Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Союзное государство: формирование приоритетов развития в контексте экономической безопасности [1]

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в мире возникла беспрецедентная ситуация, вызванная стремительным распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.  Меры, принятые правительством  Российской Федерации и других стран по борьбе с распространением  вируса,  направлены, прежде всего, на  остановку эпидемии. Глобальная безопасность в области здравоохранения, выйдя на первый план, меняет «правила  игры» в экономике стран и межгосударственной кооперации. Испытание пандемией проходят и отношения России и Республики Беларусь, где подход к решению проблемы COVID-19 отличается  кардинально. В статье представлены результаты  исследования экономического потенциала  Союзного государства и обозначены приоритетные пути выхода из кризиса.

Ключевые слова: экономическая безопасность, пандемия, Союзное государство, научно-технологическое развитие,  инновации, индустриально развитое государство, фундаментальные научные исследования.

 The Union State: development of priorities in the context of economic security

Research actuality is conditioned by that to date in the world there was the unprecedented situation caused by swift distribution of new infection of COVID 19. Measures accepted by the government of Russian Federation and other countries on a fight against distribution of virus directed, foremost, on the stop of epidemic. Global safety in area of health protection, going out on the first plan, changes the «rules of playing» the economy of countries and intergovernmental co-operation. Test the relations of Russia and Republic of Belarus pass a pandemic, where going near the decision of problem of COVID 19 differs cardinally. In the article the results of research of economic potential of the Allied state are presented and the priority ways of exit mark from a crisis.

Key words: economic security, pandemic, Allied state, scientifically-technological development, innovations, industrially developed state, fundamental scientific researches.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 затронула все сферы жизнедеятельности государств, вызвала резкое падение ВВП и стала своего рода проверкой на прочность сложившихся за годы десятилетий связей между зарубежными партнерами. Не стали исключением отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Ситуация такова, что часть промышленных предприятий не может работать в полном объеме, другая часть вынуждена приостановить работу, нарушены кооперационные связи.

На сегодняшний день ведущие экономисты не могут спрогнозировать сроки выхода из кризиса экономик различных стран, а вирусологи не дают точных прогнозов по срокам ликвидации пандемии. Однозначно лишь то, что после победы над вирусом экономике всех государств потребуется для восстановления длительное время.

В России приняты серьезные меры по обеспечению безопасности здоровья граждан. Правительство предпринимает шаги по облегчению нагрузки на экономику и спасению отдельных её отраслей. В Республике Беларусь система жестких мер борьбы с пандемией не введена, но «эпидемии убытков» стране в любом случае не избежать. Выступая 19 мая 2020 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, Президент РФ Владимир Путин отметил, что все заинтересованы в обеспечении динамичного развития и решении важнейших задач по развитию национальных экономик в тесном контакте [1].

Как показывает международный опыт, при любом серьёзном экономическом кризисе есть два варианта: либо экономики выходят ослабленными, либо, как это не кажется парадоксальным, усиленными.

Второй вариант возможен в случае повышения инновационной активности, являющейся ключевым моментом перехода экономик на новый технологический уровень. Это дает определенные преимущества перед теми, кто подобную перестройку не проводит. Учитывая, что ограниченность ресурсов не позволит масштабно проводить перестройку, важно четко определить приоритеты.

И в России, и в Беларуси есть отрасли экономики, имеющие все шансы сделать инновационный рывок и создать конкурентоспособный продукт. Это, прежде всего, машиностроение, электроника, информационные технологии и агропромышленный комплекс. Сегодня успешно решаются задачи по производству изделий из углеводородного сырья, высококачественных бензинов, дизельного топлива для предприятий промышленности. Перспективным представляется создание новых конструкционных материалов на углерод – композитной основе, новых полимеров, тканевых материалов. Как отметил Президент РАН А.М. Сергеев, в области лазерной оптики Беларусь сейчас является во многих направлениях примером для России и очень сильна своими программистами, которые разрабатывают самый современный софт и активно его экспортируют [2].

Имеющиеся научные и технологические наработки создают основу для организации массового промышленного выпуска такой продукции, создания новых рабочих мест и соответствующей синергетической эффективности экономики. В России и в Беларуси вопрос внедрения информационных технологий находится на достаточно высоком уровне, а объём информационных ресурсов используется не ниже, чем на Западе, в США или в Юго-Восточной Азии.

Необходимо понимать, что информатика, как основа перехода на уровень современных технологий поколения 4+ – это основополагающий, а не вспомогательный элемент реального сектора экономики. Высокие информационные технологии делают государство индустриально развитым и определяют уровень жизни его граждан.

Тенденции глобального мирового развития информационно-коммуникационных технологий имеют решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйствования, обеспечения безопасности в обществе, стимулирования инноваций и создания новых рабочих мест [3, с.22].

Базу для изучения указанных тенденций образуют современные статистические методологии, основу которых составляют разработки международных профессиональных и общественных организаций. Эти организации, объединенные под эгидой ООН, в так называемое «Партнерство по измерению ИКТ для развития» (Partnership on Measuring ICT for Development), акцентируют свое внимание на различных частных аспектах данной предметной области. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), представляющий собой старейшее (1865 г.) сообщество стран мира в аспекте регулирования отношений в области телекоммуникаций, помимо разработки технических стандартов и регламентов исчисляет важнейшие композиционные показатели статистического характера: Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI) и Корзину цен ИКТ (ICT Price Basket), являющиеся в настоящее время главными индикаторами измерения «цифрового неравенства» в глобальном масштабе [4, с.3].

По некоторым позициям в Союзном государстве происходит отставание как от Запада, так и от стран Юго-Восточной Азии. В сложившейся ситуации требуется четкое понимание, какие из технологий являются внутри наших стран и на мировом рынке наиболее перспективными, базообразующими с точки зрения дальнейшего стратегического развития.

Именно сейчас, на этапе борьбы с пандемией, необходимо определить отрасли, которые требуют, в первую очередь, инновационной перестройки с использованием общесоюзного промышленного и научно-технологического потенциала с ориентиром на состояние мировой экономики.

Очевидно, какие бы отрасли не рассматривались, во главе всех вопросов будет стоять современная электронная компонентная база (ЭКБ). По количеству производственных типономиналов ЭКБ, используемых в современной продукции, Беларусь и Россия в значительной мере полагаются на импортные комплектующие из Западной Европы, США и Юго-Восточной Азии.

Нашим странам  целесообразно сконцентрироваться на развитии своей собственной базы на основе современной микроэлектроники, которая  используется не только в оборонно-промышленном комплексе, но и в повседневной жизни. Необходимо ускорить выход из импорта зависимости.

Сейчас в электронной промышленности потенциальные возможности российских и белорусских предприятий весьма близки друг к другу. В этом направлении Россия и Беларусь приблизительно на одном уровне. Это важное обстоятельство позволяет выстраивать взаимодействие между абсолютно равными партнерами.

Следующим приоритетом является развитие некоторых направлений в машиностроении, а в частности, авиационно-космической промышленности и автомобилестроении. Существуют такая важная тема как производство линейки двигателей разной мощности для автомобилей и самолетов, а также значительные наработки по производству двигателей на газомоторном топливе, электродвигателей. Необходимо двигаться дальше, развивая их серийное производство.

Машиностроительная стратегия не может формироваться без опоры на соответствующее станочное оборудование. К примеру, без высокоточных металлообрабатывающих станков в промышленности продвигаться вперед нельзя. Без них невозможно, скажем, создание современных трансмиссий и производство подшипников.

Сегодня станкостроение в России и Беларуси как отрасль требует значительной модернизации, для осуществления которой у государств есть все возможности. Эта тема ждет своего рассмотрения на общесоюзном уровне в первую очередь с целью определения направлений и отраслевых характеристик.

Машиностроение в значительной степени строилось на военных и космических разработках, которые являлись и являются основой качественного скачка. Сейчас страны активно работают на внешнем рынке и создают конкурентоспособные группировки космических аппаратов, предназначенных для решения задач дистанционного зондирования Земли, обеспечения коммерческих запусков, и, соответственно, являющихся основой космической программы как составляющей части экономического развития и экономической безопасности.

В России и Беларуси производится сельскохозяйственная техника достаточно высокого уровня. Задача — сделать эту сферу производства еще более эффективной и конкурентоспособной.

Анализ экономического потенциала двух стран приводит к необходимости перехода к единой промышленной политике. При этом ни один отраслевой институт, ни одно отраслевое министерство не сможет полноценно, сформулировать перспективы развития. К примеру, при создании и производстве некоторых типов станков учитывается их универсальность, то есть возможность использования и в авиации, и в судостроении, и в автомобилестроении, и в ракетостроении. Необходим комплексный подход с перспективой на универсальное развитие с учетом всех направлений взаимодействия.

Незавершенный характер институтов управления и правовой базы Союзного государства не позволяет в полной мере решать периодически возникающие противоречия в российско-белорусских отношениях через союзные механизмы, руководствуясь союзной логикой. В результате спорные вопросы либо зависают «в воздухе», либо выводятся на уровень первых лиц, где достигается политический компромисс. По мере ухудшения экономической и политической ситуации в мире количество таких проблемных зон в российско-белорусском диалоге стало увеличиваться [5].

Решение поставленной задачи возможно с привлечением структур, обладающих всей необходимой информацией, соответствующим научным ресурсом для её обработки и подготовки перспективных предложений.

Таким всеобъемлющим потенциалом обладают Российская академия наук и Национальная академия наук Республики Беларусь, являющиеся центрами фундаментальных и прикладных исследований по всему спектру разработок в научно–технологической сфере. Опыт объединения имеющихся потенциалов в определенной степени отработан в рамках Межакадемического совета Союзного государства. Однако, на прошедшей в декабре 2019 года в Академии наук пресс-конференции Президент РАН А.М. Сергеев высказал недовольство деятельностью совета и указал на необходимость активизации финансовых инструментов для результативности работы [6].

Стоящие перед экономиками России и Беларуси вызовы, требуют перехода на совершенно новый уровень взаимодействия и, прежде всего, в решении задачи глубокого анализа существующей ситуации, построения модели ее развития с учетом объединения научно-технологического потенциала.

Российская Академия Наук и Национальная Академия Наук Республики Беларусь могли бы провести своего рода аудит ситуации по всем спектрам научно-технологического развития. В противном случае, достичь того, что мы называем следующим техническим пределом, будет затруднительно. Все это является неотъемлемой частью экономической безопасности России и Беларуси, а также фундаментальной основой финансово-экономической независимости. Экономические и социально политические осложнения на фоне развития пандемии удастся быстро преодолеть только при условии концентрации сил, средств, фундаментальных знаний и опыта.

Литература:

  1. Заседание Высшего Евразийского экономического совета 19.05.2020г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63367
  2. Пресс-конференция президента РАН А.М. Сергеева для журналистов Беларуси 12.2019 // интернет-портал «Научная Россия». URL: https://souzveche.ru/news/49981/
  3. Леднева О.В. Клочкова Е.Н. Индекс развития информационно-телекоммуникационных технологий (IDI) в зеркале статистик: сравнительная оценка, интернет-журнал Науковедение, Москва, 2015. т.7 №1(26).– 22с.

URL: https://naukovedenie.ru/PDF/124EVN115.pdf

  1. Карышев М.Ю. Методология статистического исследования социально-экономических результатов развития сферы информационно-коммуникационных технологий России в сравнительном международном аспекте: автореферат диссер. докт. эконом. наук. Самара, 2011.- 3с
  2. Рекеда С.В. Союзное государство России и Беларуси: в поисках вектора развития, аналитический интернет-проект Российского совета по международным делам «Постсоветское пространство 2020» URL: https://rg.ru/2019/12/11/soiuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belarusi-v-poiskah-vektora-razvitiia.html.
  3. Пресс-конференция президента РАН А.М. Сергеева для журналистов Беларуси, интернет-портал «Научная Россия» 12.2019. URL:

https://scientificrussia.ru/articles/press-konferentsiya-a-m-sergeeva-s-uchastiem-zhurnalistov-rossii-i-belarusi.

 

References:

  1. Zasedanie Vy`sshego Evrazijskogo e`konomicheskogo soveta 19.05.2020g. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63367
  2. Press-konferenciya prezidenta RAN A.M. Sergeeva dlya zhurnalistov Belarusi 12.2019 // internet-portal «Nauchnaya Rossiya».

URL: https://souzveche.ru/news/49981/

  1. Ledneva O.V. Klochkova E.N. Indeks razvitiya informacionno-telekommunikacionny`x texnologij (IDI) v zerkale statistik: sravnitel`naya ocenka, internet-zhurnal Naukovedeie, Moskva, 2015. t.7 №1(26). s.22 URL: https://naukovedenie.ru/PDF/124EVN115.pdf
  2. Kary`shev M.Yu. Metodologiya statisticheskogo issledovaniya social`no-e`konomicheskix rezul`tatov razvitiya sfery` informacionno-kommunikacionny`x texnologij Rossii v sravnitel`nom mezhdunarodnom aspekte: avtoreferat disser. dokt. e`konom. nauk. Samara, 2011. 3 s.
  3. Rekeda S.V. Soyuznoe gosudarstvo Rossii i Belarusi: v poiskax vektora razvitiya, analiticheskij internet- proekt Rossijskogo soveta po mezhdunarodny`m delam «Postsovetskoe prostranstvo 2020» URL: https://rg.ru/2019/12/11/soiuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belarusi-v-poiskah-vektora-razvitiia.html
  4. Press-konferenciya prezidenta RAN A.M. Sergeeva dlya zhurnalistov Belarusi, internet-portal «Nauchnaya Rossiya» 12.2019.
  5. Zasedanie Vy`sshego Evrazijskogo e`konomiches URL: https://scientificrussia.ru/articles/press-konferentsiya-a-m-sergeeva-s-uchastiem-zhurnalistov-rossii-i-belarusi

DOI: 10.34790/IL.2020.97.15.001

[1] Статья подготовлена в рамках Государственного задания ЦИПБ РАН на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы (НИР 0006-2020-0001).

Кубрин Алексей Александрович, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности  Российской академии наук, г. Москва, ул. Гарибальди, д.21-б.

E-mail: 9380752@mail.ru

 

Kubrin  Aleksey  Alexandrovich, leading research worker of Center of research of problems of safety of the Russian academy of sciences, Moscow, st. Garibaldi 21-b.

E-mai : 9380752@mail.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: