примеров проведения компаниями и отдельными отраслями дезинформационных кампаний в целях сохранения своей доли рынка за счет прав людей, включая работников, потребителей, отдельных лиц и общин, подвергающихся воздействию опасных веществ. Корпорации, производящие особо опасные пестициды, оказывают давление на правительства или вводят их в заблуждение, стремясь избежать мер контроля или запретов. Компании, производящие или реализующие на рынке опасные химические вещества, которые, в частности, нарушают функционирование эндокринной системы, и «вечные химикаты» (пер- и полифторалкильные вещества), активно искажают факты или отвлекают внимание, с тем чтобы не допустить или отложить применение мер контроля и защиты. Промышленность по производству пластмасс затягивает меры контроля, в том числе путем распространения дезинформации, давая ложные обещания о рециркуляции. Подробнее см. «Право на науку в контексте токсичных веществ», Док. ООН A/HRC/48/61, пун. 4.

[5] P. 37 El rostro del litio y uranio en Puno: La cultura, salud, derechos de las comunidades y medio ambiente en riesgo. Lima, Puno, noviembre 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://earthrights.org/wp-content/uploads/2023/09/Informe_LYU_20223.pdf (дата обращения: 05.07.2024)

[6] П. 22 Доклада Специального докладчика по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов от 22.07.2022 г. // Документ ООН A/76/207.

[7] Подробнее см.: Зелёный туман / под редакцией к.т.н М. В. Бегака — М.: ООО ФИД «Деловой экспресс», 2023.

[8] PRESS RELEASE April 30, 2024 Brussels. Commission and national consumer protection authorities starts action against 20 airlines for misleading greenwashing practices (press release April 30, 2024 Brussels) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/fen/ip_24_2322 (дата обращения: 05.07.2024).

[9] Directive 2005/29/EC of the European Parliament and of the Council of 11 May 2005 concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market and amending Council Directive 84/450/EEC, Directives 97/7/EC, 98/27/EC and 2002/65/EC of the European Parliament and of the Council and Regulation (EC) No 2006/2004 of the European Parliament and of the Council (‘Unfair Commercial Practices Directive’). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32005L0029 (дата обращения: 05.07.2024).

[10] PRESS RELEASE April 30, 2024 Brussels. Commission and national consumer protection authorities starts action against 20 airlines for misleading greenwashing practices (press release April 30, 2024 Brussels) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/fen/ip_24_2322 (дата обращения: 05.07.2024).

[11] Доклад Специального докладчика по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов. Токсическое воздействие некоторых предлагаемых решений по борьбе с изменением климата от 13 июля 2023 г. // Документ ООН A/HRC/54/25.

[12] Fast-Track Energy Transitions to Win the Race to Zero. World Energy Transitions Outlook outlines global strategies towards carbon-neutrality and leads way to a climate-safe 1.5°C pathway by 2050 (Abu Dhabi, United Arab Emirates, 16 March 2021)  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.irena.org/news/pressreleases/2021/mar/fast-track-energy-transitions—to-win-the-race-to-zero (дата обращения: 05.07.2024).

[13] Green hydrogen: an alternative that reduces emissions and cares for our planet )  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dsneg.com/info/green-hydrogen-an-alternative-that-reduces-em-51930522.html (дата обращения: 05.07.2024).

[14] Доклад Генерального секретаря за 2023 г. «Ход достижения целей в области устойчивого развития» от 02.05.2024 г. // Документ ООН A/79/79E/2024/54.

[15] Доклад Специального докладчика по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов. Влияние токсичных веществ на права человека коренных народов от 28.07.2022 г. // Документ ООН A/77/183.

[16] Environmental impacts of mining and smelting [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.okinternational.org/mining (дата обращения: 05.07.2024).

[17] Energy transition minerals: what are they and where will they come from? ( 9 November 2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economicsobservatory.com/energy-transition-minerals-what-are-they-and-where-will-they-come-from (дата обращения: 05.07.2024).

[18] International Energy Agency. The Role of Critical Minerals in Clean Energy Transitions(May 2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iea.org/reports/the-role-of-critical-minerals-in-clean-energy-transitions#overview (дата обращения: 05.07.2024).

[19] SAMCO Technologies. What is lithium extraction and how does it work? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://samcotech.com/what-is-lithium-extraction-and-how-does-it-work/ (дата обращения: 05.07.2024).

[20] См. Friends of the Earth Europe. 13 Fact Sheet Lithium [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.foeeurope.org/sites/default/files/publications/13_factsheet-lithium-gb.pdf. (дата обращения: 05.07.2024).

[21] См. Wellcome collection. The side effects of lithium mining [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wellcomecollection.org/articles/YTdnPhIAACIAGuF3 (дата обращения: 05.07.2024).

[22] См. South America’s Lithium Triangle: Opportunities for the Biden Administration [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.csis.org/analysis/south-americas-lithium-triangle-opportunities-biden-administration (дата обращения: 05.07.2024).

[23] Franklin W. Schwartz, Sangsuk Lee and Thomas H. Darrah A review of the scope of artisanal and small‐scale mining worldwide, poverty, and the associated health impacts / W. Schwartz Franklin, Lee Sangsuk, H. Darrah Thomas // GeoHealth. – 2021. – Vol. 5. –  No. 1. – P. 72

[24] Доклад Специального докладчика по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов. Ртуть, мелкомасштабная золотодобыча и права человека от 08.07.2022 // Документ ООН A/HRC/51/35.

[25] См. Cobalt Mining: The Dark Side of the Renewable Energy Transition (27 September 2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://earth.org/cobalt-mining/ (дата обращения: 05.07.2024).

[26] IFP Energies Nouvelles. Nickel in the energy transition: why is it called the devil’s metal? (29 March 2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ifpenergiesnouvelles.com/article/nickel-energy-transition-why-it-called-devils-metal (дата обращения: 05.07.2024).

[27] Смбатян А.С. Решение третейской группы ВТО о недопустимости ограничений на экспорт сырья / А.С. Смбатян // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – № 4. – С.37.

[28] См. The Washington Post. In your phone, In their air. A trace of graphite is in consumer tech. In these Chinese villages, it’s everywhere. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.washingtonpost.com/graphics/business/batteries/graphite-mining-pollution-in-china/ (дата обращения: 05.07.2024).

[29] См. Mineral Commodity Summaries 2023. Graphite (natural) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2023/mcs2023-graphite.pdf, (дата обращения: 05.07.2024).

[30] Allah D. Jara and others Purification, application and current market trend of natural graphite: a review / D. Lara Allah and other  // International Journal of Mining Science and Technology. – 2019. – Vol. 29. –  No. 5. – P. 678.

[31] Ykateryna D. Duka, Svetlana I. IlchenkoMykola M. Kharytonov, and Tetyana L. Vasylyeva Impact of open manganese mines on the health of children dwelling in the surrounding area //Emerging Health Threats Journal. – 2011. – Vol. 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3166881/ (дата обращения 05.07.2024).

[32] United States Geological Survey, “Manganese”, Mineral Commodity Summaries, January 2022; and Alejandro González, “Manganese matters”, Centre for Research on Multinational Corporations, 16 June 2021.

[33] Доклад Специального докладчика по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов. Токсическое воздействие некоторых предлагаемых решений по борьбе с изменением климата от 13 июля 2023 г. // Документ ООН A/HRC/54/25.

[34] Human Rights Watch and Inclusive Development International, Aluminium: The Car Industry’s Blind Spot – Why Car Companies Should Address the Human Rights Impact of Aluminium Production ( 22 July 2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hrw.org/report/2021/07/22/aluminum-car-industrys-blind-spot/why-car-companies-should-address-human-rights (дата обращения: 05.07.2024).

[35] Там же

[36] См. Mineral and Metal Facts. Zinc Facts [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://natural-resources.canada.ca/our-natural-resources/minerals-mining/minerals-metals- facts/zinc-facts/20534 (дата обращения: 05.07.2024).

[37] International Energy Agency. Electrification: analysis (September 2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iea.org/reports/electrification (дата обращения: 05.07.2024).

[38] P. 70 International Energy Agency. Net Zero by 2050 A Roadmap for the Global Energy Sector [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iea.blob.core.windows.net/assets/deebef5d-0c34-4539-9d0c- 10b13d840027/NetZeroby2050-ARoadmapfortheGlobalEnergySector_CORR.pdf (дата обращения: 05.07.2024).

[39] International Energy Agency, Nuclear Power in a Clean Energy System (May 2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iea.org/reports/nuclear-power-in-a-clean-energy-system (дата обращения 05.07.2024).

[40] Атомная энергия 2.0. ООН впервые на COP28 признала актуальную роль ядерных технологий в достижении глобальных целей декарбонизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.atomic-energy.ru/news/2023/12/18/141580 (дата обращения: 05.07.2024).

[41] См. International Energy Agency. Bioenergy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.iea.org/fuels-and-technologies/bioenergy# (дата обращения: 05.07.2024).

[42] Jikke van Wijnen and others Coastal eutrophication in Europe caused by production of energy crops// Science of the Total Environment. – 2015. – Vol. 511. – P. 109.

[43] United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, Scientific Committee on Problems of the Environment and UNEP. Biofuels and environmental impacts: scientific analysis and implications for sustainability. Policy Brief. – 2019. – No. 9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000183113 (дата обращения: 05.07.2024)

[44] Guiomar Calvo and Alicia Valero Strategic mineral resources: availability and future estimations for the renewable energy sector // Environmental Development. – 2022. – Vol. 41 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2211464521000373 (дата обращения: 05.07.2024)

[45] Wojciech Mrozik et al. Environmental impacts, pollution sources and pathways of spent lithium-ion batteries // Energy & Environmental Science. – 2021. – Vol. 14. – No 12. P. 6111.

[46] Javier García-Pérez and others Cancer mortality in towns in the vicinity of incinerators and installations for the recovery or disposal of hazardous waste // Environment International. – 2013. –Vol. 51. – P. 37.

[47] Institute for Energy. Research Big wind’s dirty little secret: toxic lakes and radioactive waste (23 October 2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.instituteforenergyresearch.org/renewable/wind/big-winds-dirty-little-secret-rare-earth-minerals/ (дата обращения: 05.07.2024).

[48] United States Fish & Wildlife Service Geothermal energy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fws.gov/node/265252 (дата обращения: 05.07.2024)

[49] International Renewable Energy Agency A Pathway to Decarbonise the Shipping Sector by 2050 (Abu Dhabi, 2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2021/Oct/IRENA_Decarbonising_Shipping_2021.pdf (дата обращения: 05.07.2024).

[50] Roadmap to decarbonize the shipping sector: technology development, consistent policies and investment in research, development and innovation (19 December 2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/news/transport-newsletter-article-no-99-fourth-quarter-2022 (дата обращения: 05.07.2024).

[51] Richard B. Kuprewicz Report: Safety of hydrogen transportation by gas pipelines (report prepared for Pipeline Safety Trust at 28 November 2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pstrust.org/wp-content/uploads/2022/11/11-28-22-Final-Accufacts-Hydrogen-Pipeline-Report.pdf (дата обращения: 05.07.2024).

[52] П. 8 Доклада Специального докладчика по вопросу о неблагоприятных последствиях незаконных перевозок и захоронения токсичных и опасных продуктов и отходов для осуществления прав человека. Поощрение и защита всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие от 15 июня 2009 г.// Документ ООН A/HRC/12/26.

[53]  Копылов М.Н., Солнцев А.М. Утилизация морских судов — угроза международной экологической безопасности / М.Н. Копылов, А.М. Солнцев // Евразийский юридический журнал. – 2010. – № 10. – С. 111.

[54] International Tribunal for the Law of the Sea . Advisory opinion in case no. 31 request submitted to the tribunal by the commission of small island states on climate change and international law (21 May 2004) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.itlos.org/fileadmin/itlos/documents/cases/31/Advisory_Opinion/C31_Adv_Op_21.05.2024_orig.pdf (дата обращения: 05.07.2024).

[55] Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment. What is carbon capture, usage and storage https://www.lse.ac.uk/granthaminstitute/explainers/what-is-carbon-capture-and-storage-and-what-role-can-it-play-in-tackling-climate-change/ (дата обращения: 05.07.2024).

[56] Louise B. Hamdy and others The application of amine-based materials for carbon capture and utilisation: an overarching view // Materials Advances. – 2021. – Vol. 2. – No.18. – P. 5864.

[57] П. 14 Доклада Специального докладчика по вопросу о неблагоприятных последствиях незаконных перевозок и захоронения токсичных и опасных продуктов и отходов для осуществления прав человека. Осуществление резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи от 15 марта 2006 года, озаглавленной «Совет по правам человека» от 05.05.2007 // Документ ООН A/HRC/5/5; и P. 10 Air pollution impacts from carbon capture and storage (CCS)  (European Environment Agency, Copenhagen, 2011) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eea.europa.eu/publications/carbon-capture-and-storage (дата обращения: 05.07.2024).

[58] P. 103 International Resource Panel. Green Energy Choices: The Benefits, Risks and Trade-Offs of Low- Carbon Technologies for Electricity Production (UNEP, 2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.resourcepanel.org/reports/green-energy-choices-benefits-risks-and-trade-offs-low-carbon-technologies-electricity (дата обращения: 05.07.2024).

[59] Richard B. Kuprewicz Report: Accufacts’ perspectives on the state of federal carbon dioxide transmission pipeline safety regulations as it relates to carbon capture, utilization, and sequestration within the U.S. ( report prepared for Pipeline Safety Trust by Accufacts at 23 March 2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ourenergypolicy.org/resources/accufacts-perspectives-on-the-state-of-federal-carbon-dioxide-transmission-pipeline-safety-regulations-as-it-relates-to-carbon-capture-utilization-and-sequestration-within-the-u-s/ (дата обращения: 05.07. 2024).

[60] Oxford Geoengineering Programme. What is geoengineering?  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/geoengineering#:~:text=The%20Oxford%20Geoengineering%20Programme%20seeks,systems%20to%20address%20climate%20change (дата обращения: 05.07.2024).



Информация об авторах:

Анастасия Михайловна ОТРАШЕВСКАЯ
Российский университет дружбы народов (РУДН)

ORCID: 0000-0002-5745-5722


Александр Михайлович СОЛНЦЕВ, доцент кафедры международного права, к.ю.н.
Российский университет дружбы народов (РУДН)

ORCID: 0000-0002-9804-8912


Парзад Низами кызы ЮСИФОВА, ассистент кафедры международного права
Российский университет дружбы народов (РУДН)

ORCID: 0000-0002-0545-8294



Information about the authors:

Anastasia Mikhailovna OTRASHEVSKAYA, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN), Miklouho-Maklaya st., 6, Moscow, 117198, Russian Federation

ORCID: 0000-0002-5745-5722

Alexander Mikhailovich SOLNTSEV, Associate Professor of the Department of International Law, Ph.D., Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN)

ORCID: 0000-0002-9804-8912

Parzad Nizami kyzy YUSIFOVA, Assistant of the Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN)

ORCID: 0000-0002-0545-8294







Добавить комментарий

Войти с помощью: