В статье рассмотрен вопрос об эволюции, реализации и перспективах соглашений о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами.
Ключевые слова. ВТО, ЕАЭС, зона свободной торговли.
The free trade agreements of the Eurasian Economic Union and its member States with third States: evolution, implementation and prospects
Annotation. The article deals with the free trade agreements of the Eurasian Economic Union and its member States with third States: evolution, implementation and prospects.
Tags: WTO, EEU, free trade zone.
Учреждение Всемирной торговой организации (ВТО) стало важным этапом в процессе совершенствования универсального международно-правового регулирования глобализации мировой экономики и формирования комплексной отрасли международного права — международного экономического права и его института — права ВТО. Однако существующих в рамках права ВТО норм и правил не всегда достаточно для всеобъемлющего регулирования торгово-экономических отношений между членами данной организации. Так, с появлением интеграционных объединений, в том числе с развитием Евразийского экономического союза, усложняются экономические отношения между государствами и появляются все более «адресные» международно-правовые инструменты для регулирования этих отношений в дополнение к нормам и правилам системы ВТО.
Интеграционные процессы в современном мире регулируются путем заключения особых международных договоров — соглашений о создании региональных интеграционных объединений. В науке международного права существуют несколько теорий интеграционного процесса. В соответствии с большинством из них зона свободной торговли является неотъемлемой частью процесса интеграции и всегда создается путем заключения специального международного соглашения.
Формированию Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) в новейшей истории евразийской экономической интеграции предшествовал ряд подготовительных этапов: 6 января 1995 г. подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь; 20 января 1995 г. — Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан; Кыргызская Республика присоединилась к этим соглашениям 29 марта 1996 г. Тогда же Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. 26 февраля 1999 г. к Соглашениям о Таможенном союзе и к названному Договору присоединился и Таджикистан.
10 октября 2000 г. подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (утратил силу в 2014 г.). Членами ЕврАзЭС являлись Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и с 2005 по 2008 гг. — Узбекистан.
Согласно учредительному Договору целями и задачами международной организации ЕврАзЭС являлись эффективное продвижение процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализация других целей и задач, определенных в вышеназванных Соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжали действовать в части, не противоречащей учредительному договору.
Развитие Содружества Независимых Государств (СНГ) не всегда соответствовало имеющимся возможностям интеграционного сближения стран — членов СНГ, в этом контексте появилась концепция «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции, которая позволила отдельным государствам СНГ перейти к более тесной интеграции, не дожидаясь остальных стран — партнеров по Содружеству. Такой подход, как известно, был реализован и в деятельности ЕврАзЭС, которое выросло из «таможенной пятерки» в Евразийское экономическое сообщество. Поэтапное интеграционное развитие позволило перейти от зоны свободной торговли России, Белоруссии и Казахстана к Таможенному союзу этих стран с 1 января 2010 г., а с 1 января 2012 г. — к Единому экономическому пространству.
18 октября 2011 г. подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ, учитывающий общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО и регламентирующий дальнейшее развитие взаимной торговли, либерализацию условий и отмену действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки стран СНГ. Подписание Договора о ЗСТ СНГ явилось положительным, но не вполне достаточным шагом для развития торгово-экономических отношений на евразийском пространстве. С 2016 г. в отношениях между Россией и Украиной данный документ действует в части экспортной пошлины на природный газ в газообразном состоянии.
В ноябре 2011 г. в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы следующего этапа интеграции: Декларацию о Евразийской экономической интеграции; Договор о Евразийской экономической комиссии; Регламент работы Евразийской экономической комиссии. В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявлялось о переходе с 1 января 2012 г. к следующему этапу интеграционного «строительства» — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации (ВТО) и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. 29 мая 2014 г. в Астане был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза и ЕЭП. Договор о создании ЕАЭС был ратифицирован всеми его участниками накануне минского саммита в октябре 2014 г. Договор о ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 г. Первоначально в Союз вошли Россия, Казахстан и Белоруссия, затем присоединились Армения и Кыргызстан.
Содержательно вне рамок евразийской интеграции находятся, в частности, Молдова, которой представляются более политически и экономически привлекательными перспективы сближения с Европейским союзом (при этом Молдова наряду с Узбекистаном и Кубой имеет в ЕАЭС статус наблюдателя) и Украина, чьи перспективы взаимодействия с ЕАЭС пока сложно оценить. Не все государства центрально-азиатского региона являются членами ЕАЭС. Так, из государств Центральной Азии членами ЕАЭС являются Казахстан, чей президент Н.А. Назарбаев стоял у истоков интеграции на евразийском пространстве[1], и Кыргызстан.
Одним из важнейших трендов развития торгово-экономической интеграции Союза и его государств-членов с третьими сторонами является заключение соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и о создании зон свободной торговли с третьими государствами.
Классически под зоной свободной торговли понимается соглашение между несколькими государствами или межгосударственными объединениями, которое направлено, прежде всего, на устранение тарифных барьеров во взаимной торговле. В частности, «связываются» либо ликвидируются импортные пошлины, упрощаются таможенные процедуры при торговле с третьими странами, а также создаются преимущества для реализации инвестиционных проектов. Также подобные соглашения могут предусматривать снижение негативного воздействия на торговлю в части технических барьеров, конкуренции, интеллектуальной собственности.
Функционирование зон свободной торговли осуществляется, как общее правило, в соответствии со ст. XXIV ГАТТ 1994 и статьей V ГАТС.
Целью заключения соглашений о ЗСТ является расширение экспорта товаров и услуг ЕАЭС, снижение операционных расходов для экспортеров и импортеров товаров или услуг и как результат развитие плодотворных международных экономических отношений. В последние десятилетия соглашения о создании ЗСТ все больше по качеству и объему правового регулирования приближаются к полноценным торгово-экономическим соглашениям.[2]
Помимо снижения или обнуления торговых пошлин, они регулируют многочисленные взаимные договоренности по инвестиционному режиму, движению капитала, техническому регулированию, процедурам разрешения споров, правилам определения страны происхождения товаров и другим важным вопросам доступа на рынки.
Соглашения о свободной торговле направлены на дальнейшую либерализацию торговли со странами-партнерами, создание преференциального режима торговли по сравнению со «стандартным» режимом ВТО.
Такие соглашения в сфере торговли товарами в первую очередь касаются вопросов обнуления/снижения таможенных пошлин. Также они затрагивают особенности регулирования иных аспектов торговли товарами между странами-партнерами: таможенное регулирование и администрирование, импортное лицензирование, применение мер государственной поддержки отдельных секторов экономики, правила конкуренции, применение технических барьеров, ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер, сотрудничества компетентных ведомств по различным аспектам регулирования торговли.
В сфере торговли услугами и инвестиций преференциальные соглашения также направлены на устранение существующих барьеров в указанных сферах, минимизацию и смягчение ограничений по доступу на рынок. Особое внимание при заключении таких соглашений уделяется механизму защиты инвестиций. Такие соглашения, как правило, также затрагивают вопросы лицензионных требований и процедур, технических и квалификационных требований, соответствие которым необходимо для поставки услуги, вопросы признания документов соответствия (об образовании, о квалификации)[3].
В Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам проведения переговоров по преференциальным торговым соглашениям, в том числе соглашений о свободной торговле товарами совместно с партнерами по Евразийскому экономическому союзу и двусторонних соглашений о свободной торговле услугами и инвестициях, координирует Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России.
Кроме того, сфера деятельности Минэкономразвития России также включает в себя участие в разработке предложений по подготовке проектов документов и решений, принимаемых на наднациональном уровне, в рассмотрении принципиальных вопросов деятельности ЕАЭС, включая определение стратегий, перспектив и дополнительных сфер дальнейшего развития интеграции, в том числе с учетом мирового опыта успешного развития региональных интеграционных объединений.
Департамент евразийской интеграции Минэкономразвития России осуществляет координацию межведомственного взаимодействия по вопросам функционирования ЕАЭС, развития наднациональных институтов и перспективных интеграционных проектов, привлечения новых партнеров к сотрудничеству с ЕАЭС[4].
В ЕАЭС основным субъектом проведения переговоров с третьими государствами от лица Союза выступает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Комиссия подходит к сотрудничеству с каждым партнером через тщательную комплексную оценку всех его преимуществ и рисков для всех государств-членов и его соответствия целям и принципам евразийского интеграционного объединения. Например, прежде чем начинать официальные переговоры с какой-либо страной о заключении соглашения о свободной торговле, Комиссия формирует совместную с этой страной исследовательскую группу (СИГ), в которую входят эксперты из профильных подразделений ЕЭК и национальных государственных органов участвующих стран, которые, в свою очередь, формулируют рекомендации о целесообразности или нецелесообразности его заключения. После этого по решению Высшего Евразийского экономического совета Союза могут начаться официальные переговоры. В рамках переговоров о создании ЗСТ с третьими странами ЕЭК имеет мандат лишь на обсуждение блока торговли товарами, а вопросы инвестиций и торговли услугами, дающие наибольший экономический эффект от ЗСТ, остаются в компетенции государств-членов[5].
Евразийская экономическая комиссия отмечает, что при выборе партнера по заключению торгового соглашения государства — члены ЕАЭС руководствуются задачей обеспечения взаимовыгодного торгового баланса, прежде всего, в части поставок из стран Союза продукции высокого передела и обеспечения выигрышной конкурентной позиции на внешних рынках (что, в свою очередь, является стимулом укрепления внутренней интеграции за счет наращивания кооперационного сотрудничества — там, где это позволяет повысить конкурентоспособность производства)[6].
В настоящее время заключены следующие соглашения в этой области: Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 г.; Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 г. (Решением Высшего евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 16 «О реализации статьи 1.3 Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года» дан старт работе по заключению «полноценного» соглашения о свободной торговле с Ираном, на I квартал 2021 года запланировано проведение предварительных консультаций по согласованию формата и наполнения предстоящих переговоров[7]); Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 г.; Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны, от 1 октября 2019 г.; Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Республикой Сербия, с другой стороны, от 25 октября 2019 г.
В настоящее время ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с Египтом, Израилем и Индией, что подчеркивает успешность и взаимовыгодность реализации международных соглашений данного формата. К началу 2020 года в Евразийскую экономическую комиссию уже поступило более 40 предложений о заключении торговых соглашений с зарубежными странами[8].
Для понимания текущего статуса работы и перспектив реализации как заключенных, так и планируемых к заключению соглашений о свободной торговле ЕАЭС с третьими государствами, весьма ценной и интересной представляется информация Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии, привести которую (с извлечениями) было бы очень полезно и для научного сообщества[9], в том числе, в целях формирования новых «векторов» исследовательской деятельности молодыми учеными государств-членов ЕАЭС: «цель соглашений о свободной торговле — создание условий для наращивания экспорта из стран Союза через формирование более конкурентных условий для поставок товаров на внешние рынки, а также дополнительных стимулов по развитию взаимовыгодного сотрудничества участников ВЭД с обеих сторон.
С конца 2016 года успешно работает первая из таких ЗСТ — с Социалистической Республикой Вьетнам. Достигнутые в соглашении о ЗСТ договоренности успешно решают задачи по наращиванию экспорта, демонстрируя очевидно высокую эффективность в короткие сроки. Уже через год после вступления соглашения в силу товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом увеличился на 36,7%, а в 2018 году — еще на 12,8%, составив по итогам 2018 года 6,7 млрд долл. США, из которых 2,7 млрд пришлось на экспорт. Впоследствии после существенного падения по итогам 2019 года за первые семь месяцев 2020 года зафиксирован рост экспорта на 19,4%. <…>
Еще одно преференциальное торговое соглашение — Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, вступило в силу в конце октября 2019 года. Иран не член ВТО, что накладывает ограничение на понимание, каким образом организуется система регулирования торговли у партнера, на прозрачность условий обращения товаров на его рынке. В связи с этим важно понять, каким образом будет работать зона свободной торговли с Ираном, насколько взаимовыгодной она будет, в какой мере удастся повысить стабильность торгового режима. Чтобы ответственно перейти к полноформатному ССТ, и сделано временное соглашение, в рамках которого пошлины снижаются или устраняются по ограниченной группе товаров, при этом фиксируются обязательства по предоставлению режима доступа и обращения товаров, в целом соответствующие правилам ВТО. Соглашение предполагает сбалансированный объем взаимных уступок. Тарифные обязательства Ирана распространяются на 360 товаров из ЕАЭС. <…>
В октябре 2019 года заключены соглашения о свободной торговле с Сербией и Сингапуром. В рамках переговоров с Сербией решались сразу две задачи: первая — унификация преференциального торгового режима между всеми странами Союза и партнером (режим свободной торговли с Сербией уже действует для Беларуси, Казахстана и России), вторая — углубление сотрудничества через создание еще более привилегированных условий торговли. Достигнутые договоренности содержат экономические выгоды для стран Союза как в краткосрочной перспективе, в связи с экономией таможенных платежей в отношении существующего экспорта (особенно это актуально для товаров из Армении и Кыргызстана, которые раньше не могли беспошлинно поставляться в Сербию), так и в среднесрочной — при развитии ранее не реализованных экспортных возможностей в связи с расширением охвата преференциальной торговлей и в торговле между Беларусью, Казахстаном, Россией и Сербией. Улучшение условий торговли зафиксировано и для поставок из Сербии. <…>
В целом потенциал наращивания товарооборота имеется по товарам пищевой промышленности, таким как соки, сыры, кондитерские изделия, колбасы и крепкие алкогольные напитки, а также по сигаретам, клапанам и кранам. Кроме того, в ходе переговоров удалось существенно обновить регуляторную часть соглашения, обеспечив разумный учет современных тенденций и практик заключения торговых соглашений, включая практику ЕАЭС в этой части. Это значит, что товарам и экспортерам Союза со стороны Сербии будут предоставлены существенные правовые гарантии, в том числе в части «базовых» условий, предусмотренных ВТО, членом которой Сербия не является.
Соглашение о свободной торговле с Сингапуром кроме вопросов тарифного регулирования предусматривает: повышение уровня взаимодействия таможенных служб, применение современных правил определения происхождения товаров, возможность заключения соглашений об устранении технических барьеров в торговле, широкие возможности для сотрудничества в сфере санитарных и фитосанитарных мер, охрана и защита интеллектуальной собственности правообладателей Союза. Также соглашение закладывает основы для реализации в будущем совместных проектов в сфере защиты окружающей среды и создания новых возможностей для бизнеса в электронной торговле. <…> Сингапур возьмет на себя обязательство не применять ввозные таможенные пошлины в отношении всех происходящих из Союза товаров. При этом, несмотря на то, что Сингапур в целом не применяет эффективных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении импортируемых товаров, такие обязательства страхуют поставщиков Союза от возможных изменений в таможенно-тарифной политике Сингапура в будущем. Кроме того, соглашение обеспечивает прозрачность принятия и применения торговых мер и предусматривает современные механизмы разрешения споров и разногласий между сторонами. Параллельно государства — члены ЕАЭС заключат с Сингапуром соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций. Такой подход — формирование пакета договоренностей формата «товары+услуги+инвестиции» зафиксирован в заключенном с Сингапуром Рамочном соглашении о всеобъемлющем торгового-экономическом партнерстве. Первое такое соглашение о торговле услугами и осуществлении инвестиций уже заключено между Арменией и Сингапуром.
Переговоры с Египтом продвигаются очень интенсивно — проведено три переговорных раунда. Если будут найдены компромиссные развязки, переговоры могут завершиться в достаточно сжатые сроки.
С Израилем уже состоялись шесть раундов переговоров. Что касается Индии, речь идет о начальном этапе переговоров — стороны находятся в процессе согласования взаимовыгодной архитектуры соглашения. <…>
Проведена работа по определению перечня наиболее перспективных направлений для расширения сети соглашений о свободной торговле ЕАЭС — своего рода формирование «второй волны» торговых переговоров. На основе комплекса предложений бизнеса, правительств государств — членов ЕАЭС, экспертного сообщества был сформирован список стран, с которыми проводится работа по определению перспектив начала переговоров по заключению соглашений о свободной торговле. В частности, уже начаты совместные исследования потенциальных выгод и рисков от перехода на режим свободной торговли с Индонезией и Монголией. Примерно через год такая работа с потенциальными партнерами по переговорам будет завершена и на основании ее итогов будут приняты решения о целесообразности начала переговоров с ними»[10].
Из приведенной информации ЕЭК, кроме очевидных перспектив для исследовательской работы ученых, прежде всего, государств-членов Союза, можно видеть, что одной из важных проблем, пока остающейся далекой от практического (но не декларируемого) разрешения, является определение приоритетности регулятивного воздействия на сходные, а порой и идентичные правоотношения, и взаимной квалификации правопорядков ВТО и ЕАЭС в международной торговой системе (применительно к соглашениям о ЗСТ это касается, в частности, Ирана и Сербии, не являющихся членами ВТО, что привносит дополнительные нюансированные обстоятельства во взаимодействие ЕАЭС и его государств-членов (среди которых в ВТО не входит только Белоруссия) с этими государствами). Попыткой разрешить эту проблему стало принятие Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (19 мая 2011 г.), участники которого «в первом приближении» (учитывая первоначальный субъектный состав этого договора в 2011 году) регламентировали вопрос приоритетности/иерархичности норм и правил ВТО, а также обязательств государств-членов ВТО/ЕАЭС в праве ЕАЭС. С помощью этого договора фактически была осуществлена превентивная имплементация норм соглашений ВТО в право ЕАЭС[11]. Вероятно, целесообразно определить «статус» права ВТО и права ЕАЭС как общего и специального регуляторов правоотношений в международной торговой системе. Договор о ЕАЭС 2014 года с точки зрения права ВТО является региональным торговым соглашением (РТС). При этом, если ЕАЭС во многом «идентифицирует» ВТО как равноправного партнера, то ВТО «квалифицирует» меры, вводимые ЕАЭС, преимущественно как меры, введенные государством-членом ЕАЭС (в частности, Россией), а не меры ЕАЭС как международной интеграционной организации[12].
Проблема соотношения норм РТС и норм соглашений ВТО является одной из наиболее актуальных в повестке ВТО. Эксперты выделяют как минимум три аспекта указанной проблемы: противоречие норм РТС и норм соглашений ВТО, конкурентная юрисдикция ОРС ВТО и региональных механизмов разрешения споров, а также место соглашений ВТО и РТС в международной торговой системе[13].
Представляется, что решение указанных проблем во взаимодействии с ВТО предстоит найти и Евразийскому экономическому союзу, отчего будет зависеть, в том числе, выстраивание и реализация «архитектуры» как взаимодействия Союза с другими субъектами международного права по максимально широкому перечню треков[14], так и темпы и качество реализации положений соглашений о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами.
Информация об авторе:
Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса
Information about the author:
Komendantov Sergey Vasilievich, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation, Class III
__________________
[1] См. об этом: Мансуров Т.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь: к 20-летию Евразийского проекта, 1994-2014. М.: Реал-Пресс, 2014. 366 с.
[2] Подробнее: ЕАБР. Евразийский экономический союз: связи с внешним миром. М.: 2018.
[3] https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/ (дата обращения: 25 февраля 2021 г.).
[4] https://www.economy.gov.ru/material/departments/d10/ (дата обращения: 25 февраля 2021 г.).
[5] Подробнее: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 12 февраля 2021 г.).
[6] Евразийский экономический союз на пути к Большому Евразийскому партнерству: выгоды для международного бизнеса. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2020. С. 15. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/Documents/Brochure_Verona.pdf (дата обращения: 25 февраля 2021 г.).
[7] По информации Департамента торговой политики ЕЭК. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/%d0%9f%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d1%8b%d0%b5%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%8b%20%d1%81%d1%81%d1%82_%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82_0221.pdf (дата обращения: 25 февраля 2021 г.).
[8] Евразийский экономический союз на пути к Большому Евразийскому партнерству: выгоды для международного бизнеса. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2020. С. 14. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/Documents/Brochure_Verona.pdf (дата обращения: 25 февраля 2021 г.).
[9] Евразийская экономическая интеграция традиционно привлекает внимание как российских, так и зарубежных исследователей в области политологии, мировой экономики и международного права. См. например: Боклан Д.С. Соотношение права Евразийского экономического союза и соглашений ВТО // Современное международное право: глобализация и интеграция: LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н. Бирюкова: сборник научных статей / отв. ред. А.Я. Капустин; Воронежский государственный университет. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. С. 38-45; D. Boklan, I. Lifshits, Eurasian Economic Union Court and WTO Dispute Settlement Body: Two Housewives in One Kitchen, 7(3) Russian Law Journal. 2009. Р. 169–193; Воронцова Н.А. Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан: становление и развитие / Рос. таможенная академия. М.: РТА, 2001. 108 с; Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии: историческая динамика политических взаимовлияний / МГИМО (У) МИД России; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Муравей, 2004. 603 с.; Евразия: конкуренция и сотрудничество : сборник статей / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН; отв. ред. А.А. Рогожин. – М.: ИМЭМО РАН, 2006. 115 с.; Евразийская интеграция в XXI веке / под ред. А.А. Климова, В.Н. Лексина и др. – М.: Ленанд, 2012. 284 с.; Евразийское экономическое сообщество: правовые и экономические основы / под ред. А.И. Манжосова. М.: ЮНИТИ, 2004. 270 с.; Европейское право. Отрасли права Европейского Союза и Евразийского экономического союза: учебник/рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин, М.Л. Энтин. М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. 416 с.; Еликбаев К.Н., Комендантов С.В. О подходах к реализации положений договора о Евразийском экономическом союзе о применении исключений из порядка функционирования внутреннего рынка товаров ЕАЭС // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2020. № 12. С. 18-22; Интеграционное право. Учебник / В.В. Блажеев, С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2017. 720 с.; Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Проспект, 2014. 416 с.; Комендантов С.В. К вопросу о возможных международно-правовых последствиях создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Московский журнал международного права. 2010. № 1 (77). С. 61-71; Мантусов В.Б. Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств (основные направления развития субрегиональных групп). Монография. М.: ВОСТОК-ЗАПАД, 2012. 129 с.; Право Евразийского экономического союза. Учебник / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2016. 192 с.; Скурко Е.В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция: Эффективность правового регулирования. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 297 с.; Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества: комментарий и документы / С.И. Истомин, С.П. Булавин и др. / под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. М.: Экономика, 2003. 486 с.; Халевинская Е.Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве. М.: Инфра-М, 2012. 199 с.; Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП «III тысячелетие», 2002. 478 с.; Ярышев С.Н. Единое экономическое пространство в системе международного экономического права. Монография. М.: Юрис Пруденс, 2010. 221 с.; 20 лет Евразийскому проекту. М.: ЕЭК, 2014. 371 с.
[10] Евразийский экономический союз: цифры и факты. 2020. Раздел «Торговля». М.: Евразийская экономическая комиссия, 2020. С. 2-8. http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B8%CC%86%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20-%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B%20%D0%B8%20%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B%202020.pdf (дата обращения: 25 февраля 2021 г.).
[11] Боклан Д.С. Соотношение права Евразийского экономического союза и соглашений ВТО // Современное международное право: глобализация и интеграция: LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н. Бирюкова: сборник научных статей / отв. ред. А.Я. Капустин; Воронежский государственный университет. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. С. 39.
[12] Как отмечала Д.С. Боклан в 2016 году, «…уже три дела находятся на рассмотрении ОРС ВТО, в которых заявители просят ОРС ВТО признать нормы права ЕАЭС не соответствующими праву ВТО: Россия – меры по импорту живых свиней, свинины и других продуктов из свинины (Заявитель – Евросоюз); Россия – антидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили из Германии и Италии (Заявитель – Евросоюз); Россия – меры затрагивающие импорт железнодорожного оборудования (Заявитель – Украина). Однако во всех указанных делах заявители не являются участниками Договора о ЕАЭС и не рассматривают нормы права ЕАЭС, как «соответствующие нормы международного договора, применяемые в отношениях между участниками» в соответствии со ст. 31с) Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Нормы права ЕАЭС рассматриваются как меры, принятые одним из государств-членов ЕАЭС, а именно Россией» / Там же. С. 44.
[13] Qureshi A.H. Interpreting WTO Agreements: problems and perspectives. Cambridge University Press, 2015. P. 339. Цит. по: Боклан Д.С. Соотношение права Евразийского экономического союза и соглашений ВТО // Современное международное право: глобализация и интеграция: LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н. Бирюкова: сборник научных статей / отв. ред. А.Я. Капустин; Воронежский государственный университет. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. С. 42.
[14] «ЕАЭС представляется эффективной площадкой для продвижения интеграционных инициатив в торгово-экономической повестке Евразии. Историческая и стратегическая цель ЕАЭС – формирование единого экономического пространства на евразийском континенте»: Евразийский экономический союз на пути к Большому Евразийскому партнерству: выгоды для международного бизнеса. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2020. С. 30. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/Documents/Brochure_Verona.pdf (дата обращения: 25 февраля 2021 г.).