Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Социальные сети: вызовы и угрозы национальной безопасности

В публикации рассматриваются проблемы влияния социальных сетей на молодежь, в том числе и с точки зрения обеспечения национальной безопасности России. Проанализированы некоторые проблемы обеспечения идеологической безопасности государства с учетом этого фактора, формирования некоторых предложений по противодействию им. В частности, авторы предлагают рассмотреть вопрос о разработке автоматизированной системы ситуационно-сценарного анализа социальной напряженности в обществе.

Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания ЦИПБ РАН в 2019 году по вопросам исследования проблем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. 

Ключевые слова: национальная безопасность, идеологическая безопасность, молодежь, социальные сети, мессенджеры, Интернет, деструктивное поведение.

 

Social networks: challenges and threats to national security

Annotation.

The article deals with the problems of the impact of social networks on young people, including from the point of view of ensuring national security of Russia. Some problems of ensuring ideological security of the state are analyzed taking into account this factor, the formation of some proposals to counter them.In particular, the authors propose to consider the development of an automated system of situational scenario analysis of social tension in society.

Key words: national security, ideological security, youth, social networks, messengers, Internet, destructive behavior.

Одной из актуальных проблем обеспечения национальной безопасности является «борьба» в информационном пространстве, охватывающей все аспекты решения задач по стратегическим национальным приоритетам: как в сфере обороны страны, так и в сферах государственной и общественной безопасности, решения задач экономического роста и других[1]

В данной статье авторы хотели бы еще раз акцентировать внимание на необходимость активизации работы по противодействию негативного влияния информационных сетей на  молодежь. Одновременно с положительными функциями социальных сетей сеть Интернет упростила обмен информацией между пользователями, чем, безусловно, пользуются преступные элементы, включая представителей террористических и экстремистских организаций в интересах, в том числе, и ведения вербовочной деятельности. Экстремистские и террористические организации адаптировались к требованиям информационной среды и виртуального пространства: ими используются всевозможные технологические новинки анонимизации деятельности и интеграции в общественную жизнь.

Данное обстоятельство требует дополнительных мер в ходе реализации государственной молодежной политики.

Лидеры и идеологи радикальных движений используют возможности сети «Интернет» для оперирования сознанием людей, что особенно опасно для молодежи, принимая во внимание факт практически бесконтрольного использования Интернета несовершеннолетними, которые являются легкими объектами для вербовки[2].

Сейчас проблемы духовных и нравственных ценностей молодежи стоят особенно остро. Развитие социальных сетей и мессенджеров, оказывающих зачастую деструктивное влияние на пользователей, становится популярным объектом исследований в области криминалистики, психологии и других наук. Угрозы моральным и нравственным устоям общества становятся крайне заметными.

Одним из факторов, оказывающим серьезное отрицательное влияние на морально-нравственное и духовное состояние молодежи, является пропаганда преступного поведения посредством социальных сетей – своего рода особая форма девиантного поведения, которое в настоящее время не изучено достаточно глубоко и всесторонне.

В социальных сетях и мессенджерах появляются, развиваются и ведут активную деятельность деструктивные течения, склоняющие подростков и молодёжь к девинатному или делинквентному поведению.

В ответ на блокировки со стороны Роскомнадзора и администраторов социальных сетей, группы деструктивной направленности появляются в новых более масштабных и опасных формах. Важно отметить вирусный, прогрессирующий характер распространения материалов деструктивного толка. Это не что иное, как специальная кампания по информационно-психологическому влиянию на сознание подростков и молодёжи (метод оранжевых революций).

На сегодняшний день так или иначе деструктивным контентом охвачены практически все подростки и не только, использующие аккаунты в социальных сетях.

Активному деструктивному воздействию подвергается каждый третий подросток[3].

Необходимы изучение с научной и практической точек зрения вопроса психологической трансформации, происходящие с молодежью, из-за воздействия социальных медиа.

Так, тема школьных расстрелов (скулшутинг – вооруженные нападения в школах) получила большое распространение в начале 2018 года и была нивелирована усилиями общественности, средств массовой информации и государства ко второй половине 2018 года.

Но интерес молодежи к информации, провоцирующей асоциальное поведение, сохраняется. Социальные группы, интересующиеся темой «скулшутинга», мигрировали в группы и сообщества, связанные с обсуждением тем криминала, наркотиков и насилия.

Западная культура «selfharm» (аутоагрессии) стала базисом появления в России явления известного под названием «Синие киты» или группы смерти, которые не являлись единственным направлением данной культуры, но получили наибольшее распространение. Идея получения удовлетворения от «разрушения» возводилась в культ.

СМИ сыграли не последнюю роль в распространении субкультуры групп смерти.

Администрации социальных сетей в настоящее время активно блокируют группы вышеуказанной направленности.

После событий в Ивантеевке 5 сентября 2017 г. (подросток, являющийся последователем воззрений скулшутинга, устроил стрельбу в школе) данная тема стала набирать популярность в России.

Идея движения затронула тысячи подростков, многие из которых желали смерти окружающим людям, некоторые были готовы пойти на преступления лично. Идея получения удовольствия от разрушения дополнилась идеей удовольствия от убийства.

В это же время набирало популярность движение арестанского образа жизни и поведения А.У.Е. (арестанский уклад един).

Это движение преследует две асоциальные цели: вовлечение подростков в криминальную среду, декриминализация настоящих преступников в общественном сознании, в первую очередь, молодежи.

Тысячи подростков по всей стране попали в прямую зависимость от идей А.У.Е.

Появились предпосылки формирования нового движения «Ультрадвижение», распространяющее идею ненависти к обществу в целом, к состоянию хаоса и насилия в обществе, как к норме веселья, благородства и силы.

Это движение, появившееся из движения футбольных фанатов «Ультрас», находится в стадии формирования и привлекает в свои ряды футбольных фанатов, скинов, представителей движения A.C.A.B. и других представителей деструктивных молодежных движений.

В результате анализа материалов, распространяемых группами и сообществами деструктивного толка, социальных портретов участников групп, возможно выявить некоторые психо-поведенческие модели:

  • Присоединенческая. В большинстве случаев участники новых сообществ являются (или являлись ранее) участниками другого движения деструктивной направленности (или нескольких движений);
  • Перекрёстный охват. Взаимная реклама движениями деструктивной направленности друг друга;
  • Создание подобных, однотипных групп. В целях максимального охвата аудитории участники групп деструктивной направленности создают однотипные группы массовым путем, тем самым пытаясь привлечь максимальное количество сторонников;
  • Связи с другими движениями. Большинство движений имеют разносторонние связи с иными группами деструктивной направленности, радикального толка;
  • Выход за пределы рунета. Заметна тенденция участия в движениях деструктивной направленности представителей стран СНГ;
  • Реклама в крупных сообществах. Молодые движения стараются рекламировать себя  на площадках крупных движений сходного типа;
  • Устрашение как форма рекламы. Молодые движения деструктивной направленности стараются привлечь к себе внимание, используя запугивающие, угрожающие заявления (например, «В сети появилась опасная игра/ группа…», «Предупредите друзей…», и т.п.);
  • Профессиональная раскрутка и продвижение в социальных сетях. Для движений деструктивной направленности свойственно использование услуг специалистов по SMM-продвижению;
  • Ограниченное число организаторов. Связи среди администраторов групп деструктивной направленности зачастую ограничиваются вторым, третьим кругом;
  • Общая модераторская сеть. Администрирование одним пользователем большого количества групп;
  • Аутентичный сленг. Определенный сленг, жаргон является своеобразным ключом для узнавания «своих»;
  • Уникальные система символов;
  • Манипулирование сознанием, подмена смыслов;
  • Поэтапное погружение новых участников в субкультуру;
  • Подчеркивание уникальности движения, четкое отделение себя от других.

Общим трендом движений деструктивной направленности можно считать формирование околополитических молодежных движений радикального толка (например, Ультрадвижение).

Деструктивное воздействие носит представляет собой кампанию психо-информационного воздействия на сознание и поведение подростков и молодёжи. В настоящее время заметна тенденция раскручивания кампании.

Краткосрочными результатами указанной кампании могут стать причинение материального ущерба и рост насилия. Молодежь уже устраивает спланированные акции, которые подвергают опасности жизни окружающих, посягают на морально-этические, логические нормы.

Долгосрочными результатами указанной кампании могут стать дестабилизация общественно-социальной и политической жизни государства. Молодежь ориентируют на отказ от традиционных ценностей морали и нравственности, на отказ от социального поведения, отказ от уважения личности, общества и государства.

В качестве инструмента в решении обозначенной проблемы, в том числе выходящего за пределы социальных сетей, диссертантом предлагается следующее.

Социальная напряженность в обществе выступает индикатором, который влияет на векторы государственной политики, к чему также относится ГМП. В этой связи авторы предлагают рассмотреть вопрос о разработке автоматизированной системы ситуационно-сценарного анализа социальной напряженности в обществе (далее по тексту — АСССА).

Актуальность разработки и внедрения АСССА выражается в необходимости:

  • непрерывного мониторинга и оценки социальной напряженности в субъектах Российской Федерации для оперативной поддержки принятия решений по предупреждению или устранению последствий социальных конфликтов, профилактики, пресечения и прогнозирования деструктивных проявлений в молодежной среде;
  • повышения управленческого контроля (в том числе с использованием автоматизированных методов проверок, встраивания механизмов предупреждения фальсификации и недостоверности статистической информации об уровне социальной напряженности в обществе[4]) в связи с большим объемом фейковой информации;
  • сокращения сроков получения информации для принятия управленческих решений (вплоть до поступления информации в режиме реального времени).

Разработка и внедрение АСССА позволит изменить существующую ориентацию на устаревшие способы сбора и анализа данных о социальной напряженности в обществе, субкультурах, образовавшихся в молодежной среде, ввести унифицированные форматы сбора данных пользователями системы, обеспечить объективность и актуальность информации, дающей максимально полное представление о сложившейся ситуации и возможность принятия обоснованных решений.

АСССА позволит анализировать и оценивать социальную напряженность в обществе, а также прогнозировать возможные варианты поведения объектов анализа, что является фундаментом для использования превентивных мер по недопущению или минимизации возможных социально-негативных последствий (в том числе, с использованием современных таргетинговых технологий), в том числе, среди молодежи.

Предлагаемый к разработке и внедрению программно-аналитический комплекс будет иметь заданные алгоритмы прогнозирования, выявления, анализа и оценки социальной напряженности в обществе.

Объектами анализа АСССА являются население, в целом, молодежь как субъект с особым статусом, социальные группы и общности.

Цели и задачи АСССА:

  • недопущение, своевременное пресечение любых проявлений социальной напряженности в обществе и минимизация их последствий;
  • ситуационно-сценарный анализ поведения объектов исследований на ближайшую (1 год) и среднесрочную (3 года) перспективы[5];
  • предотвращение возможного возникновения проявлений криминального характера;
  • сбор, обработка и первичный анализ полученных данных в автоматизированном режиме;
  • представление обработанных данных (в виде схем, графиков, 3D моделей) для подготовки обоснованных докладов по анализу социальной напряженности в обществе.

В процессе развертывания АСССА необходимо:

  • создание Ситуационного центра, который будет взаимодействовать с потенциальными заказчиками, обеспечивать разработку, внедрение, доработку и улучшение АСССА; обработку и хранение  данных; подготовку отчетов и заключений;
  • рассмотрение целесообразности законодательного закрепления статуса АСССА.
  • Сбор информации (событий) для наполнения АСССА будет осуществляться несколькими способами:
  • официально-документарный сбор информации из официальных источников (далее — сеть Интернет);
  • официально-документарный сбор информации из официальных источников, не размещенных в сети Интернет;
  • неофициально-событийный сбор событий, влияющих на социальную напряженность, из общедоступных Интернет-источников, социальных сетей, мессенджеров.

Инструментарий АСССА направлен на обеспечение предоставления максимально объективной и полной статистической отчетности с детализацией до территории муниципального образования об уровне социальной напряженности в обществе, а также на обеспечение «сквозного» процесса оценки и прогнозирования социальной напряженности, начиная с мониторинга показателей факторов социальной напряженности в обществе и завершая формированием вероятных сценариев развития ситуации и выработкой рекомендаций по предотвращению возможных сценариев проявления социальной напряженности.

Недосмотр со стороны государства в вопросе деструктивного воздействия социальных сетей может привести в необратимым деструктивным последствиям. Государственная молодежная политика должна учитывать потенциальные угрозы, имеющиеся в сети Интернет, предлагать методы и способы профилактики и предотвращения деструктивного воздействия на молодежь.

 

Литература

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, ст. 31, . Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

2 Цели и объекты террористических угроз и меры по их предотвращению, URL: http://mir.zavantag.com/pravo/433310/index.html?page=3.

  1. Законодательное регулирование распространения деструктивной информации в интернете обсудили в Совете Федерации, URL: http://findchild.ru/news/zakonodatelnoe-regulirovanie-rasprostraneniya-destruktivnoy-informatsii-v-internete-obsudili-v-sovet.html, дата обращения: 18.03.2019.

 

Literature

  1. National security strategy of the Russian Federation, article 31, . The decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 «About Strategy of national security of the Russian Federation», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

2 objectives and targets of the terrorist threats and their prevention, URL: http://mir.zavantag.com/pravo/433310/index.html?page=3.

  1. Legislative regulation of the dissemination of destructive information on the Internet discussed in the Federation Council, URL: http://findchild.ru/news/zakonodatelnoe-regulirovanie-rasprostraneniya-destruktivnoy-informatsii-v-internete-obsudili-v-sovet.html, date of application: 18.03.2009.

[1] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, ст. 31, . Указ Президента Российской Федерации  от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

[2] Цели и объекты террористических угроз и меры по их предотвращению, URL: http://mir.zavantag.com/pravo/433310/index.html?page=3, дата обращения: 06.01.2019.

[3] Законодательное регулирование распространения деструктивной информации в интернете обсудили в Совете Федерации, URL: http://findchild.ru/news/zakonodatelnoe-regulirovanie-rasprostraneniya-destruktivnoy-informatsii-v-internete-obsudili-v-sovet.html, дата обращения: 18.03.2019.

[4] Согласно статистике Росстата за январь-февраль 2015 года в России не было ни одной забастовки, но, если судить по новостям в поисковой системе «Яндекс», то состоялось около 30 забастовок, URL: http://rusrand.ru/events/v-rossii-narastaet-protestnaya-aktivnost, дата обращения – 03.02.2019 г.

[5] В соответствии с бюджетным процессом в Российской Федерации.

Информация об авторах:

Синицын Игорь Михайлович,

ученый секретарь

Центра исследования проблем безопасности

Российской академии наук

117335, Россия, г. Москва,

ул.Гарибальди, дом 21 б,

Темкин Владимир Леонидович,

аспирант Института права и национальной безопасности РАНХиГС, ,

127473, Россия, г. Москва,

ул. Достоевского, дом 1/21.

 

About the authors:

Sinitsyn Igor Mikhailovich,

Scientific Secretary

Center for Security Studies

Russian Academy of Sciences

117335, Russia, Moscow,

  1. Garibaldi, house 21 b,

Temkin Vladimir Leonidovich,

graduate student Institute of Law and National Security RANEPA,

127473, Russia, Mosscow,

St. Dostoyevskogo, house 1/21,

Добавить комментарий

Войти с помощью: