Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Трансформация влияния цифровизации на начало ведения бизнеса: историко-правовое исследование

В данной статье оценивается влияние и значение цифровизации для предпринимателей на начальных этапах создания бизнеса. Рассматривается хронология возникновения процесса регистрации юридических лиц и внедрения в этот процесс цифровизации, как инструмента, способствующего развитию и созданию бизнеса. Также раскрываются проблемы, которые препятствуют распространению данного процесса. Нами в свою очередь предлагаются рекомендации по снижению факторов, тормозящих цифровизацию. Разбираются аспекты положительного влияния рассматриваемого нами явления, как оно функционирует в действительности. За счет того, что процесс цифровизации со временем вытесняет бумажную документацию, в особенности при онлайн регистрации бизнеса, возникает необходимость использования электронной цифровой подписи. За счет ее актуальности в статье мы рассматривает и данное проявление цифровизации. 

Ключевые слова: цифровизация, регистрация, электронная подпись, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, самозанятый.

Transforming the impact of digitalization on starting a business: historical and legal research

Abstract:

This article assesses the impact and significance of digitalization for entrepreneurs at the initial stages of business creation. The chronology of emergence of the process of registration of legal entities and introduction in this process of digitalization as a tool contributing to the development and creation of business is considered. The problems that prevent this process from spreading are also revealed. We, in turn, offer recommendations to reduce factors that hinder digitalization. Aspects of the positive impact of the phenomenon under consideration are examined, as it functions in reality. Because the digitalization process has replaced paper-based documentation over time, especially in online business registration, there is a need to use an electronic digital signature. Due to its relevance in the article we consider this manifestation of digitalization. 

Keywords: digitalization, registration, electronic signature, legal entity, individual entrepreneur, self-employed.

Процесс регистрации индивидуальных предпринимателей (далее-ИП) и юридических лиц, действующий в Российской Федерации в данный момент стал результатом длительной трансформации и внедрения цифровых технологий во взаимодействие между гражданином, бизнесом и государством. В особенности в последнее десятилетие цифровизация привнесла в данный процесс более простую, удобную и понятную форму для заявителей.

Изначально, в дореволюционный период времени, законодательно роль государства в процессе регистрации не была определена, однако стоит отметить, что при анализе актов прослеживается, что именно государство давало разрешение на непосредственное возникновение юридических лиц (товариществ или установлений)[1]. В тот период времени не существовало регистрационной системы, которая бы закрепляла процесс создания, прекращения и изменения юридических лиц. Так, в подтверждение использования разрешительного подхода со стороны государства можно привести манифест Александра I от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий»[2], где речь шла о том, что раз товарищества по участкам служат важным видам Государственного хозяйства, то данное учреждение должно возникать с утверждения государства.  В 1917 году Временного правительство издало постановление от 20 марта 1917 г. «О кооперативных товариществах и их союзах» и постановление от 21 июня 1917 г. «О регистрации товариществ, обществ и союзов». В данном акте была предусмотрена процедура регистрации юридических лиц (товариществ) посредством подачи заявления в суд, с детально проработанным процессом. Суд рассматривал заявление в течение месяца. Данные постановления заложили основу создания функционирующей регистрационный системы.

В советский период законодательство в отношении регистрации юридических лиц имело свои особенности. А.С Лазариди период времени с 1917 по 1922 года характеризовал, как «существование большого количества разрозненных нормативно-правовых актов, регулировавших порядок образования и деятельности коммерческих организаций, которые не устанавливали единой, централизованной, упорядоченной системы их создания».[3] В 1922 году, когда был принял Гражданский кодекс РСФСР в статье 14 были закреплены общие правила, которые гласили что правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения устава (положения), а в тех случаях, когда закон требует регистрации юридического лица – с момента таковой регистрации. В статье 15 ГК РСФСР было сказано, что частные учреждения с правами юридических лиц, например больницы, музеи и т.д. — могут быть учреждены только с разрешения соответственных органов власти. Исходя из этого можно говорить о том, что здесь также присутствует разрешительный подход со стороны государства, однако в Гражданском кодексе 1922 года все так же не был выстроен строгий и четкий порядок в отношение регистрации.

Следующим важным этапом можно выделить принятие в 1925 году постановления Советом народных комиссаров РСФСР «Об утверждении положения о торговой регистрации». Целью введения торговой регистрации было актуальное предоставление и объединение сведений об правовом, имущественном и организационном положение физических и юридических лиц, которые занимаются на территории Союза ССР торговой и промышленной деятельностью, согласно п.2. Органами торговой регистрации были Народный комиссариат по внутренней торговле Союза ССР, народные комиссариаты по внутренней торговле союзных республик и местные органы регулирования внутренней торговли. Однако в 1931 году постановлением Совета народных комиссаров РСФСР «Об утверждении положения о государственной регистрации предприятий, организации и лиц, участвующих в хозяйственном обороте», торговая регистрация была отменена и на замену ей пришла государственная. Согласно п. 1 своей целью государственная регистрация преследовала «учет предприятий, организаций и лиц, занимающихся на территории Союза ССР оперативно-хозяйственной деятельностью». Органами, осуществляющими государственную регистрацию, были назначены финансовые органы, такие как Народный̆ комиссариат финансов Союза ССР, народные комиссариаты финансов союзных республик, местные органы народных комиссариатов финансов союзных республик. Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 533 1940 года было введено понятие «государственный реестр». В 1956 г постановлением Совета Министров СССР от 20 октября No 1436 «Об отмене государственной регистрации государственных, кооперативных и общественных хозяйственных организаций и предприятий» была отменена государственная регистрация юридических лиц.

С принятием в 1964 Гражданского кодекса РСФСР были введены новые подходы к закреплению создания юридических лиц. Так, в кодексе ничего не было сказано о государственной регистрации, однако статья 26 гласила, что сама правоспособность у юридического лица возникает в двух случаях: с момента, когда его устав был утвержден, или же с момента издания специальным органом постановления о его образовании. При этом было и специальное положение, при котором правоспособность возникала посредством регистрации устава. Таким образом, можно отметить, что в кодексе речь шла лишь о регистрации устава, а не самого юридического лица.[4]

Можно выделить, что в советский период не было единства в подходах определения единой модели регистрации. То под нее подпадало само лицо, то его устав, что вызывало трудности из-за отсутствия законодательного разъяснения по порядку их применения. Исходя из этого к концу 80-х годов ХХ века к началу существенных экономических изменений в законодательстве и праве не было разработано системы регистрации юридических лиц и доктрины в данной области.[5]

Период времени с конца 80-х годов и до 2000-х годов ознаменовался динамичной трансформацией процесса регистрации, так в данный период начала формироваться регистрационная система для создания юридических. В 1994 году с принятием Гражданского кодекса (далее-ГК) статья 51 ГК РФ зафиксировала порядок государственной регистрации, правила создания юридического лица, что данное лицо будет считаться созданным с момента его государственной регистрации.[6] Немаловажным моментом стало упоминание о необходимости принятия специального закона, который и будет регулировать данный порядок регистрации. И более того появилось понятие «единый государственный реестр юридических лиц».

Несомненно, следующим важным законом стоит назвать Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». И к 2003 году регистрационная система была по большей части определенна.[7] Разумеется данная система претерпевала и претерпевает изменения, однако в рамках нашей темы в качестве ключевого изменения стоит выделить Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями). [8]Он внес изменения в законодательство юридических лиц и ИП, данные изменения позволили налоговой оказывать услуги по регистрации в электронном формате. Исходя из этого у лиц появилась возможность без очной явки в регистрационный орган зарегистрироваться. Более того с того момента, как раз-таки и начался процесс цифровизации при регистрации, ведь подача заявления, обмен документацией между сторонами (заявителем и регистрирующим органом) и иные действия стали доступны в электронном формате.

По данным Федеральной Налоговой службы, количество малого и среднего бизнеса (далее — МСП) в Российской Федерации выросло на 3,2 % по состоянию на 10 января 2022 года, что свидетельствует нам о том, что создание и ведение бизнеса в России обретает все большую актуальность и значение.

На наш взгляд, весомой причиной увеличения количества МСП стала цифровизация процессов на разных этапах создания бизнеса. В нынешних технологический век, автоматизация и цифровизация – это не инструмент для работы, это – центральное ядро для роста и развития любой сферы. Благодаря цифровизации многих процессов, касающихся создания бизнеса, происходит снижение эксплуатационных расходов, таких как: расходы на сотрудников, на содержание помещений, в которых предоставляются услуги. Также цифровизация способствует повышению производительности: большинство однотипных процессов, например, заполнение и подача заявления о регистрации ИП, возможна через портал Госуслуг, что снижает нагрузку на сотрудников органов, которые занимаются вопросами регистрации индивидуальных предпринимателей.

Цифровизация коснулась самого первого и важного этапа при создании бизнеса – это его регистрация. Еще более 10 лет назад для регистрации МСП было необходимо потратить много времени, собрать большое количество документов, посетить несколько государственных учреждений. В нынешних реалиях зарегистрировать свой бизнес стало в разы проще, как раз благодаря тому, что этот процесс частично или же полностью перенесен в электронный формат.

Одним из преимуществ бесспорно является фактор времени. Онлайн регистрация дает возможность начать бизнес, потратив на это минимальное количество временных ресурсов, при этом зарегистрироваться можно из любой точки страны. Так для того, чтобы зарегистрироваться в качестве ИП необходимо было: заполнить заявление о государственной регистрации, оплатить государственную пошлину и подать документы в регистрирующий орган. В нынешних реалиях все это можно сделать онлайн через приложение Госуслуги или сайт ФНС. Также заявитель освобождается от уплаты государственной пошлины.

Относительно молодым институтом, связанным с ведением бизнеса, является статус самозанятого. Стать самозанятым и легально вести свой бизнес можно посредством регистрации в приложении «Мой налог». Регистрация и получение статуса самозанятого гражданина занимает около 5-10 минут, что, на наш взгляд является показателем успешного внедрения цифровизации в государственных ораганах. Главной составляющей процесса цифровизации является то, на сколько активно люди пользуются данными процессами. По данным ФНС, в России зарегистрировались уже 5 миллионов самозантых. Ежедневный прирост составляет 8,5 тысяч человек, что, несомненно, свидетельствует о популярности пользования данным сервисом.

Также стала доступна функция получения разрешений на ведения некоторых видов бизнеса для предпринимателей на портале Госуслуг.

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко указывает, что: «Упрощение процедуры происходит за счет того, что бизнесу больше не надо предоставлять большое количество документов, потому что у государства они уже есть, а также за счет перевода взаимодействия в цифровую плоскость. Все лицензии, попавшие в проект, уже доступны в электронном виде.»[9]. На наш взгляд, таким образом, существенно упростили процесс получения предпринимателями разрешений для своей деятельности, также благодаря этой функции, сократиться количество визитов в органы власти.

Нельзя не упомянуть о том, что Правительство Российской Федерации утвердило сроки запуска эксперимента по оказанию поддержки на базе цифровой платформы МСП на основании Постановления от 21 декабря 2021 г. № 2371. Он стартует с 1 февраля 2022 года до 1 февраля 2025 года. Предполагается, что система упростит, в первую очередь, открытие бизнеса, а далее – его ведение. К этой системе буду подключены банки, министерства, страховые организации. Все они будут обмениваться нужной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Цель новшества — объединить в экосистеме все сервисы для МСП и позволить предпринимателям выбирать и получать необходимые меры поддержки дистанционно. Система будет работать на базе цифровой платформы, которая обеспечит адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса, без личного присутствия предпринимателей.[10]

В связи с развитием новых технологий, а также с тем, что цифровизация охватывает все больше и больше сфер в том числе развивается и электронная документация в целом, и в частности при регистрации юридических лиц онлайн, необходимо сказать о важной части данной документации об электронной подписи (далее- ЭЦП). Ведь для того, чтобы, к примеру можно было зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью в онлайн формате необходимо иметь ЭЦП. Давайте рассмотрим, как законодатель понимает под ЭЦП. Согласно закону под электронной подписью следует понимать «информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию».[11]  Так, для регистрации понадобится усиленная квалификационная ЭЦП, данная подпись является самой надежной и она позволяет авторизоваться в любых государственных системах и подписывать любые документы.

Данное цифровое новшество, как ЭЦП имеет множество преимуществ, что позволяет минимизировать время, которое затрачивается на подготовку документов. Так электронный документооборот нацелен на снижение расходов временных и финансовых. Более того, документ подписанный ЭЦП более защищён, нежели чем на бумажном носителе и не требует физического носителя для подтверждения подлинности.

Разумеется, немаловажным фактором является то, что ЭЦП невозможно подделать. Так, упомянутая выше усиленная квалификационная ЭЦП первостепенно создается посредством внедрения в нее криптографических методов защиты данных, исходя из этого можно утверждать, что подделать ее нельзя, чего нельзя сказать про подписи на бумажных носителях.[12]

Несмотря на то, что мы наблюдаем значительную активность государства в лице государственных органов в сфере цифровизации многих процессов, существуют аспекты, которые, на наш взгляд, затормаживают рассматриваемый нами процесс. В первую очередь, не до конца закончен процесс интеграции баз данных. У каждого государственного органа есть несколько информационных систем, баз данных, ресурсов, которые должны быть между собой интегрированы для корректной и эффективной работы, как государственных органов, так и услуг, предоставляемых ими.

Второй аспект: нежелание граждан пользоваться цифровизованными процессами. Во-первых, как правило, люди старших поколений не хотят осваивать цифровизованные процессы в силу возраста или в силу того, что им привычней пройти тот или иной процесс в конкретном государственном органе. Третий аспект: граждане недостаточно осведомлены о цифровизации многих процессов. Люди попросту не знают о том, что большинство необходимых действий для создания бизнеса можно выполнить посредством компьютера. На наш взгляд, посредством специальных уроков в школе или предметов в университете можно было бы доносить до граждан информацию об их возможностях и о доступности создания и ведения бизнеса, уже на этапе обучения дать понять школьникам и студентам, что большинство услуг в рамках ведения бизнеса можно получить посредством компьютера или смартфона.

Как отмечают Мытенков С. С. И Собольков А. Б.: «низкий уровень современных цифровых компетенций и профессиональной квалификации государственных служащих» также является существенным препятствием на пути взаимодействия граждан и порталами Госуслуг в сфере бизнеса.[13]

Таким образом, рассмотрев становление и развитие процесса цифровизации на этапе создания бизнеса мы пришли к выводу, что развитие цифровизации позволяет государству перейти на новый формат отношений с гражданами, которые хотят заняться предпринимательской деятельностью, а это, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие бизнеса.

Библиография

I. Законодательные акты

  1.  ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения 04.01.2022).
  2.  Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/12177581/ (дата обращения 04.01.2022).
  3.  Федеральный закон от 06.04.2011 ФЗ-63 «Об электронной подписи» ст. 2.
  4.   «Гражданский кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1838/ (дата обращения 04.01.2022).
  5.   «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) ГК РФ Ст. 51. Государственная регистрация юридических лиц.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/33a993c2c5b08f1354d3491c75c03a9d8556f8a0/ (дата обращения 04.01.2022).
  6.  Манифест Александра I от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» URL:https://base.garant.ru/58101877/  (дата обращения 04.01.2022).

    II. Литература
  7. Габов А.В. Краткий исторический обзор становления института юридического лица в отечественном праве // Юридические лица в российском гражданском праве: в 3 т. / Отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. – М.: ИНФРА-М, 2015. – Т. 1: Общие положения о юридических лицах. – С. 42–55.
  8.  Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц: Административно- правовые вопросы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2004. – с.17
  9. Мытенков С. С., Собольков А.Б. Проблемы цифровизации государственных услуг //«Бизнес. Общество. Власть». Май 2020. № 1 (35) – С. 108.
  10.  Тарасенко, О. Н. Электронная подпись в развитии цифровизации / О. Н. Тарасенко, Г. Д. Николаева // Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Москва, 28 октября 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕ Ф», 2022. – С. 174-178.

    III. Периодические издания и материалы интернет
  11. Госпрограммы поддержки малого бизнеса — 2022 [Электронный ресурс] //Контур. — Режим доступа: https://kontur.ru/articles/4710?ysclid=lcgjl83abn394155138 (дата обращения: 03.01.2023).
  12. Дмитрий Григоренко: Наша цель – снизить нагрузку на бизнес при соблюдении интересов государства и общества [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: http://government.ru/gov/persons/621/events/  (дата обращения: 5.01.2023).


[1] Габов А.В. Краткий исторический обзор становления института юридического лица в отечественном праве // Юридические лица в российском гражданском праве: в 3 т. / Отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. – М.: ИНФРА-М, 2015. – Т. 1: Общие положения о юридических лицах. – С. 42–55.

[2] Манифест Александра I от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий»  URL:https://base.garant.ru/58101877/  (дата обращения 04.01.2022).

[3] Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц: Административно- правовые вопросы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2004. – с.17.

[4] «Гражданский кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1838/ (дата обращения 04.01.2022).

[5] Габов Андрей Владимирович Эволюция регистрационной системы создания юридических лиц в России: основные этапы и тенденции // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2019. №4. С.89

[6] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) ГК РФ Ст. 51. Государственная регистрация юридических лиц

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/33a993c2c5b08f1354d3491c75c03a9d8556f8a0/ (дата обращения 04.01.2022).

[7]  ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения 04.01.2022).

[8] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/12177581/ (дата обращения 04.01.2022).

[9] Дмитрий Григоренко: Наша цель – снизить нагрузку на бизнес при соблюдении интересов государства и общества [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: http://government.ru/gov/persons/621/events/  (дата обращения: 5.01.2023).

[10] Госпрограммы поддержки малого бизнеса — 2022 [Электронный ресурс] //Контур. — Режим доступа: https://kontur.ru/articles/4710?ysclid=lcgjl83abn394155138 (дата обращения: 03.01.2023).

[11] Федеральный закон от 06.04.2011 ФЗ-63 «Об электронной подписи» ст. 2

[12] Тарасенко, О. Н. Электронная подпись в развитии цифровизации / О. Н. Тарасенко, Г. Д. Николаева // Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Москва, 28 октября 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. – С. 174-178.

[13] Мытенков С. С., Собольков А.Б. Проблемы цифровизации государственных услуг // «Бизнес. Общество. Власть». Май 2020. № 1 (35) – С. 108.


Информация об авторах:

А.М. Паскарь, студент магистратуры НОЦ «Правовые исследования» юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», член ПСО «Современный бизнес»

А.В. Шевелева, студент магистратуры НОЦ «Правовые исследования» юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», член ПСО «Современный бизнес»

Information about the authors:

A.M. Pascari, master’s student of the SEC «Legal Studies» of the Law Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Peoples’ Friendship University of Russia», member of the PSO «Modern Business»

A.V. Sheveleva, master’s student of the SEC «Legal Studies» of the Law Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Peoples’ Friendship University of Russia», member of the PSO «Modern Business»


Добавить комментарий

Войти с помощью: