В настоящей статье проведен анализ участия органов местной власти в обеспечении создания и развития сельскохозяйственных кооперативов в сельских территориях с исторических позиций, выявлены теоретические аспекты участия современных органов местного самоуправления в развитии сельскохозяйственной кооперации в аграрном секторе экономики, проанализирована правовая деятельность органов местного самоуправления в сфере функционирования и развития сельскохозяйственных кооперативов в сельских территориях.
Ключевые слова: сельскохозяйственные кооперативы; органы местной власти; органы местного самоуправления; сельские территории; теоретические аспекты.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ и Правительства Свердловской области в рамках научного проекта № 22-28-20048
Theoretical aspects of the participation of local governments in the development of agricultural cooperation in rural areas
Abstract. This article analyzes the participation of local authorities in ensuring the creation and development of agricultural cooperatives in rural areas from historical positions, identifies theoretical aspects of the participation of modern local governments in the development of agricultural cooperation in the agricultural sector of the economy, analyzes the legal activities of local governments in the field of functioning and development of agricultural cooperatives in rural areas.
Keywords: agricultural cooperatives; local authorities; local self-government bodies; rural territories; theoretical aspects.
История развития сельскохозяйственной кооперации в России свидетельствует о разных периодах участия органов местной власти в кооперативном движении. До 1917 года роль органа местного самоуправления на селе выполняли земства, а в Сибири, где земства отсутствовали, в формировании гражданского общества, в определенной степени, участвовало кооперативное движение, то есть, оно выполняло функции присущие местному самоуправлению [1].
Кардинальные изменения в системе местного самоуправления произошли в России после 1917 года, когда на смену земства и иных форм местной власти пришли Советы депутатов трудящихся. Что касается сельскохозяйственных кооперативов, то необходимо отметить, что исполком районного (городского) Совета депутатов трудящихся регистрировал принятый общим собранием колхозников Устав колхоза как кооперативной организации. Эта функция позволяла исполкому Совета депутатов трудящихся знать весь комплекс задач, решаемых сельскохозяйственным кооперативом.
Не случайно, интегрированным правовым актом колхозного законодательства был Примерный Устав колхоза, с учётом норм которого разрабатывался Устав конкретного колхоза. Он подлежал регистрации в исполкоме районного (городского) Совета депутатов трудящихся, а зарегистрированный, хранился в правлении колхоза, районном управлении (отделе) сельского хозяйства и в исполкоме Совета депутатов трудящихся. Примерный Устав колхоза определял его как «…кооперативную организацию, добровольно объединившихся крестьян для совместного введения крупного социалистического сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда» [12]. Роль органов местной власти заключалась в рассмотрении и решении различных вопросов жизни и деятельности колхозов. Так, райисполком утверждал план кредитования колхозов по району с указанием размеров выделяемого каждому колхозу кредита, распределял, с учётом специализации хозяйств, план государственных закупах сельскохозяйственной продукции, обсуждал и решал вопросы проведения сельскохозяйственных работ в колхозах, выдавал государственный акт на право бессрочного пользования землёй. Это обеспечивало соблюдение законов, Устава колхоза, охрану прав колхозов и колхозников. Исполком был вправе отменить незаконное решение органов управления колхозов.
Большую работу в развитии колхозов, обеспечению культурно-бытового обслуживания колхозников, а также по решению иных вопросов социального характера проводили сельские советы, обеспечивающие функционирование колхозов как производственных сельскохозяйственных кооперативов в советской России.
Начавшаяся с начала девяностых годов реформа земельных отношений повлияла на устойчивость существования различных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. В частности, на правовом уровне были приняты ряд документов, среди которых: Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР от 27 декабря 1991 года [3], постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов от 29.12.1991 года [4], постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 года, в котором утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. [5] Ликвидация колхозов, совхозов и иных государственных сельскохозяйственных предприятий происходила в процессе развития крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших правовую основу принятым 22 ноября 1990 законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [6]. Фермерские хозяйства заняли место крупных механизированных колхозов и совхозов в качестве малых и средних форм хозяйствования в аграрном предпринимательстве. Многие сельскохозяйственные кооперативы, вопреки теории о кооперации в сельском хозяйстве, где главным фактором было объединение мелких разрозненных хозяйств в крупный производственный коллектив, преобразовались в фермерские хозяйства или в акционерные общества и товарищества, которые создавались на иных принципах, чем сельскохозяйственный кооператив.
Произошли изменения и в законодательстве касающегося местной власти. Так, 9 июля 1991 года был принят закон Российской Федерации №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» [7], 28 августа 1995 года Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [4 ].
В настоящее время действует Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9]. Этот документ определил общие правила, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в современной России, которое признаётся и гарантируется в нашей стране согласно статьи 12 Конституции Российской Федерации [10]. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий действуют самостоятельно. Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 года определены вопросы местного значения:
а) вопросы местного значения поселения (статья 14);
б) вопроса местного значения муниципального района (статья 15);
в) вопросы местного значения городского округа (статья 16)
Что касается сельского хозяйства и продовольственного рынка, органы власти сельского поселения могут содействовать развитию сельскохозяйственного производства, созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Органы власти муниципального района могут обеспечить сознание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, оказанию поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям, по благотворительной деятельности и добровольчеству.
Органы власти городского округа могут обеспечивать создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям по благотворительной деятельности, добровольчеству. Все действующие в настоящее время субъекты сельскохозяйственной деятельности на территории муниципальных образований, кроме муниципальных унитарных предприятий, являются корпоративными организациями и в связи с этим обстоятельством органы местного самоуправления не могут напрямую управлять производственно-хозяйственной деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Их задача сегодня заключается в оказании содействия аграрным предпринимателям в решении земельных, экологических и иных актуальных вопросов на территории муниципального образования. Во взаимодействии сельскохозяйственных товаропроизводителей с органами местного самоуправления преобладающим является метод диспозитивного регулирования, основанный на либерализации аграрных отношений в условиях рыночной экономики.
Проведённый сравнительный анализ участия органов местной власти в развитии сельскохозяйственной кооперации в сельских территориях свидетельствует, что в 1990 года органы местного самоуправления, согласно федеральному законодательству, отошли от решения многих вопросов, касающихся функционирования и развития сельскохозяйственных кооперативов, как формы хозяйствования в новых социально-экономических условиях.
В настоящее время в отдельных субъектах Российской Федерации произошла реформа органов местного самоуправления, в результате которой сократилось численность муниципальных образований, особенно, это коснулось сельских администраций. В структуре отдельных городских округов и муниципальных районов находятся управления или отделы сельского хозяйства, осуществляющие информационно-консультационную деятельность и иные функции, касающиеся координационно-методического обеспечения развития сельского хозяйства на территории муниципального образования. Однако так организована работа не во всех субъектах Российской Федерации, например, в Свердловской области в ходе реформы из ранее действовавших около 400 органов местного самоуправления осталось всего 93. В сфере сельскохозяйственной деятельности функционируют 14 территориальных управления агропромышленного комплекса и потребительского рынка, находящихся в структуре органов государственной исполнительной власти в лице Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. То есть, фактически на уровне органов местного самоуправления отсутствуют специальные структуры, обладающие самостоятельностью в решении вопросов сельского хозяйства на местном уровне [11]. В условиях корпоративного управления сельскохозяйственной деятельностью в организациях АПК вопросы организации производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия решают сами сельскохозяйственные товаропроизводители в рамках законодательства существующего на федеральном уровне.
В то же время существует широкий круг проблем, которые необходимо решать на уровне органов местного самоуправления. Речь идёт о социальных вопросах и, в первую очередь, о благоустроенном жилье для работников сельскохозяйственных организаций и жителей сельских территорий.
В советское время сельскохозяйственные кооперативы в организационной форме колхоза строили своими силами или подрядным способом жилые дома, детские сады и ясли, иные объекты социально-бытовой и коммунальной инфраструктуры. В отдельных субъектах Российской Федерации, где развито кооперативное движение и сегодня сельскохозяйственные кооперативы активно решают задачи по социальному развитию и благоустройству сельских территорий, причём, инвестируют выполнение отдельных работ за счёт кооперативного фонда хозяйства. Органы местного самоуправления через решение социальных задач в сельской местности могут активизировать процесс развития сельской экономики через вовлечение в сельскохозяйственную деятельность сельского населения, в том числе и в сельскохозяйственные кооперативы, как производственные, так и потребительские.
Литература
- Конституция Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/10103000/?ysclid=li4cu8th18651399768 (дата обращения 26.05.2023) (10)
- Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»/ Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. – №26 – ст.234. (6)
- Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 03.12.2008) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-06071991-n-1550-1-s/?ysclid=li4d3z6k2a658980927 (дата обращения 26.05.2023) (7)
- Федеральный закон №154-ФЗ от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. /СЗ РФ 1995. – №35. – ст.3506. (8)
- Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / СЗ РФ 2003. – №40. – ст.3822. (9)
- Колхозное право : учебник для вузов по специальности «Правоведение» /Н. Д. Казанцев, И. В. Павлов [и др.]. — Москва : Юридическая литература, 1976. — 400 с (2)
- Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 №323 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» /Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. – №1. – ст.53. (3)
- Постановление Правительства Российской Федерации №86 от 29.12.1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» / Сборник постановлений Правительства РФ. – 1992, — №2 – стр.9 (4)
- Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утв. постановлением Правительства РФ №708 от 04.09.1992/Собрание актов Президента РФ. – 1992. – №12. – стр.931 (5)
- Воронин Б.А., Воронина Я.В. Муниципальное управление сельским хозяйством: проблемы функционирования и развития// «Аграрное и земельное право» — 2020 – №3 (183). – с.38-40 (11)
- С.А.Пахомчик, Е.А. Дегальцева, А.Н. Балакшин-организатор и основатель Сибирского союза маслодельных артелей (ССМА) и его вклад в развитие кооперативного движения в Сибири/Тюмень 2007-70 с. (1)
- Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССРот 28 ноября 1969 г. N 910 «О ПРИМЕРНОМ УСТАВЕ КОЛХОЗА» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7201.htm?ysclid=li4dwchpm37138221 (дата обращения 26.05.2023)11
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Криницын Игорь Владимирович, научный сотрудник Инжинирингового центра Кировской области, г. Киров
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор отдела аспирантуры и докторантуры ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО)», г. Москва.
Information about the authors:
Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg
Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg
Krinitsyn Igor Vladimirovich, Researcher at the Engineering Center of the Kirov region, Kirov
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Postgraduate Studies and Doctoral Studies of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography (VNIRO), Moscow