Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Система юридического образования в Швейцарии

В статье анализируется система юридического образования в Швейцарии, которая накопила богатый опыт, позволяющий выпускникам швейцарских вузов достигать успехов на юридическом поприще. Ознакомление со швейцарской системой подготовки юристов позволяет почерпнуть прогрессивные составляющие и заимствовать их в отечественную систему юридического образования. Рекомендации практического характера, изложенные ниже, базируются на личном опыте авторов настоящей статьи, полученном ими в процессе чтения лекций для студентов и в качестве студента, соответственно.

Ключевые слова: образование; юридическое образование; юридическая наука; Швейцария 

The System of Legal Education in Switzerland

Abstract:

The article is an analysis of how law is taught in Switzerland, where a wealth of experience has been accumulated over many years which allows Swiss alumni to have successful careers. Acquaintance with the Swiss system and a progressive approach could have a positive effect if applied to the domestic system of legal education. Practical recommendations set out below are based on the personal experience of the authors of this article received whilst teaching and as a student.

Key words: education; legal education; legal science; Switzerland

Введение

В статье говорится о системе юридического образования Швейцарии, в ней также выделяются те аспекты методики освоения студентами материала, которые предопределяют высокую, однако оправданную с точки зрения усвояемости, учебную аудиторную и внеаудиторную нагрузку. Предлагаемые практические советы, основанные на опыте организации учебного процесса в швейцарских вузах, могут быть полезными для отечественной юридической школы.

  1. Государственная система образовании в Швейцарии (общая панорама)

Юридическое образование в Швейцарии достигается на уровне высшего университетского образования, которое является одним из уровней системы образования в Швейцарии в целом, общее описание которой приведено ниже. Государственная система образования этой страны состоит из трех уровней: 1) начальное образование (degré primaire), которое длится 8 лет (возраст 4–12 лет); 2) среднее образование, состоящее из двух ступеней: первая ступень (secondaire I, она же “cycle dorientation”) длится 3 года (возраст 12–15 лет)[1], вторая ступень (secondaire II) по продолжительности варьируется в зависимости от кантона; 3) высшее образование. До 2007 года обязательное образование являлось 9-летним. В соответствие с Соглашением о гармонизации обязательного образования[2], которое вступило в силу в 2009 году (далее – «Соглашение»)[3] продолжительность обязательного образования составляет 11 лет. Кантоны, которые не участвуют в этом Соглашении, в настоящее время пока еще самостоятельно устанавливают продолжительность обязательного образования. Таким образом, гармонизированное на межкантональном уровне обязательное образование охватывает начальное образование (degré primaire), а также среднее образование первой ступени (secondaire I). В России эти уровни образования совпадают с периодом, начиная от двух последних лет детского сада и заканчивая девятым классом общеобразовательной школы.

1.1. Обязательное образование: начальное образование и среднее образование первой ступени (primaire, secondaire I)

Обязательное образование в Швейцарии является бесплатным в государственных школах[4]. В кантонах, присоединившихся к Соглашению дети в обязательном порядке идут в первый класс начальной школы[5], если по состоянию на 31 июля непосредственно предшествующего началу учебного года им исполнилось 4 года[6]. Ранее обязательная школа начиналась в 6 лет, что по сравнению с другими европейскими странами было достаточно поздно[7]. После 8 лет начальной школы (т.е. в возрасте 10–12 лет) ученики проходят на второй этап обязательной средней школы первой ступени (secondaire I, он же «cycle dorientation»), которую оканчивают в возрасте около 15 лет. В школе большое внимание уделяется индивидуальным способностям учеников, поэтому нередки случаи «перепрыгивания» отдельными учениками в следующий класс или повторного прохождения одного и того же года.

1.2. Средняя школа второй ступени (secondaire II): профессиональное образование или общее образование

Вторая ступень средней школы представляет собой первую фазу пост-обязательного образования. Поскольку компетенция в области образования находится в ведении кантонов[8], то пост-обязательное образование регулируется в каждом кантоне по-своему. Например, в соответствии с Конституцией кантона и республики Женевы образование в данном кантоне является обязательным как минимум до наступления совершеннолетия[9], т.е. до исполнения 18 лет[10]. Статистика показывает, что 90% выпускников в Швейцарии получают документ о прохождении второй ступени среднего образования.

Данная ступень наступает после окончания 11-летнего образования. Образование, предлагаемое на этом этапе, сильно варьируется с точки зрения продолжительности (от 2 до 4 лет) и получаемой квалификации. На примере кантона Женевы[11] имеется два основных пути  образования средней школы второй ступени:

а) Общее образование, которое может быть получено в двух типах средних образовательных учреждений: в школах общего культурного образования, по окончанию которых выдается Сертификат специализированной зрелости (maturité spécialisée de lEcole de culture générale) или колледжах, по окончанию которых выдается Сертификат гимназийной зрелости (Мaturité gymnasiale du collège de Genève). Образование проходит по семи основным направлениям, одной из которых является право[12]. Как правило колледжи являются привилегированным путём, ведущим к поступлению в высшую университетскую школу.

б) Начальное профессиональное образование, по прохождению которого в зависимости от выбранной программы выдается кантональный аттестат о профессиональном образовании, федеральный аттестат о базовом профессиональном образовании, диплом школы коммерции, федеральный сертификат о подготовке или сертификат о профессиональной зрелости одного из семи кантональных центров профессионального образования. Такое образование предоставлено в направлениях прикладного искусства, торговли, строительства, услуг и отельного/ресторанного бизнеса, природы и окружающего мира, здравоохранения и социальной службы, а также техники.

Следует отметить, что в Швейцарии профессиональное образование традиционно занимает важное место, его выбирают две трети[13] выпускников страны. Широта возможности выбора направления профессионального образования и его эффективность в плане окупаемости объясняют почему большое количество юных швейцарцев предпочитают скорее получение профессионального образования, а не общего образования.

1.3. Высшее образование

Высшее образование в Швейцарии занимает важное место. Высшие учебные заведения называются высшими школами и среди них различают следующие типы[14]: Высшие университетские школы (Hautes écoles universitaires, HEU) , Высшие специализированные школы (Hautes écoles spécialisées, HES), а также Высшие педагогические школы (Hautes écoles pédagogiques, HEP). Гарантия качества образования в высших школах обеспечивается Конфедерацией и кантонами, о чём предписано в ст. 63а Федеральной конституции Швейцарской конфедерации[15].

Высшие университетские школы (HEU) включают кантональные университеты и федеральные политехнические школы. Основными их задачами являются предоставление образования и проведение исследований.

Кантональные университеты находятся в ведении кантонов, в которых они расположены. Федеральные политехнические школы относятся к ведению Швейцарской конфедерации.

В Швейцарии насчитывается десять кантональных университетов. Пять из них находятся в немецкоязычной части страны: кантоны Базель-Штадт, Берн, Люцерн, Санкт-Галлен и Цюрих. Во франкоязычной части Швейцарии находится три университета – это Университеты Женевы, Лозанны и Невшателя. Университет итальянской части Швейцарии находится в кантоне Тичино (г.Лугано). Наконец, Университет Фрибурга является двуязычным университетом, обучение в нем ведётся на французском и немецком языках. Некоторые из этих университетов имеют долгую историю. Так, например, Университет Базеля является старейшим университетом страны, он был создан в 1460 году, несколькими десятилетия позднее были созданы Университет Женевы и Университет Лозанны. Другие были открыты значительно позднее, например, Университет итальянской части Швейцарии появился лишь в 1996 году.

Такое разнообразие, обусловленное политикой, совмещающей конкуренцию и координацию, обеспечивает высокое качество высшего образования Швейцарии. Кроме того, проводимая политика позволяет предотвратить превращение университетов в «университеты для масс». Федеративная организация системы университетов в Швейцарии обеспечивает хорошее распределение студентов между крупными и малыми университетами. Например, Университет Цюриха, самый большой по численности, насчитывает около 24 000 студентов, а самый маленький в Люцерне – около 1700 человек[16].

Большинство кантональных университетов предлагают обучение по направлениям юриспруденции и экономическим, математическим и естественным наукам, равно как и гуманитарным, социальным и лингвистическим. Половина университетов имеет в своём составе медицинский факультет. Некоторые из этих учреждений выбрали направление более специализированное и сфокусированы на ограниченном числе направлений обучения.

В 9 из всех 10 кантональных университетов Швейцарии имеется юридический факультет: это университеты Лозанны, Базеля, Берна, Фрибурга, Женевы, Люцерна, Невшателя, Сан-Галлена и Цюриха.

За исключением медицины, области в которой обучение является особенно длительным, продолжительность учёбы в университетах как правило составляет 8 семестров плюс один семестр на дипломную работу или лицензию. На практике обучение достигает в основном 12 семестров в среднем. Структура обучения зависит от факультета. В большинстве случаев обучение разделено на первый цикл в конце которого сдаются экзамены, и второй цикл, позволяющий выбрать первую специализацию. Так, например, на юридическом факультете университета Женевы курс бакалавра права является трёхгодичным. Первый курс называется «первой серией», в течение которой изучаются шесть обязательных дисциплин (Введение в право, Конституционное право Швейцарии, Уголовное право Швейцарии, Гражданское право (семейное и право физических лиц) Швейцарии, История права и Основы римского права. Последующие второй и третий курсы называются «второй серией бакалавра», в течение которой у студентов есть право выбора предметов и их комбинации на своё усмотрение в течение двух лет. По окончанию обучения в университетах выдаётся диплом или лицензия в зависимости от факультета. Юридический факультет выдаёт диплом бакалавра/магистра права, ранее это называлось лицензией.

Университеты активны в предложении непрерывного образования и постдипломном образовании во всех научных направлениях. Продолжительность постдипломного образования и курсов непрерывного образования может составлять несколько семестров. Расходы возлагаются в основном на студентов.

В Швейцарии существует две федеральные политехнические школы: одна в немецкоязычной части Швейцарии – в г. Цюрихе, вторая во франкоязычной – в г. Лозанне. Естественные науки, инженерия и архитектура являются основным направлением Федеральных политехнических школ. В то время, как естественные науки могут изучаться как в политехнических федеральных школах, так и в кантональных университетах, инженерным наукам не обучают в университетах, это прерогатива федеральных политехнических школ. Область Федеральных политехнических школ включает также открытие и использование наиболее перспективных месторождений с точки зрения исследований и технологий. Их деятельность охватывает, в частности области, имеющие стратегическое значение для будущего Швейцарии: науки о жизни, нанотехнологии и информационно-коммуникационные технологии[17].

Обучение в Высших специализированных школах (НЕS) ориентировано на практику, такие школы подготавливают своих студентов к профессиональной деятельности, требующей применения знаний и научных методов, или в определённом случае наличие творческих способностей. На национальном уровне функционируют семь таких школ. Они специализируются в следующих областях: техника и информационные технологии, архитектура, строительство и планирование, химия и науки о жизни, промышленность и лесное хозяйство, экономика и услуги, дизайн, здравоохранение, социальная работа, музыка, сценическое искусство и другое искусство, прикладная психология и спорт. HES предлагают обучения в 300 направлениях. Обучение длится как правило три года на дневном отделении.

Высшие педагогические школы (НЕР) готовят преподавательский состав для младшей школы, средней школы первой и второй ступеней.

В дополнение к высшим университетским и специализированным школам необходимо также отметить существование небольшого числа учреждений узкой направленности, но всемирно известных, предлагающих более узконаправленные курсы, ведущие к получению высшей степени. Эти учреждения субсидируются Конфедерацией и иногда аффилированы с университетами.

Среди таких учебных заведений можно упомянуть Институт  высшего международного образования и развития в Женеве (L’Institut de hautes études internationales et du développement, так же известный под названием The Graduate Institute (http://graduateinstitute.ch)), готовящий работников дипломатической службы, Институт высшего образования в области государственного администрирования (lInstitut de hautes études en administration publique, IDHEAP, www.unil.ch/idheap) в Лозанне, Университетский институт Курта Босха в Сионе (lInstitut Universitaire Kurt Bösch à Sion, www.iukb.ch), специализирующийся в междисциплинарном постдипломном образовании[18].

  1. Карьерные возможности в юриспруденции

В области науки

Только в Федеральных политехнических школах и кантональных университетах возможно получить докторскую степень (в РФ это соответствует степени кандидата). Получение докторской степени подразумевает большую индивидуальную исследовательскую работу (диссертацию). В университетах немецкой части Швейцарии дорога к профессорату лежит через habilitation в соответствии с германской моделью. Речь идёт о втором академическом звании научного уровня, который получают после защиты научной работы более широкого масштаба, чем докторская диссертация (в РФ это докторская степень).

Обе Федеральные политехнические школы предлагают соискателям карьеры по американской модели «tenure track», что означает ведение преподавательской деятельности, по результатам которой с преподавателем предусмотрено заключению бессрочного контракта при условии соответствия его кандидатуры установленным условиям. Таким образом эти школы имеют возможность быть привлекательными работодателями для молодых учёных на международном уровне.

С целью вовлечения нового поколения научных сотрудников преподавательские вакансии в кантональных университетах и федеральных политехнических школах регулярно открываются на конкурсной основе Национальным швейцарским фондом научных исследований.

В области юридической практики

В большинстве случаев юридическое образование в Швейцарии нацелено на юридическую практику – адвокатскую деятельность[19]. Адвокатский статус обязателен для работы в юридических бюро и представлении интересов клиентов в судах. В последнее время работодатели в Швейцарии требуют наличия такого статуса от кандидатов даже на позиции корпоративных юристов на предприятиях. Для того, чтобы стать адвокатом в Швейцарии после окончания магистратуры юридического факультета необходимо закончить школу адвокатуры, пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен. Продолжительность учебы в школе адвокатуры составляет от одного до двух семестров. Стажировка в адвокатском бюро подразумевает оплачиваемую работу на полную ставку в качестве стажёра. В его обязанности, как правило, входит предоставление бесплатной юридической помощи в судебных делах для клиентов, не имеющих финансовой возможности обеспечить себе адвокатскую помощь. После окончания такой школы и после обязательного прохождения стажировки в адвокатском бюро продолжительностью от 18 до 24 месяцев соответствующее лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена. Всего есть три попытки, неуспешно исчерпав которые путь к адвокатской деятельности в этой стране закрыт. В случае успешной сдачи экзамена вручается адвокатское удостоверение, позволяющее представлять интересы клиентов в судебном процессе как по гражданским, так и уголовным делам. С введением единых по всей стране гражданского процессуального[20], и уголовного процессуального[21] кодексов адвокаты из разных кантонов получили возможность принимать участие в судебном заседании в судах любых кантонов. Ранее деятельность адвоката была ограничена территориальной принадлежностью к определённому кантону.

  1. Организация учёбы на юридическом факультете в Университете Женевы

На юридическом факультете в Университете Женевы, как и в других университетах Швейцарии, имеются 3 уровня высшего образования: бакалавриат, магистратура, докторантура. При нём существует адвокатская школа[22].

Как было указано выше учебная программа бакалавра рассчитана на 3 года (6 семестров). По окончании первого курса студенты сдают экзамены, по шести предметам, начавшимся в первом семестре (5 письменных и один устный). Сдача экзаменов является главной целью первокурсников, к которым нужно начинать готовиться с самого начала учебного года. Залог успеха – кропотливая работа с первой же недели учёбы, которая начинается во второй половине сентября. На первом же занятии каждой дисциплины всех интересует главный вопрос – в каком виде будет проходить летний экзамен и каковы будут его требования. Столь сфокусированное внимание к экзаменам объясняется следующим. Во-первых, существует строгая система перехода на второй курс. Во-вторых, учёба построена таким образом, что времени на подготовку к летней сессии не даётся. Занятия заканчиваются в пятницу скажем 25 мая, и на следующий же день в субботу 26 мая в 8:15 утра начинается первый экзамен по самому сложному из шести предметов. В-третьих, не существует такого понятия как «экзаменационные билеты». Экзамен будет включать в обязательном порядке вопрос из каждой пройдённой в течение года темы, поэтому подготовка к экзамену по большей части заключается в регулярной подготовке к каждой лекции и каждому семинарскому занятию. План работы по каждому предмету разработан на год вперёд и представляет собой список учебных недель с указанием темы, которая будет рассмотрена на лекции, номера страниц учебного пособия, которое необходимо прочитать к лекции и практических упражнений, которые должны быть выполнены к семинару.

Занятия, представленные в виде лекций и семинарских занятий, занимают 20 часов в неделю и на первый взгляд на расписание первокурсника может сложиться ложное впечатление, что нагрузка небольшая. На самом деле к 20 часам занятий, факультет настоятельно рекомендует добавлять 20 часов самостоятельной работы как минимум. При этом на практике самостоятельная работа намного превышает рекомендуемые дополнительные 20 часов. Все зависит от способностей каждого конкретного студента, но в среднем у студента уходит от 10 до 17 часов на подготовку еженедельного домашнего задания только по уголовному праву. Столько же на конституционное и гражданское. Студенты, для которых язык обучения (французский) является не родным, указанное время значительно увеличивается. В результате студенты заняты с утра до вечера 7 дней в неделю.

По трём наиболее сложным предметам, которыми являются уголовное право Швейцарии, конституционное право Швейцарии и гражданское право Швейцарии лекции проходят один раз в неделю, как правило в понедельник одна за другой. Каждая длится ровно 45 мин. Понятия «пара» отсутствует. За 45 минут преподаватель объясняет новую тему (на изучение одной темы всегда отводится только одна неделя), что как правило сопровождается слайдами. Доступ к данным слайдам у студентов есть через учебный портал и для эффективного усвоения материала во время лекции их нужно внимательно читать заранее. Учитывая ограниченное время, преподаватель поясняет материал в расчёте на то, что аудитория уже заранее ознакомлена с содержанием слайдов и прочитала указанный раздел учебника соответствующей темы. На протяжении лекции за преподавательской кафедрой присутствует три-четыре ассистента преподавателя, которые по окончанию лекции отвечают в течение 15 минут на вопросы студентов, возникших при самостоятельном чтении учебного пособия и при прослушивании лекции. Как правило к ассистентам выстраивается большая очередь и студентам удаётся задать 1-2 возникших вопроса. В случае наличия большого количества вопросов или каких-либо затруднений к ассистентам можно обратиться во время часов их приёма на соответствующих кафедрах. Они принимают 2 часа три раза в неделю. Как правило в часы приёма одного ассистента принимаются одновременно сразу несколько студентов, поскольку такие консультации активно посещаются.

Семинарские занятия именуются «сеансами работы» (séances de travail). Для их посещения поток первокурсников, составляющий около 600 студентов, разделяется на три группы в соответствии с алфавитным порядком. По каждому из трёх указанных предметов семинары для каждой группы проходят 1 раз в неделю. Семинар проходит в виде сдвоенного занятия по 45 мин каждое с обязательным перерывом в 15 мин (как пара с перерывом). К такому семинарскому занятию студенты приходят с готовым домашним заданием, которое обычно выглядит как несколько практических «кейсов», с описанием определённой юридической ситуации, сопровождаемой вопросом, требующим дать развёрнутый ответ и подкрепить его аргументацией, выполненной по определённо установленной схеме в виде юридического силлогизма. Форма проведения семинарского занятия зависит от предмета. Так по уголовному праву преподаватель зачитывает правильный анализ присутствующих в домашнем задании «кейсов», предварительно задавая аудитории вопросы, чтобы студенты озвучили свои варианты решений. Занятие проходит в очень быстром темпе, студенты в обязательном порядке фиксируют сказанное преподавателем. Ключевые формулировки, озвученные преподавателем должны быть зафиксированы слово в слово, поскольку подобное дело может попасться на экзамене и ключевые фразы должны быть воспроизведены в максимально приближенной степени. Активная работа на семинаре требует повышенного внимания и большой сосредоточенности. Без подготовки посещение семинара не имеет смысла, поскольку в таком темпе плохо подготовленному студенту не удастся понять, о чем речь, и следить за ходом озвучиваемого анализа. По конституционному и гражданскому праву домашнее задание на каждое семинарское занятие также состоит из практических «кейсов», при этом дополнительно задаются вопросы, требующие ответа «верно» / «не верно», а также соответствующую аргументацию. Занятие проходит так же в виде обращения преподавателя к аудитории указанных вопросов. Как правило студенты сами изъявляют желание ответить. Работа на семинарах никоим образом не отмечается и не оценивается. Годовая оценка по предмету является оценкой, полученной на летнем экзамене.

Экзамен длится от двух до трёх часов и проходит в форме, аналогичной домашнему заданию, которое студент выполняет на каждую неделю. Экзамен оценивается по 6-балльной шкале. Студенты, не набравшие в среднем 3 бала в результате сдачи всех шести экзаменов, исключаются из университета, без возможности пойти учиться на юридический факультет другого университета Швейцарии. Для успешного перехода на второй курс средний бал должен быть не менее 4. В случае если средний бал не дотягивает до 4, а, например, составляет 3, 75, то студент к второму курсу не допускается, но имеет возможность заново пройти первый курс. Такая возможность даётся только один раз и только на первом курсе. Как правило, поток первокурсников на половину состоит из тех, для кого первый курс является повторным. Эти студенты демонстрируют отличительное рвение и активную работу на семинарах, поскольку если при повторном прохождении курса они не набирают в среднем 4 балла, факультет они вынуждены покинуть.

  1. Советы учебно-методического характера

Залог успешного прохождения первого курса лежит не только в многочасовой работе, но и в освоении определённых методик обучения, которым студенты могут обучиться в рамках внеклассных семинаров. Такие семинары посвящены умению планировать cвое время и эффективно его использовать, методикам запоминания, эффективному чтению учебной литературы и подготовке конспектов.

Особенно ценными являются правила организации своего времени, которые необходимо знать и применять не только студенту юридического факультета, но и любому другому человеку, стремящемуся к успеху в работе. Эти, казалось бы, на первый взгляд простые и очевидные правила знают все или все о них когда-либо слышали, но как показывает практика, о них часто забывают, или не придают им должного значения, не веря в их эффективность или же попросту неправильно их применяют из-за чего они не работают.

Особенности концентрации внимания

Итак, первое для успешного прохождения учебной программы необходимо составить для себя план, о том каким образом его нужно правильно составить мы опишем ниже. Но для того чтобы понять какие дела в какое время делать нужно знать о следующем.

Концентрация внимания взрослого человека держится 45 мин, не больше. У некоторых людей ещё меньше. Вам может казаться, что вы способны держать своё внимание гораздо дольше, например, сидеть и читать учебник в течение 2-3 часов или слушать лекцию в течение полутора часов без перерыва. Физически да, можно, но после первых 45 мин вся информация проходит мимо, плохо воспринимается и не запоминается. Ниже приведён график изменения концентрации внимания и способности воспринимать информацию в течение 45 мин.

Источник: Учебные материалы отдела поддержки учебного процесса университета Женевы «Gestion du temps» // Dr Delphine Rinaldi, Ass. de recherche Mirjam Mekhaiel. Division de la Formation et des Etudiants. Université de Geneve. 2017.

Как видно, наиболее внимателен человек в первые 10 мин, это самая полезная часть времени, когда человек очень хорошо усваивает прочитанное или услышанное. Далее несколько снижается, но человек все равно способен воспринимать информацию. В промежуток между 30 и 35 минутой происходит резкий провал во внимании, обычно в этот момент человек, находящийся на лекции начинает испытывать сонливость, смотреть на часы, или же погружаться глубоко в собственные мысли, сам того не замечая. Обычно такой провал длится не более 5 минут и человек приходит в себя и продолжает слушать, но уже не так внимательно, как в начале. По истечение 45 мин, если не сделать перерыв, сосредоточенность уходит безвозвратно, и все, о чём говорит лектор, проходит мимо аудитории. Причём даже если человек изо всех сил старается сконцентрироваться, у него это вряд ли выходит. Решение швейцарских университетов найдено в том, чтобы длительность лекции ни в коем случае не превышала 45 минут. Если лекция парная, то в середине пары в обязательном порядке делается перерыв на 15 мин, что студенты и преподаватели всегда строго соблюдают.

Что же делать, когда студент занимается самостоятельно и ему предстоит прочтение довольно длинного раздела учебника? Нужно делать паузы. Каждые 45 мин, контролировать истечение 45 мин помогает либо выставление таймера на телефоне или же всевозможные приложения на компьютере. При чем пауза должна быть короткой — 3-5 мин. Пауза длиннее 5 мин не полезна, поскольку человеку потом трудно вернуться и вспомнить, на чём он остановился. Очень важно во время паузы отвлечься: выпить стакан воды, съесть яблоко или посмотреть в окно, но ни в коем случае не в телевизор, компьютер или телефон. Если вы смотрите в телефон/телевизор ваш мозг не отдыхает, он продолжает фиксировать информацию, и такая пауза не позволяет восстановить силы.

После 4 часов такой работы по 45 мин с 3-5 минутными паузами человеку необходимо сделать большой перерыв – перерыв на обед, но он не должен длиться более одного часа, так как после затянувшегося перерыва человеку трудно вернуться к работе. После перерыва человек может эффективно продолжать работать до вечера. Важно отметить, что указанное выше применимо к работе в дневное время суток, начиная около 8 часов утра. Сидение над учебниками в вечернее время является малоэффективным. Вечером скорость чтения снижается, человек намного меньше запоминает. Читающий вечером человек часто ловит себя на том, что, прочитав несколько параграфов или даже страниц, он совершенно не в состоянии вспомнить о том, что он только что прочитал. Поэтому как правило вечернее сидение над учебниками проходит в пустую. Глаза читают, но мозг очень плохо фиксирует прочитанное. Обычно студенты в ответ всегда возражают, говоря о том, что по вечерам они чувствуют этакий «прилив энергии», на что специалисты по работе со студентами Женевского университета однозначно отвечают, что это лишь привычка, у постоянно работающих людей по вечерам складывается привычка делать это, но эффективности это не прибавляет. Помимо низкой эффективности работы в ночное время, такие «ночные дежурства» на следующий день выливаются в усталость и недосып, и невыспавшийся человек не может сосредоточиться во время лекций, в результате чего ему приходиться заново самостоятельно походить пропущенную тему на лекции, что занимает гораздо больше времени, чем если бы он внимательно слушал во время занятия.

Оформление персонального плана студента

Возвращаемся к оформлению своего персонального плана. Он должен быть в письменном виде, план существующий только в голове и не изложенный на бумаге, не работает.

План должен быть реалистичным, которому будет действительно возможно следовать, иначе он бесполезен. План должен быть размещён перед глазами, чтобы как можно чаще можно было в него смотреть.

План должен быть составлен на учебный год и каждую неделю. Имея план только на неделю, но не имея плана на учебный год можно легко ошибиться в просчёте времени, которое нужно выделять учёбе в неделю. Годовой план должен выглядеть как обычный календарь на год, занимающий одну страницу. В нем нужно в первую очередь вычеркнуть дни, в которые с большой вероятностью учиться не удастся – это, как правило предновогодние дни, рождество, канун нового года и несколько последующих дней. Такие дни в календаре нужно сразу отмечать как дни, в которые учиться не удастся. Не вычеркнув их, у человека может складываться ложное впечатление, что впереди ещё много свободных дней, за которые он успеет многое сделать. Женевские студенты за год вперёд уведомлены о датах своих летних экзаменов, периодах каникул. Учебный план факультета имеется у каждого студента. Такая организация на уровне администрации университета позволяет и самим студентам заранее иметь представление об объёме работы и правильно составить свой годовой план.

План на неделю студента должен также быть размещён на одном листе А4 в виде таблицы. Наиболее удобным является план в виде таблицы, содержащей столбцы с днями недели и строки с разбивкой на каждый час с 7 утра до самого вечера в разумных пределах, т.е. до 22–23 ч. В этом плане в первую очередь нужно вычеркнуть время сна, приёма пищи, времени в пути до университета. Не вычеркнув указанные «нерабочие часы», будет складываться ложное представление об изобилии времени. Затем нужно внести в недельный план лекции и семинары. И тогда будет видно сколько остаётся времени, которое студент объективно может посвятить самостоятельной работе над домашним заданием, прочтению своих конспектов, посещению консультаций проводимых ассистентами профессоров и прочтению дополнительной литературы.

Чтение учебного материала

Читать приходиться очень много. Специалисты Женевского университета предупреждают сразу о том, что просто читать учебник или даже перечитывать его несколько раз подряд не гарантирует успеха на экзамене. При этом чтение играет большую роль. Но читать нужно правильно. Во-первых, читать нужно в дневное время. Во-вторых, чтение должно быть «активным». Что это означает? Означает, что при чтении нужно держать в руке наготове карандаш и делать пометки. Их нужно правильно делать. Специалисты утверждают, что просто подчёркивать ключевые фразы недостаточно, так по истечении определённого времени, если вы откроете книгу, то множество подчёркнутых предложений не позволит вам быстро понять, почему именно вы подчеркнули эти фразы. Поэтому сбоку прямо на страницах учебника нужно подписывать, что именно вы подчеркнули. Так, например, если вы подчеркнули основные критерии государственности в тексте, то сбоку нужно так и написать «критерии государственности» или же выписать их в виде схемы. Швейцарские специалисты так же отмечают, что отметки в тексте должны быть выполнены цветными маркерами, ручками и карандашами. Во-первых, определённая система цветов позволяет быстрее находить основные подчёркнутые мысли и видеть систему текста. Во-вторых, цвета вызывают ассоциации и позволяют лучше запоминать. Здесь необходимо отметить различие в отношении российских людей и их европейских коллег к самой книге. Российские студенты со школы привыкли с уважением относиться книге и стараться как можно меньше в ней делать отметок, а если и делают – то простым карандашом. В то время как европейские студенты вооружены наборами фломастеров и маркеров всевозможных цветов, чтобы помечать текст. Нужно отметить, что швейцарским студентам нужно покупать учебники. Университетская библиотека не выдаёт книги на год, максимум на несколько недель, и в них отметки делать нельзя (стоимость учебника, как правило, между 50 и 150 швейцарских франков). Поскольку по многим предметам студентам Женевского университета разрешено иметь при себе учебник во время экзамена, отметки должны позволять находить необходимые разделы текста очень быстро. Не стоит считать, что возможность пользоваться учебником во время экзамена, делает экзамен проще. Наоборот, это означает, что вопросы на экзамене будут преимущественно практического характера, и учебник не будет давать на них прямого ответа и не поможет тому, кто не занимался регулярно решением практических заданий по предмету.

Подготовка к экзаменам

Как было сказано выше готовиться к экзаменам нужно с первого же учебного дня. В первые же лекции у преподавателя необходимо уточнить форму экзамена и какие материалы можно иметь при себе. Это поможет понять каким образом готовить свои записи.

Экзамены существуют двух типов: с правом пользоваться своими материалами (open book exam) и без права использования какого-либо материала. Первый тип является наиболее сложным, поскольку состоит как мы уже упоминали из практических вопросов, требующих развёрнутые ответы с подробной аргументацией. В дополнение, как правило, к ним прилагается серия тестовых вопросов с несколькими возможными правильными ответами. Предметы с таким экзаменом требуют предельно высокой организованности хранения и оформления своего материала, который студенты принесут на экзамен. Поскольку к такому экзамену невозможно подготовиться, выучив наизусть материал, подготовка к нему заключается в еженедельной тренировке над решениями практических заданий. Второй тип экзаменов требует запоминания наизусть большого количества материала. Подготовка к таким экзаменам заключается в сжатии пройдённого материала за год в предельно краткую форму с основными положениями, помогающими вспомнить подробность. Напоминает форму «шпаргалки». На экзамены по некоторым предметам допустимо взять с собой такую «шпаргалку», при условии, что она не будет превышать двустороннего одного листа А4. Такую «шпаргалку» нужно также начинать готовить с первых же занятий так, чтобы в течение нескольких месяцев её перечитывать.

Библиография:

  1. Accord intercantonal sur l’harmonisation de la scolarité obligatoire (concordat HarmoS), 2007 // URL: http://www.edk.ch/dyn/11737.php (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  2. Auer A., Malinverni G., Hottelier M. Droit constitutionnel Suisse // Stampfli Editions SA Bern 2013. Vol. I.
  3. Ecole d’avocature // URL: https://www.unige.ch/droit/ecav/ (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  4. Loi fédérale sur l’encouragement des hautes écoles et la coordination dans le domaine suisse des hautes écoles 411.20, 2011 // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/federal-gazette/2011/6863.pdf (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  5. Panorama de l’enseignement supérieur en Suisse. Secretariat d’Etat a l’education et a la recherche SER, Berne, Suisse, 2006 // URL: https://www.eda.admin.ch/dam/…/higher_education-f.pdf (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  6. Гражданский кодекс Швейцарии 1907 г. (в редакции 2018 г.) // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19070042/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  7. Гражданский процессуальный кодекс Швейцарии от 19.12.2008 г. // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/20061121/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  8. Закон кантона Женева о профессии адвоката от 26.04.2002 г / Loi sur la profession d’avocat // URL: https://www.ge.ch/legislation/rsg/f/s/rsg_E6_10.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  9. Уголовный процессуальный кодекс Швейцарии от 5.10.2007 г. // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/20052319/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  10. Федеральная Конституция Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19995395/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  11. Федеральный закон о поощрении развития высших школ и координации в области высших школ (Loi fédérale sur l’encouragement des hautes écoles et la coordination dans le domaine suisse des hautes écoles) от 30.09.2011 г. // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/20070429/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).
  12. Федеральный закон о свободном передвижении адвокатов от 23.06.2000 г / Loi fédérale sur la libre circulation des avocats // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19994700/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

 

[1] Но в кантоне Тичино – 4 года.

[2] Accord intercantonal sur l’harmonisation de la scolarité obligatoire (concordat HarmoS), 2007 // URL: http://www.edk.ch/dyn/11737.php (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[3] На сегодняшний день в нему присоединились 15 кантонов из 26 // URL:  https://edudoc.ch/static/web/arbeiten/harmos/liste_rat_df.pdf (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[4] В соответствии с п. 2 ст. 2 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19995395/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[5] На ряду с государственными школами в Швейцарии также существуют частные школы, правила применимые к которым отличаются от государственных.

[6] Те, кому 4 года исполняется, например, 1 августа, начинают школу через год – в 5 лет.

[7] Для примера, во Франции обязательное образование начинается в 3 года.

[8] В соответствии с п.1 ст. 62 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации

[9] Ст. 194 п. 1 Конституции республики и кантона Женевы // URL: https://www.ge.ch/legislation/rsg/f/s/rsg_A2_00.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[10] Совершеннолетие в Швейцарии наступает в 18 лет в соответствии со ст. 14 Гражданского кодекса Швейцарии // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19070042/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[11]Раздел о среднем образовании на официальном сайте кантона Женевы // URL: https://www.ge.ch/po/ (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[12] Отсюда начинают свою карьеру люди, изначально стремящиеся стать юристами.

[13] Данные по состоянию на март 2017 года, опубликованные Швейцарской конференцией кантональных директоров государственного образования (Conférence suisse des directeurs cantonaux de l’instruction publique (CDIP)) // URL: http://www.edk.ch/dyn/15421.php (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[14] Пункт 2 ст. 2 Федерального закона о поощрении развития высших школ и координации в области высших школ (Loi fédérale sur l’encouragement des hautes écoles et la coordination dans le domaine suisse des hautes écoles) от 30.09.2011 г. // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/20070429/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[15] Федеральная Конституция Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19995395/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[16] Panorama de l’enseignement supérieur en Suisse. Secretariat d’Etat à l’education et a la recherche SER, Berne, Suisse, 2006 // URL: https://www.eda.admin.ch/dam/…/higher_education-f.pdf (дата обращения: 8 июля 2018 г.). P. 17.

[17] Panorama de l’enseignement supérieur en Suisse. Secretariat d’Etat à l’education et a la recherche SER, Berne, Suisse, 2006 // URL: https://www.eda.admin.ch/dam/…/higher_education-f.pdf (дата обращения: 8 июля 2018 г.). P. 17.

[18] Panorama de l’enseignement supérieur en Suisse. Secretariat d’Etat à l’education et a la recherche SER, Berne, Suisse, 2006 // URL: https://www.eda.admin.ch/dam/…/higher_education-f.pdf (дата обращения: 8 июля 2018 г.). P. 19.

[19] Регулируется Федеральным законом о свободном передвижении адвокатов от 23.06.2000 г / Loi fédérale sur la libre circulation des avocats // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19994700/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.); а также и кантональными законами; например, в Женеве кантональный закон о профессии адвоката от 26.04.2002 г / Loi sur la profession d’avocat // URL: https://www.ge.ch/legislation/rsg/f/s/rsg_E6_10.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[20] Гражданский процессуальный кодекс Швейцарии от 19.12.2008 г. // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/20061121/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[21]Уголовный процессуальный кодекс Швейцарии от 5.10.2007 г. // URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/20052319/index.html (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

[22] Ecole d’avocature // URL: https://www.unige.ch/droit/ecav/ (дата обращения: 8 июля 2018 г.).

Аслан Хусейнович АБАШИДЗЕ

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, Заведующий кафедрой международного права юридического института Российского университета дружбы народов, профессор Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Председатель Комиссии международного права Российской Ассоциации содействия ООН, Член Экспертного совета по праву Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, Член Экспертного совета по международному праву при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

intlaw.rudn@gmail.com

Авторы:

Aslan Kh. ABASHIDZE

Doctor of Juridical Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Head of the Department of International Law of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Professor at the Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Member of the UN Committee on Economic, Social and Cultural rights, Chairman of the International Law Commission of the United Nations Association of Russia, Member of the Expert Council on Law of the Higher Attestation Commission under the Ministry of Education and Science of Russian Federation, Member of the Scientific Advisory Board under the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Member of the Scientific Advisory Council under the Supreme Court of the Russian Federation, Member of the Expert Council under the Commissioner on Human Rights in the Russian Federation

Алёна Анатольевна Эргот

кандидат юридических наук, выпускница кафедры международного права РУДН, студент юридического факультета Университета Женевы

Alena А. Hergott

PhD, Alumni of the International Law Department of the of Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Student of the Faculty of Laws of the University of Geneva.

Иллюстрации: pixabay.com

Добавить комментарий

Войти с помощью: