
Достигший своего пика конфликт в Сирии оказывает негативное влияние на региональную безопасность. Свержение режима Башара Асада представляет собой поворотный момент в ближневосточной политике. В процесс урегулирования конфликта в Сирии активно вовлечена Организация Объединенных Наций. В статье дается оценка роли одного из главных органов ООН, в функции которого входит поддержание международного мира и безопасности — Совета Безопасности ООН. Затянувшийся конфликт в Сирии свидетельствует о необходимости усиления эффективности деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) в контексте разрешения и предотвращения вооруженных конфликтов в XXI веке.
Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Ближний Восток, Сирия, терроризм, вооруженные конфликты
The role of the United Nations Security Council in combating terrorism in the Middle East
Abstract: The conflict in Syria, having reached its peak, is having a negative impact on regional security. The overthrow of Bashar al-Assad’s regime represents a turning point in Middle Eastern politics. The United Nations is actively involved in the process of resolving the Syrian conflict. This article evaluates the role of one of the UN’s primary bodies, the Security Council, whose function is to maintain international peace and security. The protracted conflict in Syria underscores the need to enhance the effectiveness of the United Nations in resolving and preventing armed conflicts in the 21st century.
Keywords: United Nations, UN Security Council, UN General Assembly, Middle East, Syria, terrorism, armed conflicts
Терроризм — актуальная, опасная угроза для всего мира, подрывающая основы международной стабильности и безопасности. Его разрушительное влияние сказывается на обществах, дестабилизируя целые регионы, одним из которых является зона Ближнего Востока.
Регион Ближнего Востока всегда занимал центральное место в мировой политике, являясь эпицентром событий, чьи последствия ощущаются далеко за его границами, формируя глобальную повестку. Сегодня этот регион — перекресток, где переплетаются различные культуры и цивилизации, а интересы как местных, так и зарубежных игроков постоянно соприкасаются. Сложная международная обстановка, в которой функционирует Сирия, определяет ее внешнеполитические приоритеты и стратегии.
В декабре 2010 года самосожжение Мохаммеда Буазизи, торговца фруктами из Туниса, стало катализатором волнений. Этот акт протеста породил «Арабскую весну» — волну революционных движений, которая сначала охватила Тунис, а затем распространилась на соседние страны, включая Ливию, Египет, Бахрейн, Йемен и Сирию[1].
С 2011 года в ряде государств, в частности, в Египте, революция закончилась с минимальными человеческими жертвами. Однако в других государствах, таких как Ливия, революция приобрела насильственный характер, приведя к гибели множества людей. Яркий пример ожесточенности, требующий принятия мер для разрешения со стороны государств и организаций на международном уровне — сирийский конфликт, начавшийся в марте 2011 года и унесший жизни более 90 тысяч человек, а также вынудивший более миллиона сирийцев бежать из страны. Разрешение конфликта осложняется тем, что в нем участвуют различные международные силы, которые имеют собственные, не всегда совпадающие, интересы[2].
Конфликт в Сирии, начавшийся между правительством Сирийской Арабской Республики (далее — САР) под руководством Башара Асада и антиправительственными силами, привлек внимание многих региональных и глобальных акторов, что привело к его усложнению и превращению в интернационализованный конфликт.
Развитие событий в Сирии было обусловлено целым рядом факторов, одним из которых стала террористическая угроза, исходившая от радикальных исламистских группировок. Влияние этих группировок перешло за пределы Сирии, охватив весь арабский мир. Согласно докладу, опубликованному в июне 2024 года Сирийской обсерваторией по правам человека, в период с 2019 года по конец июня 2024 года боевики ИГИЛ[3] убили в Сирии около 4 100 человек. Кроме того, за тот же период участники данной организации совершили более 2 550 нападений на спонсируемые государством силы безопасности[4].
Международное право стремится к созданию мирового порядка, защите прав человека и обеспечению ответственности государств и отдельных физических лиц за нарушения норм международного права. Сегодня Организация Объединенных наций (ООН) является ключевым механизмом, отвечающим за поддержание мира и безопасности. В условиях современного международного устройства, ориентированного на государства, ее деятельность сохраняет свое значение в международных отношениях. Благодаря юридическим, экономическим и социально-политическим инструментам, ООН оказывает значительное воздействие на государства.
Проблема борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, находится в поле зрения Совета Безопасности ООН (СБ ООН) и Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН). В то время как Совет Безопасности ООН имеет полномочия принимать юридически обязательные решения, включая введение санкций или осуществление военного вмешательства, Генеральная Ассамблея ООН имеет широкие полномочия по проведению дипломатических переговоров, предоставляя государствам-членам возможность принимать участие в глобальном принятии решений.
Среди наиболее значимых обязательных решений можно выделить следующие.
Так, 17 июня 2011 года Совет безопасности ООН учредил Комитет по санкциям в отношении «Аль-Каиды»[5], в обязанности которого входит контроль за соблюдением санкций в отношении физических и юридических лиц, связанных с «Аль-Каидой», рассмотрение и принятие решений, связанных с санкционным перечнем, ведение информационно-пропагандиcтской деятельности и другие. В декабре 2015 года на основании Резолюции СБ ООН 2253[6] комитет был переименован в «Комитет Совета Безопасности по ИГИЛ (ДАИШ)[7], «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям, а санкционный перечень в отношении «Аль-Каиды» переименован на санкционный перечень в отношении ИГИЛ (ДАИШ) и «Аль-Каиды». Резолюцией на государства-члены ООН возложена обязанность принимать в отношении указанных ИГИЛ, «Аль-Каиды», а также связанных с ними лиц, групп, организаций такие меры, как замораживание активов, запрет на поездки, эмбарго в отношении оружия.
В 2015 году в целях содействия усилиям ООН по достижению политического урегулирования в Сирии на основании резолюции 2254 создана Международная группа поддержки Сирии (МГПС), действующая на основании таких принципов, как приверженность единству, независимости, территориальной целостности и нефракционному характеру Сирии и др. СБ ООН в резолюции 2254[8] потребовал от сторон конфликта незамедлительно обеспечить выполнение своих обязательств по международному праву, в том числе международному гуманитарному праву и международному праву прав человека. Как отметил Министр иностранных дел России С. Лавров, «альтернативы честному выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2254 по Сирии нет, ее принцип основан на уважении суверенитета Сирии, суверенитета сирийского народа»[9].
Единогласно 24 февраля 2018 года принята резолюция 2401[10], в которой стороны призываются к прекращению огня на всей территории Сирии. В документе содержатся положения о скорейшем прекращении боевых действий, о необходимости выполнения договоренностей, которые были согласованы ранее, о переговорной работе по общей деэскалации, а также об ускорении гуманитарной деятельности, которая связана с разминированием, о демилитаризации школ, учреждений здравоохранения, иных гражданских объектов. Как отмечено представителем МИД России, «впервые за долгие годы Совет Безопасности ООН смог осудить обстрелы Дамаска, под которые не раз попадало и российское диппредставительство и в результате которых погибли сотни мирных жителей, был нанесен серьезный ущерб гражданской инфраструктуре»[11].
17 декабря 2021 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 2610 (2021)[12], в которой подтверждено замораживание активов, запрет на поездки и оружейное эмбарго в отношении всех лиц и организаций, фигурирующих в санкционном перечне в отношении ИГИЛ (ДАИШ) и «Аль-Каиды». Этой резолюцией он также продлил мандаты Группы по наблюдению и Канцелярии Омбудсмена на 30 месяцев до июня 2024 года.
В своей резолюции 2734 от 10 июня 2024 года[13] Совет Безопасности ООН рекомендовал всем государствам-членам более активно представлять заявки на включение в санкционный перечень лиц и организаций, которые оказывают поддержку ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде»[14] и их филиалам. Государства-члены представили шесть заявок на включение лиц в санкционный перечень, в 2024 году в перечень не было добавлено ни одного нового физического лица или организации, при этом две позиции были исключены из перечня[15].
На заседании 20 декабря 2024 года СБ ООН принял Резолюцию 2766 (2024), в которой призвал «все стороны внутрисирийского конфликта прекратить боевые действия на всей территории страны, в том числе в районе ответственности СООННР[16], и соблюдать нормы международного гуманитарного права»[17]. Кроме того, СБ ООН призвал к выполнению своих резолюций 338 (1973), 2378 (2017), 2436 (2018), 2538 (2020), 2518 (2020).
Ранее, СБ ООН в рамках борьбы с терроризмом в Сирии разработал следующие резолюции:
- проект резолюции S/2011/612 от 04 октября 2011 года, в которой «осуждается применение властями Сирии насилия к мирному населению и предусмотрено прекращение подобной практики; все государства призываются к проявлению бдительности и сдержанности в отношении прямой или косвенной поставки, продажи или передачи Сирии вооружений и связанных с ними материальных средств всех типов; государства-члены призываются к разработке вариантов по принятию мер на основании статьи 41 главы VII Устава ООН (полный или частичный перерыв экономических, транспортный и коммуникационных отношений, а также разрыв дипломатических отношений)»[18].
В отношении указанного проекта документа Россия и Китай применили право «вето», обосновывая такое решение следующим:
— по мнению представителя КНР, «СБ ООН должен выполнять свои задачи с уважением к суверенитету и территориальной целостности Сирии. Любые предпринятые им действия должны способствовать миру и стабильности и соответствовать Уставу ООН в части принципов невмешательства во внутренние дела (стран)»[19].
— по мнению представителя РФ, кризис должен быть разрешен мирно, а не посредством использования санкций и военного вмешательства, однако «проект резолюции построен на философии конфронтации, содержит односторонний обвинительный уклон в адрес Дамаска, содержит неприемлемую ультимативную угрозу применения санкций в отношении сирийских властей, что противоречит принципу мирного урегулирования кризиса на основе общесирийского национального диалога»[20]. Кроме того, обращено внимание на одну из причин продолжающегося конфликта — действия радикальной оппозиции, а также отмечен настрой населения Сирии, которое не разделяет требований о немедленной смене власти.
2) проект резолюции S/2012/77 от 04 февраля 2012 года, в которой указывается на «необходимость поддержания плана действий Лиги арабских государств от 2 ноября 2011 года и на её решение от 22 января 2012 года о получении от Генерального секретаря ООН сведений о ходе выполнения резолюции»[21].
Россия и Китай вновь применили право «вето», возражая против принятия данного документа, обосновывая это следующим:
— по мнению представителя КНР, «должны уважаться суверенитет, независимость и территориальная целостность Сирии, как и право её народа на самостоятельный процесс проведения реформ»[22];
— по мнению представителя РФ, «проект резолюции содержит «несбалансированное послание» властям Сирии с требованием немедленного прекращения вооруженных действий от властей, при этом проект не содержит каких-либо положений относительно атак вооружённых группировок и связи части из них с экстремистами»[23].
3) проект резолюции S/2012/538 от 19 июля 2012 года, в которой государства-члены «призываются к поддержанию деятельности Миссии Организации Объединенных Наций по наблюдению в Сирии (МООННС) и которая требует от властей Сирии полного взаимодействия с нею, а также в которой закреплено требование прекращения перебросок войск к населённым пунктам и использование ими любых тяжёлых вооружений; в случае невыполнения указанного требования предусматривается обязательство незамедлительно принять меры в соответствии со статьёй 41 Устава ООН (полный или частичный перерыв экономических, транспортный и коммуникационных отношений, а также разрыв дипломатических отношений)»[24].
Россия и Китай выступили против приятия этой резолюции по следующим причинам:
— по мнению представителя КНР, «проект резолюции был контрпродуктивным, так как его содержание несбалансированно и «давит» лишь на одну сторону конфликта. Её принятие свело бы процесс политического урегулирования с рельсов и подорвало бы мир и стабильность в регионе»[25];
— по мнению представителя РФ, «спонсорам заблокированной резолюции было хорошо известно, что у неё не было шансов на принятие. Российская Федерация уже объясняла, что не может принять вариант со ссылками на статью VII Устава ООН, что открывает путь к военному вмешательству и санкциям»[26].
- Проект резолюции S/2014/348 от 22 мая 2014 года, которая осуждает широкомасштабные нарушения прав человека и международного гуманитарного права сирийскими властями и проправительственными формированиями; предусматривает передачу сведений о ситуации в Сирии прокурору Международного уголовного суда и предлагает ему сообщить СБ ООН о мерах, принятых во исполнение данной резолюции.
В отношении предложенного проекта Россия и Китай применили право «вето» по следующим основаниям:
— по мнению Чрезвычайного и полномочного посла КНР в ООН, «любое действие со ссылкой на Международный уголовный суд следует основывать на предпосылке уважения юридического суверенитета стран и принципа взаимодополняемости. Китай исторически всегда с оговорками относился к передаче различных ситуаций в данный суд. Хотя текущие усилия по политическому урегулированию испытывают трудности, международное сообщество должно сохранять терпение»[27];
— по мнению представителя РФ, «мотивация делегаций, поддержавших проект резолюции, понятна, и их эмоции разделяются всеми. Однако трудно понять мотивацию Франции (автор проекта), так как их делегация была уведомлена о результате голосования, если проект будет на него поставлен. Единство «P5» (постоянные члены Совета Безопасности ООН) было показано конкретными позитивными результатами, например, при принятии резолюции 2118 об отказе от химического оружия Сирией или 2139 по гуманитарным вопросам и нет необходимости рушить это единство в данном случае»[28].
Сирийский конфликт показал, как формирующуюся тенденцию перехода от многосторонних к односторонним решениям, отсутствие консенсуса среди постоянных членов по вопросу стратегии прекращения войны в Сирии. Основными причинами применения права «вето» со стороны России являлось несоответствие проектов резолюций СБ ООН таким принципам, как мирное урегулирование кризиса на основе общесирийского национального диалога, уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности, а также наличие в них несбалансированных мер по отношению к правительству Сирии. Неудача ООН в достижении консенсуса среди постоянных членов по вопросу о стратегии прекращения войны в Сирии демонстрирует, что в организации отсутствует основа для эффективной координации действий с целью наказания ответственных за конфликт сил[29].
В ночь на 8 декабря 2024 года конфликт в Сирии достиг своего пика, когда президент и правительство Сирийской Арабской Республики были свергнуты. Ведущую роль в этом сыграла внесенная в санкционный перечень на основании санкционного режима в отношении ИГИЛ (ДАИШ) и «Аль-Каиды» организация «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ)[30], хотя в захвате участвовали и другие организации, как включенные, так и не включенные в перечень[31]. Определенная часть национальной территории остается неподконтрольной Дамаску, социально-экономическая сфера сильно пострадала, а болезненная проблема беженцев так и не была решена. Сирийская Арабская Республика переживает глубокие трансформации в сфере безопасности, чьи последствия могут ощутимо сказаться на всей региональной обстановке. Группа, отколовшаяся от «Аль-Каиды», продемонстрировала стремительный рост влияния и заняла лидирующие позиции в Сирии. Многие группировки, связанные с «Аль-Каидой», выразили свои поздравления, среди которых и действующее руководство «Талибана».
31 января 2025 года лидер повстанцев Абу Мухаммад аль-Голани — нынешний лидер Сирии — выступил со своим первым президентским обращением. В своем обращении Голани, глава бывшего филиала «Аль-Каиды» «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), объявил, что выпустит «Конституционную декларацию», которая будет служить «юридическим ориентиром» для страны. Голани также объявил о создании комитета, которому будет поручено подготовить Конференцию национального диалога, дискуссионную платформу, предназначенную для обмена мнением и диалога различных политических сил, что впоследствии послужит основой для разработки Конституционной декларации. После своего назначения 29 января Голани также объявил о приостановке действия конституции и о роспуске сирийского парламента, армии и органов безопасности[32].
На заседании СБ ООН, состоявшемся 25 февраля 2025 года, исполняющий обязанности Специального координатора по ближневосточному мирному процессу Сигрид Каг отметил, что «сегодня происходят стремительные изменения обстановки на Ближнем Востоке — их масштабы и последствия пока не ясны, но они предоставляют историческую возможность. Этот период может завершиться установлением мира и безопасности и обеспечением уважения достоинства народов региона. Совет Безопасности ООН должен взять на себя обязательства по обеспечению прекращения оккупации и окончательного урегулирования конфликта на основе резолюций Организации Объединенных Наций, международного права и ранее достигнутых договоренностей»[33].
Конфликт в Сирии показал, что ООН сталкивается со значительными сложностями при осуществлении своих задач в условиях, когда глобальные проблемы, включая обостряющиеся международные разногласия и повышенное внимание к деятельности организации, только приобретают новые масштабы. Несмотря на богатый опыт, включающий более шести десятков миротворческих миссий по всему миру, способность ООН эффективно реагировать на кризисные ситуации остается предметом серьезных дискуссий. Решения, принимаемые Советом Безопасности ООН, обсуждаются в ходе многоэтапного процесса, который включает в себя продолжительные переговоры и консультации между постоянными членами. При этом противодействие терроризму невозможно без согласованных действий всего мирового сообщества, а также каждого его участника. Необходимо создать действенный план, который опирался бы на накопленный опыт и внедрял современные технологии. Стратегия в этой области должна быть гибкой и постоянно обновляться, ведь террористическая угроза не стоит на месте и постоянно совершенствуется.
Анализ деятельности СБ ООН и ГА ООН показал, что СБ ООН на сегодняшний день не всегда может принимать действенные решения и реагировать на возникающие серьезные угрозы безопасности. Вместе с этим свою деятельность активизировала ГА ООН, которая все чаще вторгается в решение вопросов, входящих в компетенцию СБ ООН[34].
Указанное было подтверждено Международным судом ООН (МС ООН), который при толковании положений Устава ООН руководствовался практикой указанных органов ООН[35], Согласно положениям Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями в 1986 года и Проекта статей об ответственности международных организаций 2011 года практика международной организации является частью «правил организации»[36]. Указанное обстоятельство было дополнительно подтверждено Комиссией международного права (КМП) в 2018 году в ее Проектах заключений о последующем соглашении и последующей практике, в которых говорится, что толкование учредительных документов международных организаций, таких как Устав ООН, может основываться на практике рассматриваемой организации[37].
Статьи 11 и 14 Устава ООН[38] предоставляют Генеральной Ассамблее полномочия, имеющие отношение к поддержанию мира. Статья 11(2) уполномочивает ГА ООН «обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности» и «давать рекомендации в отношении любых таких вопросов» государствам и/или СБ ООН. Статья 11(3) уполномочивает Ассамблею «обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могут угрожать международному миру и безопасности», а статья 14 уполномочивает ее «рекомендовать меры для мирного урегулирования» ситуаций, которые считаются «могущими нарушить общее благосостояние или дружественные отношения между нациями». Кроме того, статья 13 Устава возлагает на Ассамблею основную ответственность за права человека и поручает ей давать рекомендации с целью «содействия осуществлению прав человека».
В дополнение к этим полномочиям ГА ООН наделена рядом административных функций, которые в некоторых случаях схожи с функциями законодательного органа в государствах.
С 2014 года рост угроз безопасности и нарушений прав человека способствовал более активному использованию полномочий Генеральной Ассамблеи ООН. Генеральная Ассамблея ООН в 2016 году создала особый механизм, призванный обеспечить беспристрастное и независимое расследование и судебное преследование виновных в тяжких преступлениях, совершенных в Сирии. До этого момента подобных прецедентов не было. Ассамблея уже создавала группы для выяснения фактов и комиссии для расследования, однако никогда не прибегала к созданию механизмов с функциями, близкими к прокурорским[39]. В 2021 и 2022 годах ГА ООН вышла за рамки рекомендаций по ситуациям в конкретных странах и приняла две процедурные резолюции, направленные на укрепление институциональной основы реагирования Ассамблеи на кризисы в области прав человека и безопасности[40].
Таким образом, ГА ООН взяла на себя ответственность по рассмотрению и вынесению рекомендаций по вопросам международного мира и безопасности. Подобная активность не привела к дальнейшему расширению полномочий ГА ООН, поскольку уже имеющиеся полномочия обеспечивают достаточную основу для того, чтобы ГА ООН могла принимать меры в области обеспечения международной безопасности. В целях обеспечения способности ООН эффективно реагировать на современные вызовы требуется проведение реформы системы ООН.
Конфликт продолжает оказывать негативное влияние на региональную безопасность. Такая нестабильность представляет угрозу не только для Сирии, но и для всего Ближнего и Среднего Востока. ООН остается объединяющим центром как для государственных, так и для негосударственных субъектов в силу своего глобального характера и разнообразия проблем, с которыми она сталкивается, а также незаменимой международной площадкой для обмена мнениями и выработки общих решений в стремлении к обеспечению глобальной и региональной безопасности. Как отмечено представителем МИД России, «путь к устойчивой нормализации ситуации в Сирийской Арабской Республике лежит через запуск инклюзивного межсирийского диалога, нацеленного на достижение национального согласия и продвижение комплексного процесса политического урегулирования в соответствии с базовыми принципами, заложенными в резолюцию СБ ООН 2254»[41].
Для эффективного решения проблем в области обеспечения безопасности на Ближнем Востоке требуется сплоченность государств-членов ООН, устойчивость поддержки международного сообщества. В обозримой перспективе ООН следует сохранять своё присутствие в этом регионе и продолжать выступать в роли арбитра между противоборствующими сторонами.
Библиографический список
- Официальный сайт The Syrian Observatory For Human Rights [Электронный ресурс]. URL: https://www.syriahr.com/en/category/sohr/ (дата обращения: 20.03.2025)
- Заявление МИД России в связи с развитием ситуации в Сирийской Арабской Республике [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/krizisnoe-uregulirovanie-regional-nye-konflikty/obstanovka-v-sirii-i-perspektivy-vnutrisirijskogo-dialoga/1987700/ (дата обращения: 20.03.2025)
- Спецпосланник по Сирии: ООН окажет поддержку временным властям [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2025/02/1461266 (дата обращения: 20.03.2025)
- О принятии Советом Безопасности ООН резолюции 2401 по Сирии [Электронный ресурс]. URL:https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/krizisnoe-uregulirovanie-regional-nye-konflikty/obstanovka-v-sirii-i-perspektivy-vnutrisirijskogo-dialoga/1564496/ (дата обращения: 20.03.2025)
- Almohawes M. International Relations and Its Effect on Enforcement of International Law: The Case Studies of Ukraine and Syria [Электронный ресурс]. URL: https://www.doi.org/ (дата обращения: 20.03.2025)
- Saad Abedine, Joe Sterling and Laura Smith-Spark, UN: More than 1.5 Million Fled Syria, 4 Million More Displaced within Nation (CNN, 17 May 2013) [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnn.com/2013/05/17/world/meast/syria-civil-war/index.htm (дата обращения: 20.03.2025)
- Syria: Extremism and Terrorism [Электронный ресурс]. URL: https://www.counterextremism.com/countries/syria-extremism-and-terrorism (дата обращения: 20.03.2025)
- Bestoyin K. The UN Security Council and the Crises in Libya and Syria [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/343212630_The_UN_Security_Council_and_the_Crises_in_Libya_an_Syria (дата обращения: 20.03.2025)
- Letter dated 6 February 2025 from the President of the Security Council acting in the absence of a Chair of the Security Council Committee pursuant to resolutions 1267 (1999), 1989 (2011) and 2253 (2015) concerning Islamic State in Iraq and the Levant (Da’esh), Al-Qaida and associated individuals, groups, undertakings and entities addressed to the President of the Security Council [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/en/S/2025/71/Rev.1 (дата обращения: 20.03.2025)
- Whiting A. An Investigation Mechanism for Syria: The General Assembly Steps into the Breach // Journal of International Criminal Justice, vol. 15, 2017.
- Douglas Y. Understanding the Powers of the UN General Assembly vs. the UN Security Council: A Critical Analysis of Peacekeeping and Use of Force [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/384501417_Understanding_the_Powers_of_the_UN_General_Assembly_vs_the_UN_Security_Council_A_Critical_Analysis_of_Peacekeeping_and_Use_of_Force (дата обращения: 01.03.2025)
Information about the author:
ODAI HANOUN AM, PhD student of the Law Institute of the RUDN University named after Patrice Lumumba
Информация об авторе:
ХАНУН ОДАЙ АМ, аспирант Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН)
[1] Almohawes M, International Relations and Its Effect on Enforcement of International Law: The Case Studies of Ukraine and Syria [Электронный ресурс]. URL: https://www.doi.org/ (дата обращения: 20.03.2025)
[2] Saad Abedine, Joe Sterling and Laura Smith-Spark, UN: More than 1.5 Million Fled Syria, 4 Million More Displaced within Nation (CNN, 17 May 2013) [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnn.com/2013/05/17/world/meast/syria-civil-war/index.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[3] Террористическая организация, запрещенная законодательством на территории Российской Федерации
[4] Официальный сайт The Syrian Observatory For Human Rights [Электронный ресурс]. URL: https://www.syriahr.com/en/category/sohr/ (дата обращения: 20.03.2025)
[5] См: Резолюция 1988 (2011), принятая Советом Безопасности ООН 17.06.2011 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/1988(2011) (дата обращения: 20.03.2025); Резолюция 1989 (2011), принятая Советом Безопасности ООН 17.06.2011 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/1989(2011) (дата обращения: 20.03.2025); Террористическая организация, запрещенная законодательством на территории Российской Федерации
[6] Резолюция 2253 (2015), принятая Советом Безопасности ООН 18.12.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/2253%20(2015) (дата обращения: 20.03.2025)
[7] Террористическая организация, запрещенная законодательством на территории Российской Федерации
[8] Резолюция 2254 (2015), принятая Советом Безопасности ООН 17.12.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/2254(2015) (дата обращения: 20.03.2025)
[9] Сергей Лавров: Альтернативы резолюции СБ ООН 2254 по Сирии нет [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/04/19/sergej-lavrov-alternativy-rezoliucii-sb-oon-2254-po-sirii-net.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 20.03.2025)
[10] Резолюция 2401(2018), принятая Советом Безопасности ООН 17.12.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n18/052/14/pdf/n1805214.pdf (дата обращения: 20.03.2025)
[11] О принятии Советом Безопасности ООН резолюции 2401 по Сирии [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/krizisnoe-uregulirovanie-regional-nye-konflikty/obstanovka-v-sirii-i-perspektivy-vnutrisirijskogo-dialoga/1564496/ (дата обращения: 20.03.2025)
[12] Резолюция 2610 (2021), принятая Советом Безопасности ООН 17.12.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/2610(2021) (дата обращения: 20.03.2025)
[13] Резолюция 2734 (2024), принятая Советом Безопасности на его 9649-м заседании 10 июня 2024 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/2734(2024) (дата обращения: 20.03.2025)
[14] Террористическая организация, запрещенная законодательством на территории Российской Федерации
[15] Narrative Summaries of Reasons for Listing [Электронный ресурс]. URL: https://main.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/1267/aq_sanctions_list/summaries (дата обращения: 20.03.2025)
[16] Зона Сил ООН по наблюдению за разъединением
[17] Резолюция 2766 (2024), принятая Советом Безопасности на его 9826-м заседании 20 декабря 2024 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/ru/s/res/2766(2024) (дата обращения: 20.03.2025)
[18] Deutschland, Frankreich, Portugal und Vereinigtes Königreich Großbritannien und Nordirland: Resolutionsentwurf [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/Depts/german/sr/sr_sonst/s11-612.pdf (дата обращения: 20.03.2025)
[19] Security Council Fails to Adopt Draft Resolution Condemning Syria’s Crackdown on Anti-Government Protestors, Owing to Veto by Russian Federation, China [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2011/sc10403.doc.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[20] Security Council Fails to Adopt Draft Resolution Condemning Syria’s Crackdown on Anti-Government Protestors, Owing to Veto by Russian Federation, China [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2011/sc10403.doc.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[21] S/2012/77 [Электронный ресурс]. URL: https://www.securitycouncilreport.org/un-documents/document/syria-s2012-77.php (дата обращения: 20.03.2025)
[22] Security Council Fails to Adopt Draft Resolution on Syria as Russian Federation, China Veto Text Supporting Arab League’s Proposed Peace Plan [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2012/sc10536.doc.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[23] Security Council Fails to Adopt Draft Resolution on Syria as Russian Federation, China Veto Text Supporting Arab League’s Proposed Peace Plan [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2012/sc10536.doc.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[24] Deutschland, Frankreich, Portugal, Vereinigtes Königreich Großbritannien und Nordirland und Vereinigte Staaten von Amerika: Resolutionsentwurf [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/Depts/german/sr/sr_sonst/s12-538.pdf (дата обращения: 20.03.2025)
[25] Security Council Fails to Adopt Draft Resolution on Syria That Would Have Threatened Sanctions, Due to Negative Votes of China, Russian Federation [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2012/sc10714.doc.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[26] Security Council Fails to Adopt Draft Resolution on Syria That Would Have Threatened Sanctions, Due to Negative Votes of China, Russian Federation [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2012/sc10714.doc.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[27] Referral of Syria to International Criminal Court Fails as Negative Votes Prevent Security Council from Adopting Draft Resolution [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2014/sc11407.doc.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[28] Referral of Syria to International Criminal Court Fails as Negative Votes Prevent Security Council from Adopting Draft Resolution [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2014/sc11407.doc.htm (дата обращения: 20.03.2025)
[29] Bestoyin K. The UN Security Council and the Crises in Libya and Syria [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/343212630_The_UN_Security_Council_and_the_Crises_in_Libya_an_Syria (дата обращения: 20.03.2025)
[30] Террористическая организация, запрещенная законодательством на территории Российской Федерации
[31] Letter dated 6 February 2025 from the President of the Security Council acting in the absence of a Chair of the Security Council Committee pursuant to resolutions 1267 (1999), 1989 (2011) and 2253 (2015) concerning Islamic State in Iraq and the Levant (Da’esh), Al-Qaida and associated individuals, groups, undertakings and entities addressed to the President of the Security Council [Электронный ресурс]. URL: https://docs.un.org/en/S/2025/71/Rev.1 (дата обращения: 20.03.2025)
[32] Syria: Extremism and Terrorism [Электронный ресурс]. URL: https://www.counterextremism.com/countries/syria-extremism-and-terrorism (дата обращения: 20.03.2025)
[33] Security Council, 80th year: 9868th meeting, Tuesday, 25 February 2025, New York [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru (дата обращения: 01.03.2025)
[34] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 71/248 (2016) (Syria) [Электронный ресурс]. URL: https: https://www.un.org/ru/ga/71/docs/71res3.shtml (дата обращения: 20.03.2025)
[35] См.: Certain Expenses of the United Nations, Advisory Opinion, ICJ Rep. 1962. P. 151, 162; Legal Consequences for States of the Continued Presence of South Africa in Namibia (South West Africa) notwithstanding Security Council Resolution 276, Advisory Opinion, ICJ Rep. 1970. P. 16; Legal Consequences of the Construction of a Wall in the Occupied Palestinian Territories, Advisory Opinion, ICJ Rep. 2004. Pp. 149–50.
[36] См.: Vienna Convention on the Law of Treaties between States and International Organisations, or between International Organisations. UN Doc. A/Res/37/112. Art. 2(1)(j); Report of the International Law Commission on the Work of its 63rd Session (26 April–3 June and 4 July–12 August 2011). UN Doc. A/66/10. P. 40.
[37] Report of the International Law Commission on the Work of its 70th Session (30 April–1 June and 2 July–10 August 2018) UN Doc. A/73/10. P. 93.
[38] Устав ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 20.03.2025)
[39] Whiting A. An Investigation Mechanism for Syria: The General Assembly Steps into the Breach // Journal of International Criminal Justice, vol. 15, 2017. P. 231.
[40] DouglasY. Understanding the Powers of the UN General Assembly vs. the UN Security Council: A Critical Analysis of Peacekeeping and Use of Force. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/384501417_Understanding_the_Powers_of_the_UN_General_Assembly_vs_the_UN_Security_Council_A_Critical_Analysis_of_Peacekeeping_and_Use_of_Force (дата обращения: 20.03.2025)
[41] Заявление МИД России в связи с развитием ситуации в Сирийской Арабской Республике [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/krizisnoe-uregulirovanie-regional-nye-konflikty/obstanovka-v-sirii-i-perspektivy-vnutrisirijskogo-dialoga/1987700/ (дата обращения: 20.03.2025)