Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Толерантность не избавляет грядущие поколения от бедствий войны


Так что есть толерантность? Толковый идеографический словарь русских существительных приводит следующее толкование толерантности: снисходительность, снисхождение; терпимость; способность мириться с кем-либо, относиться снисходительно к чужому мнению, поведению. Кроме того, Декларация принципов терпимости гласит: «Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Ключевые слова: толерантность, темперамент, характер, способности, воспитание

Tolerance does not save future generations from the scourge of war

Boris N. Shchetkin, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Social, Humanitarian and Professional Disciplines of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Bukhtiyarova Tatyana Ivanovna, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics, Finance and Accounting of the Chelyabinsk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract. So what is tolerance? The explanatory ideographic dictionary of Russian nouns gives the following interpretation of tolerance: condescension, condescension; tolerance; the ability to put up with someone, to be condescending to someone else’s opinion, behavior. In addition, the Declaration of Principles of Tolerance states: «The manifestation of tolerance, which is consonant with respect for human rights, does not mean a tolerant attitude towards social injustice, abandoning one’s own or yielding to someone else’s beliefs. This means that everyone is free to adhere to their beliefs and recognizes the same right for others.

Keywords: tolerance, temperament, character, abilities, upbringing

В 1996 году Организацией Объединенных Наций была предложена дата праздника –16 ноября Международный день толерантности. Годом ранее, 16 ноября 1995 года, Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята и утверждена Декларация принципов терпимости. В 2012 году Европейский Совет по Толерантности и Примирению (ЕСТП) официально представил членам Европарламента и представителям общественности проект Типового национального закона о развитии толерантности. Весьма оправдано предложение членов ЕСТП – запрет использования толерантности в качестве оправдания в случае нарушения общественного порядка или государственной безопасности. Однако спустя двадцать лет искоренения таких существующих глобальных проблем как расизм, религиозная дискриминация, ксенофобия и антисемитизм – основная цель проекта предложенного закона – в мировом сообществе не произошло. Не свершилось и то, на что рассчитывали руководители стран, утверждая Международный день толерантности, – привить подрастающему поколению принципы равенства и исключить какую-либо дискриминацию в обществе. События 21 века свидетельствуют о том, что человечество так и не научилось регулировать конфликты дипломатическим путем. Сегодня военные конфликты затронули территории Ближнего Востока, Африки, Украины.  И это несмотря на то, что  Устав Организации Объединенных Наций, принятый в июне 1945 года, гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны … вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности … и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».  

Так что есть толерантность? Многие научные издания апеллируют к латинскому языку: на латыни «толерантность» означает – либо «терпимость», либо «терпение», либо то и другое вместе. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» часто используются как взаимозаменяемые. Как отмечает профессор М.П. Мчедлов: «В переводе на русский язык международных правовых документов (ООН, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ) вплоть до 2002 года, термин «толерантность» не звучал, вместо него использовалось слово «терпимость». В настоящее время слово «толерантность» приобрело большую популярность на территории России, его применяют в различных научных парадигмах. В то время как данный термин устойчиво укоренился в целом ряде современных наук, содержание его остается достаточно размытым из-за многообразия мнений. Свидетельствует ли это о том, что данное слово – есть недостаточно четко определенное понятие в современной науке?

Убеждения, будучи единицей мировоззрения личности, управляют жизнью, отбрасывая то, что противоречит ее системе убеждений. Что остается такой личности, демонстрировать толерантность или проявлять безграничную терпимость, принимая чужие ценностные ориентации? Всеобщая Декларация прав человека гласит, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений.

Таким образом, мы видим, что «познавательно-предметная демаркация толерантности – задача, несомненно, актуальная. Разброс мнений среди тех, кто говорит и пишет о ней сегодня, огромен» [4].

Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Воспитание вообще, как и воспитание толерантности в частности, относится к психологической сфере, и несет в себе определенную функцию помощи человеку при его вхождении в современную культуру.

Человек – субъект культуры, которая в процессе исторического развития меняется, меняется и общественный менталитет. На национальный характер и мировосприятие человека существенное влияние оказывают массовые перемещения народов из одного региона мира в другой (внешняя миграция), что наблюдается повсеместно во все века, начиная с первобытного общества. Внешняя миграция несет в себе как положительные, так и отрицательные факторы влияния на ту территорию, на которую население мигрирует. Это, подчас, влечет непрогнозируемые экономические и социальные последствия для любой страны мира в целом.

Сегодня в российском обществе социологами фиксируется рост ксенофобного настроения, особенно, молодежи [6]. Образовательная среда реагирует на это созданием комплексных программ по профилактике ксенофобии и воспитанию толерантности. Одна из причин роста ксенофобских настроений – массовая миграция в первой половине 1990-х годов из бывших советских республик Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа на территорию России. Однако рост ксенофобского настроения присущ не только молодежной среде России. При этом следует учитывать, что иррациональный, постоянный страх одних перед другими, в неприятие представителей других культур, не всегда есть поощряемая и терпимая властями ксенофобия. Вместе с тем факторы и механизмы, порождающие ксенофобию, носят не только социальную природу происхождения, но и политический характер.  Агрессивность, связанная с ксенофобией, присуща многим народам мира. Во всех странах мира проживают группы граждан, численно уступающие остальному населению государства и не занимающие господствующего положения, так называемые, этнические меньшинства. В данном случае следует говорить о расовых или этнических группах, отличающихся и от политически доминирующей группы. Этнические меньшинства, зачастую, вступают в борьбу за равенство, а по сути: в борьбу для достижения определенных целей, связанных с сохранением и улучшением их позиций и статуса. Проблема мировой ксенофобии существовала во все времена, и ныне не представляется возможным изжить ее полностью. Следует учитывать тот факт, что общество состоит из различных групп, которые, в свою очередь, имеют, порой, несовместимое мировоззрение и традиции. И, зачастую, только личная коммуникация позволяет убедить одного человека признать себе равным другого. Не стоит забывать, что в обществе нередко все зависит от поведения, мышления, воли и чувств людей, их совместных усилий и сотрудничества – здесь в действие принцип синергии.

Всеобщая Декларация прав человека гласит, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Заметим, «каждого» государства, а не только там, где такой человек родился и постоянно проживал [2]. Обратимся к нынешней проблеме беженцев и нелегальных мигрантов в страны Европы, которая, начиная еще с середины прошлого века, оказалась под влиянием миграционного потока. Сегодня миграционный кризис в Европе вызван военными конфликтами на Ближнем Востоке. А поскольку миграция нелегальна, то, безусловно, она является актуальной проблемой, как для европейских государств, так и для самих беженцев.

Так, что же есть толерантность – декларативный постулат, не имеющий возможности обеспечить прочный мир в обществе? Полагаем, что это не совсем так, но, и на данном этапе развития человечества обеспечить прочный мир в обществе невозможно. Толерантность там, где общество живет в согласии с законами страны. Толерантность – триада: воспитание, культура, общество. А сегодня нам необходимо принять во внимание сложность и несовершенство человеческой природы. То, что одними воспринимается как норма, у других может вызвать неприятие. Исторически сложилось так, что все мы разные, в нас господствуют различия, противоположности, происходят изменения.

Как живое существо, человек – продукт длительного природного развития. Нам следует помнить об эволюционном прогрессе, идущим непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды. При этом не стоит забывать, что в природе рядом с высокоорганизованными формами соседствуют и низкоорганизованные формы.  «Прощать все, что только можно простить, даже когда нарушаются неотъемлемые права других», – значит находиться либо во власти иллюзий, либо лицемерия или равнодушия к происходящему.

Хронология войн и военных конфликтов 21 века с каждым годом увеличивает этот список [3]. Опасность для народов мира не в локальных войнах, порождаемых межэтническими противоречиями, а в угрозе глобальной ракетно-ядерной войны. Ныне мы видим, что, несмотря на усилия стран мира, вооруженные конфликты и войны являются элементами международного взаимодействия. Это значит: толерантность не избавит грядущие поколения от бедствий войны, а у терпимости есть свои границы, поскольку она не предполагает отказа от своих взглядов и принципов.

Список литературы

  1. Владимиров А.И. «Толерантность», как военная стратегия и технология (методика) дезинтеграции социума [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Tolerantnost.htm (дата обращения 02.02.2024)
  2. Всеобщая декларация прав человека [электронный ресурс] – Ресурс доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 02.02.2024) (3)
  3. Википедия. Категория: Войны XXI века. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B_XXI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 (дата обращения 02.02.2024) (4)
  4. Гречко, П. О границах толерантности // Свободная мысль –XXI. – 2005. – №10. – с. 173-182 (1)
  5. Макарчук А. Что такое толерантность и почему многие так не любят это слово? [электронный ресурс] – Режим доступа: https://lifehacker.ru/tolerantnost/?ysclid=ls65l89cqe489562464  (дата обращения 02.02.2024)
  6. Мукомель В.И. Ксенофобия и мигрантофобии в контексте культуры доверия// Мир России. – 2014 —  № 1. – с.137-166 (2)
  7. Черданцев В.П., Килимник Е.В. Мировая продовольственная безопасность и влияние на нее Российско-украинского конфликта 2022 г. / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 14 сентября 2022, [электронный ресурс] – Режим доступа: http://inter-legal.ru/mirovaya-prodovolstvennaya-bezopasnost-i-vliyanie-na-nee-rossijsko-ukrainskogo-konflikta-2022-g



Информация об авторах:

Щеткин Борис Николаевич, доктор технических наук., доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин Пермского института ФСИН

Бухтиярова Татьяна Ивановна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации

Information about the authors:

Shchetkin Boris Nikolaevich, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Social, Humanitarian and Professional Disciplines of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service

Bukhtiyarova Tatyana Ivanovna, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics, Finance and Accounting, Chelyabinsk Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Добавить комментарий

Войти с помощью: