Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Российский агропродовольственный бизнес на Ближнем Востоке и в Северной Африке (регионе MENA) в 2019 – 2021 гг.

Целью исследования является экономический анализ российского агробизнеса в странах Ближнего Востока и Магриба – Северной Африки в 2019 – 21 гг. Среди решенных задач следует выделить: определение уровня развития поставок зерна в этот регион, а также уровня благоприятствования черноморских портов и производственных мощностей Южного федерального округа в продовольственных поставках пшеницы за рубеж. В статье исследуются вопросы логистики и международного сотрудничества. Определяются конкурентные преимущества России – поставок пшеницы в регион «MENA» по сравнению с возможностями США и Австралии. Теоретико-методологическим фундаментом работы послужил анализ и синтез данных о торговых операциях России на Ближнем Востоке и в Северной Африке, сравнения ежегодных данных продажи зерна. Выявлены конкурентные преимущества России, продиктованные сравнительно невысокой ценой, продаваемого ею сырья, удобством черноморских портов и высокими урожаями Причерноморско-азовского региона России, позволившие ей войти в число мировых лидеров по продаже зерна.

Ключевые слова: производство, пшеница, сельскохозяйственная продукция, международная торговля, конкурентные преимущества, показатели, Россия, Ближний Восток, Северная Африка, сотрудничество.

Russian agri-food business in the Middle East and North Africa (MENA region) in 2019-2021

Abstract. The purpose of the study is an economic analysis of Russian agribusiness in the countries of the Middle East and the Maghreb-North Africa in 2019-21. Among the tasks solved, it is worth highlighting: determining the level of development of grain supplies to this region, as well as the level of favored Black Sea ports and production capacities of the Southern Federal District in food supplies of wheat abroad. The article explores the issues of logistics and international cooperation. The competitive advantages of Russia are determined — the supply of wheat to the MENA region in comparison with the possibilities of the USA and Australia. The theoretical and methodological foundation of the work was the analysis and synthesis of data on Russia’s trade operations in the Middle East and North Africa, and comparison of annual grain sales data. The competitive advantages of Russia are revealed, dictated by the relatively low price of the raw materials it sells, the convenience of the Black Sea ports and the high yields of the Black Sea-Azov region of Russia, which allowed it to become one of the world leaders in the sale of grain.

Keywords: production, wheat, agricultural products, international trade, competitive advantages, indicators, Russia, Middle East, North Africa, cooperation.

Введение. Актуальность исследования продиктована необходимостью рассмотрения торгово-экономической политики России в регионах Ближнего Востока и Северной Африки, которая включена в общую для государства систему решения вопроса по импортозамещению сельскохозяйственной продукции и ослаблению зависимости Российской Федерации от стран коллективного Запада по вопросам поставки продовольствия, технологий и оборудования. Это становится особенно актуальным в условиях принятия ЕС пакетов санкций после событий 24 февраля 2022 г., призванных обрушить российскую экономику. В течение последних двадцати лет агропродовольственный сектор России и ее зерновая промышленность активно используют имеющиеся у страны конкурентные преимущества. Следует подчеркнуть, что агропродовольственный сектор может играть ключевую роль в геополитическом влиянии одного государства на другое. В ходе развития российских территорий и российского села эффективный и хорошо организованный агропродовольственный сектор России (вместе с энергетическим и военным секторами) способствовал расширению влияния Российской Федерации в таком стратегическом направлении, как регион «МЕNА», который представляет собой географический регион, объединяющий страны Магриба и Ближнего Востока, где проживает 355 млн жителей [13].

С начала 2000-х гг. Россия, Украина и Казахстан стали крупнейшими поставщиками пшеницы, на долю которых приходится около 30% мировой торговли зерном [6]. Проведение политическим руководством Российской Федерации самостоятельной внешней политики, присоединение Крыма в 2014 г., финансовый кризис, вызвавший падение курса национальной валюты, рост цен в 1,8 – 2,1 раза на внутреннем рынке, привели к усложнению социально-экономической ситуации в стране, которая затронула инфраструктуру сельских регионов страны. В этих условиях в декабре 2014 г. в федеральную программу, направленную на рост сельского хозяйства, были внесены поправки, а государственные затраты выросли на 640 млрд руб. сверх первоначально запланированного объема расходов. В результате произошел рост государственных трат на 2,1 трлн руб. свыше запланированных изначально. Основным приоритетом государственной программы стало достижение продовольственной независимости страны в параметрах утвержденной доктрины «продовольственной безопасности» Министерства сельского хозяйства России в 2015 г. Это было сделано, чтобы не произошло снижение финансовой поддержки государством производственной системы Агропромышленного комплекса страны.

Основные результаты. Эксперты отмечают, что благодаря реализации политики, направленной на развитие сельского хозяйства, Россия стала крупнейшим продавцом зерна в Черноморском регионе, превосходя своих соседей в экономическом, политическом и географическом отношениях. В ходе решения вопроса продовольственной безопасности, страна постепенно улучшила свои позиции в качестве крупного игрока в глобальной производственно-сбытовой цепочке производства и продажи пшеницы. Подтверждением того, что РФ сегодня крупнейший в мире поставщик зерна свидетельствует тот факт, что в период 2015 ‒ 2019 гг. страна поставила в среднем 27 млн ​​тонн пшеницы на мировой рынок. При этом в 2015 2019 гг. продажи зерновых культур в самой России выросли на 10,8%: с 48,1 до 53,3 млн тонн с преобладанием пшеницы в реализации потребителям (в 2019 г. ее объем составлял примерно 58,6%) [5]. 

С конца 2012 г. экспортная стоимость российской пшеницы имела тенденцию к снижению ‒ от цены примерно 350 долл за тонну до 200 долл в 2016 г. Эта ценовая политика осталась примерно такой же и в 2017 г. В период 2018 ‒ 2019 гг. экспортные цены на российскую пшеницу достигли своего пика уже в первом полугодии февраля, когда некоторые экспортеры предлагали на продажу зерно (с содержанием протеина 12,5%) по 250 и 233 долл за тонну в портах соответственно Черного и Азовского морей. После этого до конца торгового сезона преобладала тенденция к снижению цены (около 200 $ за тонну) и наблюдался лишь эпизодический, незначительный и краткосрочный ее рост [15].

Как показывает экономический анализ ценовой политики в период сезона продаж 2019 ‒ 2020 гг. на экспортном рынке российской пшеницы произошло ее значительное удорожание в октябре месяце, несмотря на обычное окончание сезона продаж в конце сентября (сложности транспортировки по морю в осенне-зимний период). Поддержку российским ценам на зерно оказало укрепление курса рубля по отношению к доллару, а также паритетом и ростом цен на пшеницу на мировых рынках в связи с задержкой сбора урожая в США и Канаде (из-за неблагоприятных погодных условий) и отсутствие дождей в Аргентине и Австралии. Как показывает ценовой анализ стоимости пшеницы, в течение ноября цены на российском рынке в основном не двигались, но в декабре снова начали расти из-за снижения (по прогнозам) производства пшеницы и кукурузы в Аргентине, дальнейшем укреплении российской валюты и имевшемся достаточно стабильным спросом со стороны ключевых импортеров российского зерна.

Так, к середине января 2020 г. ценовые предложения за российскую пшеницу (с содержанием белка 12,5%) в морских портах Причерноморья и Азова достигли 220‒225 и 201‒205 $ за тонну соответственно. Эта тенденция практически не изменилась и в летнее время [19]. Экспортные цены на российскую пшеницу возросли до 300 $ за тонну 18 января 2021 г. на фоне роста опасений о «плавающих» экспортных пошлинах, при этом риелторы зерна ожидали продолжения восходящего тренда цен в ближайший период времени [19].

Правительство России объявило в декабре 2020 г., что оно вводит налог на экспорт пшеницы и экспортную квоту на зерно, которые ограничат отгрузки до 17,5 млн тонн, поскольку стране необходимо справиться с внутренней продовольственной инфляцией. Механизм экспортных квот был запущен с 15 февраля по 30 июня и охватывал пшеницу, кукурузу, ячмень и рожь («зерновые»). Экспортный налог изначально был объявлен в размере 25 евро за тонну в пределах объема квоты и 50% от стоимости, но не менее 100 евро за тонну вне квоты [19]. Помимо этого, Министерство сельского хозяйства РФ объявило, что с марта 2021 г. вводит более высокую экспортную пошлину. Для смягчения внутренних цен на продовольствие правительство РФ увеличило экспортную пошлину в рамках квоты до 50 евро за тонну, что вступило в силу с 1 марта.

В этой связи американское информационное агентство «Global Plats Analytics и Sizov» отметило [19], что текущую ситуацию с российским рынком зерна можно объяснить с учетом следующих аспектов:

1. Решение российского правительства было принято, несмотря на почти рекордный урожай в маркетинговом сезоне, который продлился с июля 2020 г. по июнь 2021 г. По оценкам, предоставленным также этим американским агентством, говорится, что Россия будет производить 81,5 млн тонн пшеницы в 2020‒2021 гг. В этих условиях мировой рынок пшеницы сжался на фоне пандемии «COVID-19» и проблем продовольственной безопасности, что привело к росту международных тендеров на зерно.

2. Экспорт пшеницы из России резко вырос, чтобы удовлетворить растущий спрос, подтолкнув цены от 197,50 долл США за тонну в середине августа до 250 и выше долларов США за тонну к октябрю 2021 г.

3. Ослабление российского рубля, снижение урожайности многих культур и рост мировых цен на продовольствие, также способствовали росту внутренних цен на продовольствие, что вызвало определенное социальное беспокойство в России, вынудив правительство инициировать политику ограничения экспорта.

Перед сезоном продаж зерна на мировом рынке в 2020 ‒ 2021 гг. при цене близкой к 200 долл за тонну стало экономически выгодным производить пшеницу в России (Таблица 1) [6]. Этот аспект становится особенно важным, учитывая, что международная цена на российскую пшеницу по-прежнему находится на очень низком уровне. Она оказывает значительное конкурентное давление на экспортеров пшеницы, выращиваемой в регионах с более высокими затратами: США, Австралия и Канада. В течение последних двадцати лет определилась способность России поставлять большое количество сравнительно дешевой пшеницы ‒ с одной стороны, и зависимость региона «MENA» от стабильных поставок дешевой пшеницы – с другой. В результате, импортируемая пшеница, представляет собой в условиях санкций и попыток создания международной изоляции, соответствующую движущую политико-экономическую силу в торговых отношениях России и стран Магриба и Ближнего Востока, разрывая искусственно создаваемую политику изоляции России Западом из-за спецоперации в Украине.

Соответственно, стратегические страны-партнеры, такие как Турция и Египет, в настоящее время являются основными покупателями российской пшеницы. Турция, имеющая хорошо организованную и самую большую в мире мукомольную промышленность, получает, например, большие финансовые выгоды от покупки российской пшеницы.

Таблица 1. Экспорт пшеницы и результаты деятельности в растениеводстве РФ 2019‒2021 гг. [1]

Таким образом, за последние девять лет (2012 ‒ 2021 гг.) Россия стала мировым лидером по экспорту зерновых культур, контролируя более трети мирового рынка зерна.

Активному сотрудничеству России с Турецкой республикой помогает приморское расположение обеих стран, обеспечивающее легкий доступ к зерну, рынкам и логистике из России. Это позволяет Турции, как торговому партнеру, достичь значительного увеличения в приобретении зерна, учитывая, что Турция в период 2019‒2020 гг. стала крупным российским импортером пшеницы. В 2020 г. Турция стала ключевым игроком на международном рынке пшеницы, так как импорт вырос до рекордного уровня. Снижение производства и увеличение внутреннего потребления увеличили государственный импорт, направленный на стабилизацию внутренних цен и увеличение роста экспорта товаров на основе продуктов из пшеницы. В результате, внутреннее потребление пшеницы в Турции увеличилось на 1% в торговом сезоне 2019‒2020 гг. (по сравнению с предыдущим), достигнув около 20,0 млн метрических тонн (МТ). Большинство зерна ушло в продукты потребления населения, такие, например, как мука и макаронные изделия, а остальное использовалось в качестве корма для скота. Потребление продуктов на основе пшеницы резко возросло в последние годы по нескольким причинам, таким как:

а) население республики составляет более 81 млн человек, с ежегодным приростом 1,2%;

б) в настоящее время в стране находится около 5 млн беженцев, что вдвое больше, чем всего четыре года назад, и они сильно зависят от основных продуктов питания, таких как хлеб;

в) турецкая экономика колеблется, демонстрируя падение доходов на душу населения за последние три года;

г) снижение покупательной способности из-за девальвации лиры, что вынуждает население увеличить потребление продуктов на основе пшеницы за счет белка.

В результате, Турция, несмотря на то, что она сама близка к самообеспечению пшеницей, импортировала около 10,5 млн тонн, преимущественно из России, к концу 2020 маркетингового года. Годовой прирост импорта составил в итоге 61% [16]. Россия стала ведущим поставщиком продовольственной пшеницы в Турцию в 4,8 млн тонн, импортированных 2020 г. В торговом сезоне 2020‒21 гг. Турция превосходила Египет, как крупнейший экспортер пшеницы из России. В результате, Турция за последние годы стала стратегическим партнером российского сектора поставок пшеницы. Анализируя экономическую ситуацию, можно утверждать, что союз российского пшеничного сектора и турецкой мукомольной промышленности наверняка продержится долго, учитывая также тот факт, что Турция увеличила свой экспорт муки в два раза, а экспорт макаронных изделий более чем в шесть раз за последнее десятилетие. На сегодня Турция – крупнейший в мире поставщик манной крупы и второй по величине экспортер макаронных изделий [16].

В итоге, международная торговля пшеницей принесла турецкой экономике за последние 17 лет значительные дивиденды. Например, в то время как Турция импортировала 63,7 млн ​​тонн пшеницы на сумму 17,4 млрд долл США в период с 2002 по 2019 гг., страна экспортировала 75,7 млн ​​тонн таких производных продуктов, как мука, макаронные изделия и печенье, на сумму 29,9 млрд долл США [16]. Последние шесть месяцев 2020 г. показали замедление экспорта всех продуктов из пшеницы. Это было во многом связано с дополнительными мерами по борьбе с пандемией «COVID-19» на турецких границах, которые обеспечивали безопасность для рабочих, но при этом замедлили темпы отгрузок товаров на основе пшеницы.

Египет является еще одним стратегическим торговым партнером России. Сосредоточив свое внимания на пшеничном секторе, Египет рассчитывает на российское участие в «Генеральном управлении по снабжению товарами» (GASC), чтобы обеспечить египтянам доступ к недорогим продуктам, созданным на основе пшеницы. Этот аспект особенно важен, учитывая, что более 40 млн египтян приобретают для личного потребления субсидируемую государством пшеницу. Кроме того, хотя Россия служит одним из самых дешевых источников пшеницы (в основном из-за девальвации рубля), возникшие запреты в июле 2022 г. к участию в тендере экспортируемой российской пшеницы, побудили Египет искать альтернативных партнеров по импорту пшеницы, таких как Украина или даже ЕС. Как показывает анализ современной ситуации, учитывая политико-экономическую нестабильность, связанную с Россией и Украиной и введенными ограничениями на экспорт российской пшеницы, египетские политики и GASC сохраняют осторожность, чтобы не поставить под угрозу свою продовольственную безопасность, полагаясь исключительно на российскую пшеницу, и учитывая введенные Западом санкции [6]. При этом следует отметить, что в последние двадцать лет наблюдается постоянное доминирование российской пшеницы на проводимых ежегодно тендерах GASC. Торговые отношения между Каиром и Москвой, особенно со второй половины 2000-х гг., особенно окрепли, равно как и во многих других отраслях межгосударственной экономики и политики: оборона, энергетика, высокотехнологичные отрасли, образование и культура. В результате на сегодня, в рамках двусторонних египетско-российских отношений, Россия является одним из крупнейших торговых партнеров Египта.

К примеру, торговый обмен между Египтом и Россией достиг значительного роста в 2018 г. –  7,66 млрд долл, при этом экспорт Египта в Россию увеличился на 4,1% в 2018 г. и достиг 526,4 млн долл по сравнению с 505,6 млн долл в 2017 г. Это связано с увеличением египетского экспорта сельскохозяйственных культур, а также промышленных товаров, особенно фармацевтических изделий, продуктов питания и товаров химической промышленности. При этом Каир стремится к большему увеличению египетского экспорта, чтобы облегчить имеющийся большой торговый дефицит между двумя странами.

Анализируя торговые отношения между странами, следует отметить, что в свою очередь организация российской промышленной зоны (проект) в экономической зоне Суэцкого канала ‒ первый шельфовый проект России. Так, Правительство России вложило в инфраструктурный проект порядка 190 млн долл США, а ожидаемые инвестиции составляют около 7 млрд долл. В августе 2021 г. около 55 российских компаний выразили желание инвестировать в этот проект, который создаст около 150 000 рабочих мест [2]. Обе страны договорились финансировать и поставить 1300 железнодорожных вагонов (Трансмашхолдинг) для развития железнодорожного сектора Египта и обсудили последующие совместные этапы изготовления этих вагонов, а также пути улучшения сотрудничества и координации совместной деятельности между Египтом и Россией на африканских рынках.

В рамках укрепления торгово-экономического сотрудничества в сентябре 2020 г. Россия приступила к созданию новой промышленной зоны в Суэцком канале. Эта новая экономическая зона, по мнению посла России в Египте Георгия Борисенко, привлечет 7 млрд долл новых инвестиций [3]. Посол выразил заинтересованность со стороны российских компаний инвестировать в промышленную зону, которая, по данным правительства Египта, занимает площадь 5,25 км² и обеспечивает 35 000 прямых и косвенных рабочих мест, 90 процентов которых будет заполнено египтянами. Реализация проекта займет 12 лет при подписанном 50-летнем договоре пользования. Финансирование поступает из Российского экспортного центра и Российского Центрального Банка. Особая зона будет пользоваться преимуществами в отношении налогов и таможенных пошлин на экспорт и импорт, трудозатраты и сборы за проход по Суэцкому каналу, с возможностью передачи всех доходов и прибыли, не требуя участия египетского партнера [12].

По информации посольства Российской Федерации в Египте, товарооборот между двумя странами в 2019 г. достиг 6,2 млрд долл, что делает Россию одной из 10 крупнейших торговых партнеров Египта. Как отмечено выше в исследовании, с начала 2000-х гг. российский экспорт в Египте значительно увеличился, особенно объемов пшеницы, полезных ископаемых, нефти, газа, автомобилей, железнодорожных вагонов, лесоматериалов, жиров и масла. При этом египетский экспорт в страны Евразийского экономического сотрудничества включает сельскохозяйственную продукцию, продукты питания и химикаты. В связи с этим крупные российские компании (включая нефтяные компании «Роснефть» и «Лукойл», автомобильную компанию «Лада») активизировали свою деятельность в Египте.

Исходя из анализа налаженного торгово-экономического сотрудничества, следует отметить, что Правительство России весьма оптимистично смотрит на дальнейшее улучшение коммерческих отношений между двумя странами, тогда как объем инвестиций в сферы нефте-газовой, агропищевой промышленности и машиностроения значительно увеличиваются. Этой ситуации торгового сотрудничества может помешать усиливающая санкционная политика, введенная Западом против России, начиная с февраля 2022 г.

Таким образом, на основе сложившихся торговых отношений следует отметить, что ни одна страна лучше не представляет более тесную торговую и политическую связь между Российской Федерацией и странами «МЕNА», чем Египет, который является основным покупателем зерна, и на которого приходится около четверти российского экспорта пшеницы. Многочисленные исследования показывают, что зависимость стран «MENA» от импорта продовольствия продолжает расти, и достигнет дополнительно примерно еще 63% от необходимых поставок пшеницы к 2030 г. [17]. Таким образом, страны «MENA» будут продолжать импортировать российское зерно, в том числе пшеницу, а также продукты переработки из зерна [14].

В последнее время Россия активизировала свои торговые отношения и с Саудовской Аравией. Взаимодействия между двумя странами показывают взлеты и падения, которые можно объяснить постоянно меняющейся ролью и местом каждой страны в мире, также, как и вближневосточном регионе. В феврале 2007 г. на встрече с представителями деловых кругов Саудовской Аравии в Эр-Рияде, Президент РФ В.В. Путин отметил, что двусторонняя торговля была на очень низком уровне:

а) на долю России приходилось всего 0,2% внешней торговли с Саудовской Аравией на начало 2016 г.;

б) российский экспорт преобладал в общем объеме двусторонней торговли;

в) российские инвестиции в экономику Саудовской Аравии были незначительными, а Саудовская Аравия вообще не инвестировала средств в российскую экономику.

После нескольких встреч Президента РФ с бизнес-сообществом Саудовской Аравии в Эр-Рияде две страны решили повысить уровень экономического партнерства. Политика экономической трансформации и создание инвестиционной экономики, предусмотренные в Программе «По уменьшению нефтезависимости Саудовской Аравии, диверсификации её экономики…  2030», способствовали налаживанию двустороннегосотрудничества.

Со своей стороны, Россия имеет достаточно разработанную нормативно-правовую базу для участия в реализации саудовской программы развития 2030 г., учитывая, что еще в ноябре 1994 г. было заключено Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации и Королевством Саудовская Аравия. Кроме этого в рамках соглашения была создана межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Что касается сельскохозяйственного сотрудничества, Россия за последние десять лет смогла уделить внимание позициям саудовской программы развития 2030 г., которые относятся к агроэкологической защите и продовольственной безопасности. Начиная с 2010 г. российские компании стали активно заниматься производством сельскохозяйственной продукции и экспортом, используя саудовские инвестиции в России.

Королевство в настоящее время импортирует зерно (особенно пшеницу), крупный рогатый скот, овец, коз и молочные продукты. В итоге, этот импорт позволил Саудовской Аравии экономить водные ресурсы. Один из знаковых примеров этого сотрудничества ‒ «САХО-МЕНА», совместное предприятие, созданное в 2012 г. «Сибирским аграрным холдингом» (Новосибирск) и «Saudi Najd Investments Ltd» (Дубай), специализирующееся на поставках российского зерна.

Исламская Республика Иран в настоящее время является третьим основным экспортером пшеницы из России. В свою очередь, Россия также является основным источником импорта пшеницы для Ирана. Иран обычно производит достаточно своего зерна для обеспечения внутреннего рынка, но сектор переработки зерна сильно зависит от импортного сырья. В результате, Иран является одним из крупнейших в мире импортеров российского зерна. Это третий по величине импортер ячменя в мире после Саудовской Аравии и Китая, и Россия традиционно поставляет четверть импортируемого Ираном сырьевых материалов. В феврале 2019 г. Иран подписал меморандум с Россией и Казахстаном о сотрудничестве по торговле пшеницей. Документ, который был подписан в Москве, приблизил страны к зоне свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом, который Россия создала со своими партнерами по СНГ. В результате подписанного договора о сотрудничестве, Иран начал импортировать пшеницу для своих частных зерноперерабатывающих компаний, которые производят муку на экспорт. Это соглашение было особенно важно для Ирана, потомучто оно открыло ему вход на большой российско-казахский рынок (с одной стороны), наряду с открытием иранского рынка для России и Казахстана ‒ с другой стороны.

Другие страны региона «MENA» также заинтересованы в приобретении российской пшеницы. Так, за период 2017‒2020 гг., объемы внешней торговли России с Сирией, Суданом, Кувейтом и Тунисом выросли в два раза, а торговля с Саудовской Аравией увеличилась в три раза. Количество российских продуктов питания, проданных в Объединенные Арабские Эмираты, увеличилось на 150%; 80% из них ‒ это поставки зерна. В связи с этим важно отметить также расширяющиеся коммерческие отношения между Сирией и Россией в агропродовольственном секторе.

Как показывает анализ экономических данных, сельскохозяйственный сектор в Сирии до начала разрушительной гражданской войны обеспечивал порядка 19% национального ВВП. По оценкам ФАО, потери в сирийском сельскохозяйственном секторе составили более 16 млрд долл с началом гражданской войны в 2011 г. Ощутимы потери в урожае стратегических культур, таких как пшеница, хлопок и корма для животных. Потенциал сельскохозяйственного сектора имеет большое стратегическое значение для активизации торговли между Сирией и ее соседями. Ранее Сирия экспортировала цитрусовые, овощи и скот в Ливан, Иорданию, Саудовскую Аравию, Бахрейн и Катар.

В связи со снижением производства пшеницы в Сирии объемы годовых поставок российской пшеницы в Сирию стабильно росли, увеличившись с 650 тыс. тонн в 2015 г. до 1,2 миллиона тонн в 2017 г. и 1,5 миллиона тонн в 2018 г. [9]. В 2019 и 2020 гг. объемы экспорта пшеницы из Москвы в Дамаск были почти такими же, как и в 2018 г. С 2015 г. Сирия и Россия увеличили сотрудничество в аграрной сфере. В том числе было подписано соглашение о лицензировании экспорта растительного масла и удобрений, а также договоры о реконструкции, строительстве и управлении мукомольными заводами, зернохранилищами и водоочистными сооружениями [9]. Кроме того, Москва подписала с сирийским правительством контракт на 49 лет, который предусматривает реализацию значительного расширения системы морских портов, а также модернизацию существующей в них инфраструктуры. На территории Сирии обе страны создали центр экспорта российской пшеницы в другие страны региона «MENA».

В рамках этой экономической политики Саудовская Аравия объявила о планах стать крупным хабом для российского агропромышленного комплекса для поставок сельскохозяйственных продуктов на весь Ближний Восток. Однако следует отметить, что принятая ранее экспортная пошлина России на пшеницу снижает у зарубежных потребителей интерес на российское зерно. Франция в 2021 году [19] повысила свой международный рейтинг по продажам зерна, если учесть, что «Генеральное управление по поставкам товаров» (GASC) в феврале получило самое низкое предложение в размере 293,75 долл./т за поставку 60 000 тонн французской пшеницы на международном тендере по закупкам.  В результате, введение экспортной пошлины на экспорт российского зерна может привести к небольшому снижению покупательной способности на российское зерно и появлению у других экспортеров (например, Франции) возможности конкурировать за ближневосточные и североафриканские рынки в 2022 г. [8].

Значение логистики для развития зерновой отрасли России и рынков «MENA».

Несмотря на существующее транспортное сообщение, Россия занимает 99 место из 160 стран мира по производительности своей логистики. В 2018 г. в индексе эффективности логистики, по мнению Всемирного банка, Россия занимает более низкую позицию, чем другие сопоставимые страны, такие как Германия (1-е место) и США, а также Великобритания (6-е место). Поэтому сегодня России необходимы современные технологии, методики и подходы к транспортировке. Тем не менее, текущая низкая эффективность логистики не закрывает инвестиционные направления. Скорее, это указывает на определенные благоприятные возможности, например, черноморские порты страны. Но, несмотря на соответствующий инфраструктурный разрыв с наиболее промышленно развитыми странами, Россия является хорошо зарекомендовавшим себя интермодальным транспортным узлом, а отечественные поставщики соперничают с международными компаниями, оказывая комплексные услуги. В целом, анализ транспортной системы России показывает, что ее общее состояние близко к портам Черного моря. Например, все основные порты либо в Азовском или Черном море хорошо связаны с национальной системой железнодорожных и автомобильных дорог, которые успешно содействуют российской зерновой отрасли сохранять свою ключевую роль на сельскохозяйственных рынках Ближнего Востока и Северной Африки.

С точки зрения организации логистики есть несколько положительных сторон российского зернового сектора и его коммерческих отношений со странами региона «MENA»:

a) зерновые сельскохозяйственные площади России и производство находятся рядом с двумя крупнейшими импортерами пшеницы ‒ Египтом и Турцией;

б) большая часть общего производства пшеницы приходится на регионы, расположенные недалеко от черноморских портов России;

в) российские порты представляют собой смесь глубоководных портов, которые могут загружать суда для дальних рынков и мелководных портов, расположенных на Азовском море, предназначенных под загрузку каботажных судов меньшего размера для отправки небольших грузов пшеницы на более близкие рынки Средиземноморья [18];

г) стоимость наземного фрахта зерна в России не слишком высока, так как большая часть зерна перевозится грузовыми автомобилями на короткие расстояния [6].

В результате, близость к рынкам «MENA» дает России значительное преимущество по сравнению с другими странами-продавцами в ставках и сроках доставки российского зерна. Например, время доставки пшеницы из Новороссийска в Египет составляет менее 4-х дней по сравнению с 25 днями из Ньюкасла (Австралия). Черное море является стратегическим для экспорта значительных объемов российских сельскохозяйственных товаров, направляемых в регион «MENA», в отличие от перевозки зерна из региона Причерноморья в Сибирь, а потом в Китай, или во Владивосток с последующим его размещением на азиатском рынке, что требует значительного времени из-за расстояния (почти 5000 км) и общего количества и качества инфраструктуры. Таким образом, зерно, произведенное в Причерноморье, реализуется с большой скидкой, учитывая невысокие затраты на транспортировку в порты стран «MENA» [6].

Несмотря на наличие крупных портов, таких как Владивосток, Дальневосточная Россия по сравнению с Черноморским регионом демонстрирует существенные недостатки с точки зрения сложных транспортных услуг. В связи с этим Правительство РФ утвердило «Долгосрочную стратегию развития зернового комплекса до 2035 г.». Согласно этому документу, приоритетами развития сельскохозяйственного сектора должны быть:

а) увеличение производства и улучшение качества зерна;

б) улучшение научно-технической поддержки;

в) развитие инфраструктуры и логистики.

Реализация стратегии потребует дополнительных инвестиций в отрасль в размере более 4,4 трлн рублей за счет средств частных инвестиционных фондов, банковского кредитования, а также целевого финансирования. Сосредоточив внимание на вопросах логистики (особенно для Дальневосточного региона), стратегический план включает расширение объема портовых элеваторов и мощностей перевалочных комплексов, пропускную способность припортовых железнодорожных станций, подъездных и автомобильных дорог, разработку новой системы маршрутов отправки. Ожидается, что общие мощности хранения зерна будут увеличены со 156,9 млн тонн в 2018 г. до 167,4 млн тонн к 2035 г. Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры и транспортно-логистическое обеспечение зернового сектора на 2019‒2035 гг. составит 281,4 млрд руб. По результатам реализации предлагаемых мер ожидается, что стоимость зерна с учетом доли затрат на инфраструктуру к 2035 г. значительно сократится [10].

Что касается государственной финансовой поддержки, то в течение последних двух лет ВТБ увеличил вложения в бизнес по экспорту зерна. Кроме того, банк в марте 2019 г. дал согласие на покупку зернового терминала, являющегося самым загруженным портом страны (терминал Новороссийского порта на юге России). Благодаря этой сделке банк получил значительный контроль над экспортом зерна. Кроме того, в тот же период ВТБ приобрел 50% минус одна акция Объединенной зерновой компании. Стратегия ВТБ (и правительства) ясна: поскольку Россия является крупной страной-экспортером сельскохозяйственной продукции, то транспортная логистика в зерновой отрасли является стратегически развивающимся бизнесом, нуждающимся в соответствующей финансовой поддержке.

Подводя итоги проведенного анализа, необходимо отметить сильные и слабые стороны в зерновом секторе России, его возможности и потенциальные угрозы. Так, отмечая положительные стороны российского зернового и сельскохозяйственного сектора, следует указать на наличие огромных сельскохозяйственных площадей, пригодных для возделывания нескольких видов сельскохозяйственных культур и, в частности, зерновых.

Что касается обоюдоострых факторов, то следует отметить наиболее важные из них. В первую очередь необходимо коснуться деятельности агрохолдингов. Этот тип сельскохозяйственных предприятий был создан в начале 2000-х гг. Агрохолдинги в настоящее время контролируют примерно 15‒20% пахотных земель России. Размеры агрохолдингов и их вертикальную интеграцию можно рассматривать, как своеобразный защитный ответ на имеющуюся несовершенную инфраструктуру (физические, коммерческие и институциональные недостатки), высокие транзакционные издержки, концентрацию рынка и пр., что в совокупности беспокоит российское сельское хозяйство [7]. Среди положительных сторон следует отметить использование агрохолдингами современных технологий и оборудования для сельскохозяйственного производства, которые позволили эффективно производить зерно высокого качества. Руководство агрохолдингов привносит инвестиции, передовые технологии и лучшие методы управления во всей агропродовольственной системе. Например, семена более высокого качества, сельскохозяйственная техника, племенной скот. Кроме того, ряд государственных программ, включая субсидии по вложениям и интернет-тарифы, усиливают поддержку производства зерна в России. Увеличение объемов дополнительных инвестиций в зернохранилища и портовую инфраструктуру страны позволяет выращивать большие объемы зерновых культур.

Что касается отрицательных сторон агрохолдингов [4], то исследования ведущих научно-исследовательских учреждений РАН свидетельствуют о том, что дальнейшее их развитие (в среднесрочном периоде) может привнести множество проблем в сельский социально-экономический контекст России. Например, присвоение земли, растущее неравенство в сельской местности, безработица, негативные экологические последствия (деградация почвы и др.). В то же время существует ряд проблем, с которыми сталкиваются и крупные фермерские хозяйства. Эти проблемы включают (но не ограничиваются) большие финансовые долги, финансовую нестабильность и трудности с поиском достаточно квалифицированных сотрудников.

Среди положительных сторон российского агробизнеса следует отметить стратегическое положение России, которое дает мощные конкурентные преимущества за столом переговоров, особенно в отношении значительных возможностей экспорта зерна из черноморских портов в направлении региона «MENA» при значительно более низкой стоимости перевозки по сравнению с конкурирующим зерном из Канады, США и Австралии.

Масштабы и возможности российского аграрного сектор можно обобщить следующими цифрами: Россия имеет 122 млн га пахотных земель, что соответствует около 10 % от общемирового объема.Однако огромные размеры евразийской страны в то же время влияют на ее коммерческую деятельность. Например, Россия потенциально может поставлять зерно в Китай (и некоторым соседям из Восточной Европы) без необходимости морских перевозок. Зерно теоретически может быть отправлено из Владивостока на крупные и прибыльные рынки Китая, Кореи и Японии. Однако на данный момент потенциальное использование Владивостока остается бездействующим, вероятно, из-за места расположения центров производства зерна в России, которые находятся в тысяче километров от Владивостока. Таким образом, стоимость железнодорожных перевозок делает Владивостокский экспорт зерна в основном неконкурентоспособным.

Следует особо подчеркнуть, что за последние три-четыре года агропродовольственный и зерновой секторы России заметно укрепились, имея ряд преимуществ, усиливающих позицию страны, как экспортера пшеницы:

1. Близость сельскохозяйственных районов к стратегическим странам-импортерам зерна. Производство пшеницы в России территориально близко к Египту и Турции, которые являются двумя крупнейшими в мире рынками импорта пшеницы. Производство пшеницы в России приходится на регионы, расположенные рядом с несколькими черноморскими портами. В связи с этим стоимость наземного фрахта зерна в России не слишком высока, так как большая часть зерна перевозится автотранспортом на короткие расстояния.

2. Другая причина растущего превосходства России в зерновом секторе заключается в том, что по сравнению с ЕС, США, Канадой и Австралией, РФ имеет относительно низкую стоимость сельскохозяйственных земель и низкую себестоимость производства зерна.

3. Качественные характеристики пшеницы. С агрономической точки зрения можно констатировать, что производимая в России среднебелковая твердая пшеница идеально подходит для ближневосточных лепешек, что хорошо сочетается с близостью страны к этим рынкам.

4. Следует отметить, что слабость курса рубля обеспечивает свободные цены на зерно, что делает производство зерна относительно выгодным в России. Резкая девальвация рубля началась с финансового кризиса 2014 ‒ 2015 гг. В итоге, падение доверия к российской экономике повлекло инвесторов распродать свои российские активы, что привело к снижению стоимости российского рубля и вызвало опасения потенциального финансового кризиса в России. Несмотря на лишь некоторое укрепление рубля в 2019 ‒ 2020 гг., Россия вновь стала мировым лидером по экспорту зерна. Так, общий объем экспорта 2019 ‒ 2020 гг. включал 34,2 млн тонн пшеницы, 5,1 млн тонн ячменя и 3,9 млн тонн кукурузы.

Таким образом,количественные данные за последние годы неопровержимо показывают, что в настоящее время Россия является одним из ведущих мировых экспортеров такого стратегического товара, как пшеница.

Информация об авторах:

А.Н. Сёмин, академик РАН, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности (Уральский государственный экономический университет)

Е.В. Килимник, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры философии, психологии и гуманитарных дисциплин, член-корреспондент РАЕ (Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации)



Information about the authors:

A.N. Semin, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of World Economy and Foreign Economic Activity (Ural State University of Economics)

E.V. Kilimnik, Doctor of Art History, Professor, Professor of the Department of Philosophy, Psychology and Humanities, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences (Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)

Добавить комментарий

Войти с помощью: