В статье приводятся основные источники права СНГ в сфере регулирования торговли товарами и таможенного дела
Ключевые слова. СНГ, торговля товарами, таможенное регулирование, зона свободной торговли
Trade in goods and customs regulation in the CIS law: main sources
Annotation. The article presents the main sources of CIS law in the field of regulation of trade in goods and customs
Tags: CIS, trade in goods, customs regulation, free trade zone
В целях обеспечения интенсификации товарооборота на пространстве СНГ 13 марта 1992 г. было принято Соглашение о принципах таможенной политики[1]. Данным актом был создан Таможенный союз, являющийся в пределах своих функций самостоятельным субъектом международного права. Стороны соглашения создали общую таможенную территорию, представляющую собой совокупность их таможенных территорий. Отмечалось, что стороны согласовывают общий таможенный тариф и содействуют единообразному внутреннему налогообложению товаров и иных предметов, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с этой территории. Товары, обращающиеся внутри Таможенного союза, не облагаются таможенными пошлинами и иными налогами и сборами, имеющими эквивалентное действие.
Стороны должны воздерживаться от установления таможенных барьеров между собой и обязуются пересматривать действующие количественные ограничения с тем, чтобы объем ограничений на вывоз товаров во взаимном обмене уменьшился.
Для обеспечения функционирования Таможенного союза, выработки и проведения общей таможенной политики, координации взаимодействия таможенных служб, сбора и анализа таможенной статистики стороны учредили Таможенный совет, состоящий из полномочных представителей сторон и являющийся высшим органом Таможенного союза.
Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ[2], принятое 20 марта 1992 г., направлено на создание благоприятных условий для сохранения и развития хозяйственных связей между субъектами хозяйствования в рамках СНГ с учетом заключенных между ними соглашений об экономическом сотрудничестве, а также обеспечивает при этом одинаковую ответственность всех субъектов хозяйствования за выполнение ими своих договорных обязательств в их экономическом пространстве в целом. Соглашение распространяется на отношения между субъектами хозяйствования (независимо от форм собственности), государств – участников Содружества по межгосударственным экономическим связям.
Для целей Соглашения под субъектами хозяйствования понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законами, действующими на территории государств – участников Содружества, и их объединения; под товаром понимаются как товары народного потребления, так и продукция производственно-технического назначения.
Участники Соглашения СНГ о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности[3], принятого 15 мая 1992 г., отмечали, что будут стремиться сотрудничать в осуществлении внешнеэкономической политики в отношении третьих стран и международных организаций и стремиться содействовать друг другу в обеспечении и защите их взаимных интересов во внешнеэкономической деятельности. Стороны будут консультироваться по вопросам внешнеэкономической деятельности, включая разработку мер государственного регулирования и развитие нормативной базы. Программа консультаций будет разрабатываться и приниматься ежегодно в согласованные сроки правомочным органом. Участниками соглашения было отмечено стремление к согласованию правовой базы внешнеэкономической деятельности, взаимному информационному обеспечению этой деятельности, к налаживанию работы по гармонизации тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, а также к проведению иных мероприятий, направленных на повышение эффективности внешних экономических связей.
Каждая сторона будет осуществлять беспрепятственный пропуск экспортных и импортных грузов других сторон, при соблюдении согласованных таможенных правил и процедур, а также будет применять в отношении субъектов внешнеэкономических связей других сторон режим в транспортно-экспедиторском обслуживании не менее благоприятный, чем для национальных субъектов хозяйственной деятельности.
15 апреля 1994 г. подписано Соглашение СНГ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах[4]. На основании этого соглашения таможенные органы государств СНГ в рамках своей компетенции и с соблюдением таможенного законодательства своих государств осуществляют сотрудничество путем оказания взаимопомощи в целях: совершенствования порядка регулирования таможенных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы государств СНГ; обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в том числе проведения контроля за достоверностью декларируемых сведений о классификации товаров, их таможенной стоимости и происхождении товаров, правильностью исчисления таможенных платежей, а также соблюдения запретов, ограничений и контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенные границы государств СНГ; предупреждения, выявления, пресечения и расследования таможенных правонарушений и обмена опытом по различным направлениям в сфере таможенного дела.
Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ принято 3 ноября 1995 г[5]. В нем отмечалось, что для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией стороны принимают единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), являющуюся неотъемлемой частью этого соглашения и основанную на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. Стороны должны принимать меры по внесению необходимых дополнений и изменений в национальное законодательство, связанных с применением ТН ВЭД СНГ.
Следующим важным этапом развития таможенного регулирования в рамках СНГ стало принятие 12 апреля 1996 г. Соглашения о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций[6]. Указанные Правила были выработаны для осуществления мер по созданию единой нормативно-правовой базы определения происхождения товаров развивающихся стран. Товар считается происходящим из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случаях, когда он полностью произведен в данной стране и когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товар неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.
Соглашение о порядке транзита через территории государств – участников
СНГ[7] (принято 4 июня 1999 г.) определяет порядок транзита товаров и транспортных средств через таможенные территории стран СНГ. Подчеркивая преемственность терминологической базы, для целей соглашения используются термины, определенные Основами таможенных законодательств государств – участников СНГ от 10 февраля 1995 г. Товары, перемещаемые транзитом через территории сторон соглашения, должны: оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита; доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления, исходя из возможностей транспортного средства, перевозящего товар, намеченного маршрута и других условий перевозки.
Важно отметить, что таможенные органы сторон данного соглашения взаимно признают национальные средства идентификации, а также документы, необходимые для контроля товаров и перевозящих их транспортных средств.
Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.[8] устанавливает упрощенный порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых между сторонами соглашения и упрощение таможенных процедур в отношении товаров, происходящих с территорий государств – участников СНГ, без нанесения ущерба национальным интересам каждого из государств. Упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров включает применение: унифицированных бланков грузовых таможенных деклараций; унифицированных бланков таможенных пассажирских деклараций; унифицированных правил совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств. Упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров предусматривает взаимное признание документов совершения таможенных операций и контроля.
Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г. [9] устанавливает, что Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств – участников этого соглашения и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.
Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств – участников соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств – участников соглашения и международными договорами.
Первый опыт создания зоны свободной торговли СНГ приобрело в 1994 году – было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г[10]. Стороны для достижения целей соглашения обеспечивали взаимодействие в решении конкретных задач создания зоны свободной торговли, направленных на отмену таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, и количественных ограничений; устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям; сотрудничество в проведении торгово-экономической политики для достижения целей соглашения в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, а также в развитии добросовестной конкуренции; содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству; гармонизацию и/или унификацию законодательства сторон соглашения в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.
Стороны соглашения не применяли таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и/или вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из сторон соглашения и предназначенных для таможенной территории других сторон. Исключения из данного торгового режима оформлялись документами, которые становились неотъемлемой частью Соглашения о ЗСТ.
Следующим шагом на этом пути стало подписание 18 октября 2011 г. Договора о зоне свободной торговли СНГ[11], учитывающего общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО и регламентирующего дальнейшее развитие взаимной торговли, либерализацию условий и отмену действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки стран СНГ. Подписание Договора и выполнение его положений явилось новым качественным шагом в развитии торгово-экономических отношений на евразийском пространстве. С 2016 г. в отношениях между Россией и Украиной данный документ действует в части экспортной пошлины на природный газ в газообразном состоянии.
В Решении Экономического совета СНГ от 13 сентября 2019 г. «О реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года» отмечается, что во всех государствах – участниках СНГ, подписавших Договор о ЗСТ, увеличились внешнеторговый оборот товарами и взаимная торговля, снижены размеры ставок вывозных таможенных пошлин на ряд товаров. Кроме того, в решении указывается, что в соответствии с Договором стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой стороны, и (или) импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны, за исключением случаев, предусмотренных приложениями 1 и 6 к Договору. В отношении указанных в приложении 1 товаров не будет повышаться уровень ставок импортных пошлин и определены конкретные сроки их отмены. Со вступлением в силу Договора количество изъятий при импорте существенно сократилось. Пошлины при экспорте распространяются в основном на товары топливно-энергетического комплекса, отходы и лом металлов, минеральное сырье, удобрения, кожсырье, семена сельскохозяйственных культур и живой скот. Ставки ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, установлены Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 16 июля 2012 года № 54.
Также указанное Решение Экономсовета СНГ содержит следующие выводы о реализации Договора о ЗСТ СНГ: Реализация положений Договора способствует положительной динамике взаимной торговли между государствами – участниками СНГ. В 2018 году стоимостный объем внешнеторгового оборота товарами по сравнению с 2017 годом увеличился в целом по Содружеству на 17,4 %, экспорт – на 23,2 %, импорт – на 9,5 %. В 2018 году объем взаимной торговли государств – участников СНГ увеличился на 11,7 %, экспорт в государства – участники СНГ – на 11,6 %, импорт из государств – участников СНГ – на 11,8 %. Позитивная статистика отмечается в отношении торговли с Узбекистаном. В 2018–2019 годах в рамках реализации Договора произошли следующие позитивные изменения. Республика Беларусь с 1 января 2019 года снизила ставку НДС для продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства из государств – членов ЕАЭС. Установлены равные условия налогообложения в размере 10 % (ранее при ввозе аналогичных товаров применялась повышенная ставка НДС 20 %). С 1 января до 30 июня 2019 года ставка ввозной таможенной пошлины в отношении ряда товаров (овощи, корнеплоды, фрукты) происходящих с территории Республики Молдова и ввозимых в Российскую Федерацию, применяется в размере 0 %. Количество случаев применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых Сторонами во взаимной торговле, незначительно увеличилось и составляет 24 (для сравнения: в 2018 году их количество составляло 23 позиции, в 2017 году, как и в 2016 году, эти меры применялись в отношении 22 товарных позиций). Таким образом: 1) Стороны выполняют взятые обязательства в части экспортных пошлин; 2) запреты и количественные ограничения, введенные Сторонами во взаимной торговле, в основном соответствуют положениям Статьи XI ГАТТ 1994; 3) Стороны, как правило, соблюдают требование предоставления национального режима в рамках, установленных Договором, а также Протоколом от 31 мая 2013 года о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан; 4) реализуются условия применения технических, санитарных и фитосанитарных мер во взаимной торговле, определенные Договором. Требует дополнительной проработки проблема сопряжения положений Договора в этой части с нормами соглашений об участии Сторон Договора в других интеграционных образованиях; 5) целесообразно ускорить работу по подготовке предусмотренного Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года о Договоре о зоне свободной торговли проекта Соглашения о свободной торговле услугами; 6) проблемы, возникающие во взаимной торговле государств – участников Договора, связаны с участием Сторон Договора в различных интеграционных объединениях и резкими изменениями экономического положения Сторон; 7) устранение барьеров в торговле товарами и услугами способствует развитию взаимной торговли и экономическому росту Сторон Договора; 8) для устранения барьеров во взаимной торговле, вызванных неисполнением государствами – участниками Договора своих обязательств, целесообразно более эффективно использовать механизмы разрешения спорных вопросов, предусмотренных статьей 19 Договора; 9) целесообразно продолжить разработку на экспертном уровне проекта Соглашения о технических барьерах во взаимной торговле государств – участников СНГ.
В июне 2023 года на заседании Совета глав Правительств СНГ состоялось подписание Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций в рамках СНГ, которое обсуждалось более десяти лет. Суть соглашения — в упрощении доступа к рынку услуг и условий работы бизнеса в дополнение к уже действующему соглашению о свободной торговле товарами. Эксперты ожидают, что новые договоренности в сфере услуг и инвестиций позволят увеличить в краткосрочном периоде товарооборот стран СНГ на 1,1% – около 81,3 млрд руб., а взаимную торговлю услугами участников соглашения –на 8% или на 78,8 млрд руб[12]. Соглашение открыто для присоединения других стран, причем не только из СНГ.
Список источников и литературы:
- Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/43#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ от 20 марта 1992 г., / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/68#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение СНГ о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/102#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение СНГ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 г. / [Электронный ресурс] Режим доступаhttps://cis.minsk.by/reestrv2/doc/336#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ от 3 ноября 1995 г / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/500#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/592#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение о порядке транзита через территории государств – участников СНГ от 4 июня 1999 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/933#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/951#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6710#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение о создании зоны свободной торговли СНГ от 15 апреля 1994 г / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/321#text (дата обращения 29 января 2024 г.). В связи с вступлением в силу Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. Соглашение 1994 года прекращает действие между Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной.
- Договора о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/3183#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Страны СНГ подписали соглашение о свободной торговле услугами / https://www.economy.gov.ru/material/news/strany_sng_podpisali_soglashenie_o_svobodnoy_torgovle_uslugami.html (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Брежнева П.А., Свистунова Л.Ю. Стратегические направления экономического сотрудничества государств – участников СНГ на современном этапе / Ленинградский юридический журнал. 2021. № 2 (64). С. 157–167.
- Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
Информация об авторе:
Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.
Information about the author:
Komendantov Sergey Vasilievich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Councilor of the Russian Federation, III class.
[1] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/43#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[2] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/68#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[3] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/102#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[4] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/336#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[5] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/500#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[6] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/592#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[7] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/933#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[8] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/951#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[9] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6710#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[10] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/321#text (дата обращения 29 января 2024 г.). В связи с вступлением в силу Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. Соглашение 1994 года прекращает действие между Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной.
[11] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/3183#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
[12]Страны СНГ подписали соглашение о свободной торговле услугами / https://www.economy.gov.ru/material/news/strany_sng_podpisali_soglashenie_o_svobodnoy_torgovle_uslugami.html (дата обращения 29 января 2024 г.).