Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Участие государств Латинской Америки и Карибского бассейна в процессе разработки и принятия Нагойского протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения 2010 года

Формирующаяся в настоящий момент практика в области доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения свидетельствует о необходимости систематизации нормативно-правовой базы и институционализации. В статье проводится анализ существующих международных правовых актов, в частности истории разработки Нагойского протокола 2010 г. к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., уделяя особое внимание актам мягкого права в указанной области. Более 40% биоразнообразия планеты находится на южноамериканском континенте, поэтому особо интересным представляется рассмотрение вопроса участия государств региона Латинской Америки и Карибского бассейна в процессе разработки и принятия, многие идеи берут свое начало именно на региональном уровне: вопросы взаимодействия, финансирования, национальные механизмы, юрисдикция, также государства акцентируют внимание на некоторых негативных аспектах: отсутствие защиты в полной мере коренных народов, наличие пробела в вопросе регулирования «биопиратства».

Ключевые слова

Нагойский протокол, генетические ресурсы, биоразнообразие, Конвенция о биологическом разнообразии, Латинская Америка

Participation of Latin America and Caribbean in the process of developing and adopting the Nagoya Protocol on Access to Genetic Resources and Fair and Equitable Sharing of Benefits Arising from their Utilization 2010

Annotation

The current practice in the field of access to genetic resources and the fair and equal sharing of benefits from their utilization indicates the need for systematization of the regulatory framework and institutionalization. The article analyzes the existing international legal acts, in particular the history of the development of the Nagoya Protocol of 2010 to the Convention on Biological Diversity of 1992, paying special attention to the acts of soft law in this area. More than 40% of the planet’s biodiversity is located on the South American continent, therefore, it is particularly interesting to consider the issue of the participation of the States of the Latin America and Caribbean in the development and adoption process, many ideas originate at the regional level: issues of interaction, financing, national mechanisms, jurisdiction, states also focus on some negative aspects: lack of the full protection of indigenous peoples, the existence of a gap in the regulation of «biopiracy».

Keywords

Nagoya Protocol, Genetic Resources, Biodiversity, Convention on Biological Diversity, Latin America

Вопросы доступа и совместного использования выгод от применения генетических ресурсов (далее – «ДГРСИВ») представляют серьезную проблему, особенно в регионе с высоким биологическим и культурным разнообразием, таком как Латинская Америка и Карибский бассейн. Государства этого региона приняли и принимают до сих пор активное участие в разработке и развитии международно-правового режима доступа и совместного использования выгод от применения генетических ресурсов. В основе этого международно-правового режима находится Нагойский протокол 2010 г. Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения 2010 г. к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. (далее – «Протокол», «Нагойский протокол») является документом универсального уровня, его принятию предшествовали десятки конференций и встреч различного уровня, были разработаны предварительные документы рекомендательного характера, которые будут подробно рассмотрены в настоящей статье.

Государства Латинской Америки и Карибского бассейна обладают огромным генетическим потенциалом[1], поэтому для них было особенно важно разработать универсальный международно-правовой режим его использования. В процессе разработки Нагойского протокола активное участие принимали: Коста-Рика, Колумбия, Гаити, Эквадор, Аргентина, Венесуэла, Чили, Мексика, Перу и др. Стоит отметить роль коренных народов, местных общин и различных НПО[2] данного региона.

Шесть из числа самых богатых биоразнообразием государств в мире находятся в рассматриваемом регионе: Бразилия, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу и Венесуэла. Этот регион также является «домом» для богатейшей биоразнообразием среды обитания в мире – тропического леса реки Амазонки. Более 40% биоразнообразия планеты находится на южноамериканском континенте, а также более четверти его лесов. Лесные экосистемы Южной Америки весьма разнообразны: в них обитает около 20 000 видов растений, из которых 40% являются эндемичными, а также около 24% находящихся под угрозой исчезновения видов позвоночных и почти 950 видов птиц. Регион переживает стремительное обезлесение из-за роста плантаций, например, сахарного тростника и кофе. Леса Центральной Америки и Анд также очень разнообразны, особенно в зоне Мезоамерики, охватывающей части Мексики, Панамы, Коста-Рики, Белиза, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора. Латинская Америка и Карибский бассейн являются самым влажным континентом на Земле и содержит самые обширные водно-болотные угодья в мире (например, Пантанал в Бразилии), около 20% поверхности, образуя пригодную среду обитания для отдельных видов животных и растений, ведения традиционных практик.

Также стоит отметить, что коралловые рифы Карибского бассейна разнообразны и важны в глобальном масштабе: 10% (26 000 км2) мировых коралловых рифов находятся в западной части Атлантического океана, особенно в Карибском бассейне, 90% являются эндемичными для региона, они находятся под угрозой исчезновения от повышения температуры моря и загрязнений[3].

В Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. (далее — «Конвенция», «КБР») содержится три цели, которые изложены в статье 1 КБР, в частности: сохранение биологического разнообразия и устойчивое использование компонентов, в рамках настоящей статьи акцент будет сделан на цели, которая заключается в справедливом и равноправном распределении выгод от использования генетических ресурсов, включая надлежащий доступ к этим ресурсам и передачу соответствующих технологий с учетом всех прав на эти ресурсы путем соответствующего финансирования. Рамки осуществления третьей цели Конвенции в отношении ДГРСИВ предусмотрены в статье 15 Конвенции[4].

В Преамбуле Конвенции признаются суверенные права государств на свои природные ресурсы на территориях, находящихся под их юрисдикцией. Таким образом, стороны Конвенции 1992 г. имеют право определять доступ к генетическим ресурсам в рамках своей юрисдикции. Стороны также обязаны принимать надлежащие меры для совместного использования выгод от их применения.

Более того, в статье 8 (j) Конвенции содержатся положения о поощрении справедливого распределения выгод от использования знаний и практики коренных и местных общин, связанных с традиционным образом жизни, которые имеют отношение к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, таким образом, акцентируется важность ДГРСИВ для такой уязвимой группы населения как коренные народы, необходимость специального правового регулирования для отдельной категории.

Конвенция также затрагивает некоторые частные аспекты, касающиеся доступа к технологиям и их передачи (статья 16), обмена информацией (статья 17), научно-технического сотрудничества (статья 18), управления биотехнологиями и совместного использования выгод (пункты 1 и 2 статьи 19), а также финансовых ресурсов и финансового механизма (статьи 20 и 21), однако такие положения лишь создают «предпосылки» и задают «направления» для разработки отдельных договоров, документов, механизмов, в частности ДГРСИВ. Этот процесс продолжался много лет и привел к принятию в 2010 г. Нагойского протокола, который вступил в силу 12 октября 2014 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Конвенции Конференция Сторон (далее – «КС») своим решением II/5[5] учредила Специальную рабочую группу открытого состава по биобезопасности для разработки проекта Протокола, уделяя особое внимание трансграничному перемещению любого измененного организма в результате современных биотехнологии, которые могут оказать негативное воздействие на сохранение и использование биологического разнообразия.

Специальная рабочая группа открытого состава по биобезопасности провела шесть совещаний в период с июля 1996 года по февраль 1999 года, представив проект текста Протокола для рассмотрения КС на внеочередном совещании, созванным с принятием Протокола по биобезопасности к КБР.

В соответствии с решением IV/3[6] первое внеочередное совещание Конференции Сторон было открыто 22 февраля 1999 года в Картахене (Колумбия). Конференция Сторон не смогла завершить свою работу в отведенное время. В результате в соответствии с решением EM-I/1 Конференция Сторон приостановила совещание и решила, что его следует возобновить «как можно скорее и в любом случае не позднее пятого совещания Конференции Сторон»[7].

Возобновленная сессия состоялась в Монреале 24-29 января 2000 года, и ей предшествовали региональные и межрегиональные неофициальные консультации 20-23 января 2000 года. 29 января 2000 года Конференция Сторон в своем решении EM-I/3[8] приняла Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции и утвердила временные меры до его вступления в силу. Этот Протокол учредил специальный Межправительственный комитет открытого состава по Картахенскому протоколу по биобезопасности (далее — «МККП»), которому было поручено провести подготовку, необходимую для первого совещания Сторон Протокола.

МККП созвала организационное совещание 29 января 2000 года под председательством посла Камеруна и избрала Бюро для надзора за его деятельностью. Членами Бюро были избраны: Камерун (Председатель), Дания, Индия, Исламская Республика Иран, Перу, Польша, Сент-Китс и Невис, Южная Африка, Швейцария и Украина. На первом заседании МККП Дания была заменена Францией. Первой задачей Бюро была разработка плана работы для МККП, который был представлен и одобрен на пятом совещании Конференции Сторон в мае 2000 года.

Таким образом, государства до 2000 года активно участвовали в разработке Картахенского протокола, что послужило серьезной задержкой для выработки будущего Нагойского протокола 2010 года, поскольку обсуждение двух протоколов шло параллельно.

На четвертом совещании КС Конвенции в мае 1998 года приняли участие около 150 государств, в частности Аргентина, Антигуа и Барбуда, Коста-Рика, Панама, Колумбия, Сальвадор и др. В принятом по итогам КС Решении IV/8 «О доступе и совместном использовании выгод» учредили регионально сбалансированную Группу экспертов в составе представителей государственного и частного секторов, а также представителей местных общин коренных народов со следующим мандатом: «использовать необходимые источники, включая законодательные, политические и административные, лучшие практики и тематические исследования по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод от применения генетических ресурсов, включая широкий спектр биотехнологии, в разработке общего понимания основных концепций и изучить параметры для доступа и совместного пользования выгодами на взаимосогласованных условиях, в том числе руководящие принципы и кодексы поведения передовой в области доступа и совместного использования выгод»[9]. По итогам выборов в Группу экспертов вошли: Великобритания, государства-члены ЕС, Малайзия, Мексика, Эквадор, Перу и др., были привлечены международные организации («Друзья Земли»), отдельные эксперты.

В октябре 1999 г. Группа экспертов по ДГРСИВ провела свое первое совещание в столице Коста-Рики г. Сан-Хосе, который, кстати, известен тем, что в нем уже приняты другие международные договоры (Пакт Сан-Хосе 1969 года[10]и Эскасусское соглашение о доступе к информации, участии общественности и правосудии по вопросам окружающей среды в Латинской Америке и Карибском бассейне 2018 г.[11]). На встрече обсуждались различные варианты доступа и совместного использования выгод на взаимосогласованных условиях. В итоге Группа экспертов пришла к общим выводам о предварительном информированном согласии, взаимосогласованных условиях, информационном обмене и создании потенциала. Например, представитель Мексики, Хосе Карлос Фернандес Угальде, поднял вопросы о выработке общего понимания концепций; механизмов дополнения национальных документов более широкими двусторонними и многосторонними актами; роли права интеллектуальной собственности и торгов-экономических мер в достижении целей КБР; установлении баланса между целями национальной политики и законодательством для осуществления КБР; и оценки инструментов для достижения целей[12].

На пятой КС в мае 2000 года в Решении V/26[13] было постановлено вновь созвать Группу экспертов для проведения дальнейшей работы по нерешенным вопросам. КС также решила учредить Специальную рабочую группу открытого состава по ДГРСИВ с мандатом на разработку руководящих принципов для представления Конференции Сторон на ее шестом совещании и оказание помощи сторонам и заинтересованным сторонам в рассмотрении следующих элементов: условий получения предварительного обоснованного согласия (ПОС) и взаимно согласованных условий (ВСУ); прав и обязанностей соответствующих заинтересованных сторон; аспектов, связанных с сохранением и использованием in situ и ex situ; механизмов совместного использования выгод (например, посредством передачи технологий, совместных исследований и разработок); средств для обеспечения уважения, сохранения и поддержания традиционных знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия[14].

Второе совещание Группы экспертов состоялось в Монреале (Канада) в марте 2001 г.[15] В соответствии с решением КС эксперты обсудили следующие темы: оценка опыта пользователей и поставщиков в области доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод; определение подходов к участию заинтересованных сторон в доступе к генетическим ресурсам и процессах совместного использования выгод, в совещаниях принимали участие различные НПО и эксперты образовательных учреждений региона Латинской Америки.

Первое совещание Специальной рабочей группы по ДГРСИВ (далее – «Рабочая группа») состоялось в Бонне (Германия) 22-26 октября 2001 г. Важным достижением этой встречи стало принятие Боннских руководящих принципов доступа к генетическим ресурсам и справедливого и равноправного распределения выгод от их использования[16]. Они послужили «основой» для разработки текста Нагойского протокола 2010 г. и национальных, двусторонних и многосторонних договоров.

Рассмотрим данный документ подробнее, стоит сделать акцент на слове «принципы» в названии, именно они отражены в указанном документе, в частности: добровольный характер, простота использования, практичность, приемлемость, дополняемость, эволюционный подход, гибкость, прозрачность. Однако Боннские принципы 2001 г. не содержат каких-либо отдельных дефиниций (в отличие от Найгоского протокола 2010 г.), а дают лишь отсылку к тем, которые уже закреплены в КБР. Документ уже проводит связь с международными межправительственными организациями (ФАО, ВОИС); устанавливает необходимость учреждения национальных координационных центров и компетентных национальных органов; устанавливает права и обязанности поставщиков и пользователей; регламентирует процедуру ПОС; принципы совместного использования выгод (Нагойский протокол 2010 г. дублирует их); закрепляет меры по соблюдению и стимулированию в «общих чертах» (предоставление докладов и обмен , информацией) в качестве сравнения стоит отметить, что Нагойский протокол наделяет полномочиями по контролю Конференцию сторон (Комитет по соблюдению).

В соответствии с договоренностями на КС в 2001 году, зафиксированными в Решении VI/24[17], было проведено рабочее совещание экспертов открытого состава по созданию потенциала в области доступа и совместного использования выгод в декабре 2002 года в Монреале, где был разработан План действий по созданию потенциала в области доступа и совместного использования выгод (далее ­– «План») для рассмотрения на КС[18].

Заявления на этом совещании были сделаны представителями многих государств Латинской Америки и Карибского бассейна: Боливией, Бразилией, Гаити, Колумбией, Кубой, Мексикой, Перу, Сальвадором, Чили, Антигуа и Барбудами, Сент-Люсией. Так, например, Боливия рассказала о реализации проекта «Внедрение национальных нормативных положений, регулирующих доступ к генетическим ресурсам», целью которого являлось оказание поддержки министерству, нижестоящим инстанциям, которые приобрели большую значимость в результате процесса децентрализации, и неправительственным организациям в ходе практического внедрения нормативных положений. Объектом преимущественной направленности проекта являлось проведение биоразведки и создание базы данных о существующих генетических ресурсах Боливии[19].

В Колумбии осуществлялсь реализация проекта «Оказание поддержки принятию национальных мер, регулирующих доступ к генетическим ресурсам и стимулирующих распределение выгод», инициатором которого является Всемирный фонд природы. Цель проекта заключалась в расширении возможностей ключевых субъектов деятельности обеспечивать реализацию положений КБР путем укрепления основных экспертных знаний и организационного потенциала в участвующих государствах и обеспечения условий для введения в действие мер, регулирующих ДГРСИВ соответствующих субъектов деятельности. Основными участниками были правительственные должностные лица и учреждения, регулирующие вопросы ДГРСИВ (включая лиц, определяющих политику, практикующих специалистов и исследователей), местные общины, НПО и представители частного сектора. Данный проект был рассчитан на три года[20].

Фондом международного экологического права и развития (ФМЭПР) были выделены финансовые средства для реализации проекта «Доступ к генетическим ресурсам, распределение выгод и традиционные знания в Чили» в сотрудничестве с фондом Fundación Sociedades Sustentables. Цель проекта заключалась в том, чтобы в соответствии с КБР повышать информированность и стимулировать проведение политической дискуссии относительно ДГРСИВ ресурсов и охраны традиционных знаний в Чили. В ходе реализации проекта проведен обзор законодательных норм и политики Чили в области сохранения биоразнообразия и прав интеллектуальной собственности, включая анализ существующих контрактных договоренностей, обеспечивающих доступ к генетическим ресурсам Чили, и включая также вопрос предоставления прав интеллектуальной собственности. В результате этих исследований должны были быть выявлены основные пробелы и потребности в правовой и организационной структуре страны в данной области и разработаны рекомендации относительно способов их рассмотрения, включая изучение элементов для возможного создания национального механизма, обеспечивающего доступ к генетическим ресурсам. Цикл реализации проекта был рассчитан на два года».

Акцентируя внимание на Плане[21], стоит отметить, что государства в первую очередь говорят об: 1) улучшении внутригосударственных механизмов, регулирующих вопросы ДГРСИВ, 2) проведение оценки, инвентаризации, мониторинга имеющихся генетических ресурсов, 3) разработка информационных систем для обмена данными.

В частности, стоит отметить Андскую программу.

Целью Андской программы БИОТРЕЙД являлось укрепление страновых программ БИОТРЕЙД для Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора и оказание содействия в реализации Андской стратегии в области сохранения биоразнообразия при одновременном развитии секторов и коммерческих предприятий, связанных с биоразнообразием. Региональному сотрудничеству оказывалась поддержка посредством обмена опытом в рамках программ БИОТРЕЙД. Андская программа ввела понятие устойчивости в отношении коммерческих предприятий, связанных с биоразнообразием, и ознакомила местных производителей и общины с разумной практикой деловых отношений. В состав данного партнерства входят ЮНКТАД, Андское сообщество с центром в Лиме и Андская корпорация развития с центром в Каракасе.   

Программа БИОТРЕЙД по оказанию содействия для стран Латинской Америки, Африки и Азии стимулировала доступ к иностранным рынкам, например путем организации взаимодействия между соответствующими предприятиями, разработкой товаров, выдачей сертификатов и оказанием поддержки участию в торговых выставках. Участниками этого партнерства являлись ЮНКТАД и Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО совместно с Голландским центром содействия в организации импортных поставок из развивающихся стран, Швейцарской программой стимулирования импорта и партнерами по БИОТРЕЙД. В нем также принимали участие региональные партнеры, такие как Болса Амазония, находящаяся в Белеме (Бразилия), Южноафриканская ассоциация торговли натуральными продуктами, находящаяся в Южной Африке, и другие партнеры[22].

В рамках настоящего исследования важно подчеркнуть, что в январе 2002 г. в Мексике по инициативе правительства была создана Группа стран-единомышленников (далее — «ГСЕ») в соответствии с Канкунской декларацией[23].

В ГСЕ участвовали представители Бразилии, Венесуэлы, Индии, Индонезии, Кении, Китая, Колумбии, Коста-Рики, Мексики, Эквадора и Южной Африки, позже к ним присоединились ещё четыре государства региона: Боливия, Малайзия, Филиппины и Гватемала.

Рассматривая содержание Канкунской декларации 2002 г., можно сделать вывод о следующих целях: ГСЕ должна стать «форумом» для обмена данными и информацией, создание нормативной внутригосударственной и международной базы, развитие технического потенциала и биотехнологий, разработка совместных проектов, помощь в рамках государств-членов ГСЕ, а также другим государствам.

На территории государств-участников ГСЕ сосредоточено около 70% биологического разнообразия планеты и 45% населения мира, а также необычайное культурное разнообразие. ГСЕ выступала в качестве механизма консультаций и сотрудничества для содействия интересам и приоритетам, связанным с сохранением и устойчивым использованием биологического разнообразия.

В год учреждения ГСЕ состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.). На Йоханнесбургской встрече ГСЕ добилась значительных успехов в продвижении в соответствии с Канкунской декларацией 2002 г. международного режима, который эффективно поощрял и гарантировал бы справедливое и равноправное распределение выгод, что отражено в пункте 42 Йоханнесбургского плана действий, в терминах, почти идентичных тем, которые изложены в декларации[24]. В пункте 44 (o) Плана выполнения решений, принятого на Встрече на высшем уровне, содержался призыв к действиям по «переговорам в рамках КБР с учетом Боннских руководящих принципов о международном режиме поощрения и защиты справедливого и равноправного распределения выгод от использования генетических ресурсов»[25]. В пункте 44 (n) указывалось на необходимость принятия мер по содействию «широкому и постоянному осуществлению сторонами Конвенции Боннских руководящих принципов доступа к генетическим ресурсам и справедливого и равноправного распределения выгод от их использования в качестве вклада в оказание сторонам помощи в разработке законодательных, административных или политических мер в отношении доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, а также договоров и других договоренностей, основанных на взаимосогласованных условиях, в отношении доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод»[26].

После Всемирного саммита на высшем уровне по устойчивому развитию, вопрос международного режима ДГРСИВ рассматривался в качестве отдельной темы КС КБР в марте 2003 г. Специальной рабочей группе открытого состава ДГРСИВ было поручено рассмотреть процесс, характер, сферу охвата, элементы и условия создания международного режима ДГРСИВ на втором совещании в декабре 2003 года, как это предусмотрено в Решении VI/24 А[27].

Межсессионное совещание также предложило сторонам представить исполнительному секретарю информацию об опыте использования Боннских руководящих принципов с учетом информации, представляемой сторонами в соответствии с Решением VI/24 А[28].

КС-7 состоялась в феврале 2004 года в Куала-Лумпуре (Малайзия). В Решении VII/19[29], принятом на КС-7, рассматривались следующие темы: ДГРСИВ; использование терминов и необходимость в определениях и/или глоссарии; другие подходы, дополняющие Боннские руководящие принципы, для оказания помощи в осуществлении положений ДГРСИВ в Конвенции; принятие мер, включая рассмотрение их осуществимости, затрат, для поддержки соблюдения предварительного обоснованного согласия договаривающейся стороны, предоставляющей такие ресурсы, и взаимно согласованных условий, на которых договаривающимся сторонам был предоставлен доступ к пользователям генетических ресурсов под их юрисдикцией; создание потенциала для доступа и совместного использования выгод и, переговоры по международному режиму доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод.

КС также согласовала круг ведения переговоров, включая процесс, характер, сферу охвата и элементы, которые следует учитывать при разработке режима. К Секретарю была обращена просьба организовать проведение рабочей группы по ДГРСИВ двух заседаний до восьмого совещания Конференции Сторон и представить доклад о ходе работы, проделанной на восьмом совещании. Следует отметить, что Конференция сторон приняла План действий по созданию потенциала в области доступа и совместного использования выгод, содержащийся в приложении к разделам F Решения VII/19[30].

В рамках Плана были затронуты следующие аспекты: укрепление институционального потенциала, нормативно-правовые регуляторы, административные и финансовые рамки, механизмы мониторинга, потенциал коренных и местных общин, просвещение и повышение осведомленности общественности, подготовка материалов, механизмы по предоставлению информации, выявление существующих и планируемых инициатив.

Меры были разделены по различным уровням:

  1. Национальный уровень: инвентаризация генетических ресурсов и традиционных знаний и оценка их потенциальных рынков, оценка существующих мер и практики, касающихся доступа и совместного использования выгод, разработка национальной стратегии или политики в области доступа и совместного использования выгод (определение собственности или прав на предоставление ресурсов, включая права коренных и местных общин; традиционные знания; партнерство с частным сектором; предварительное обоснованное согласие; реализация; разрешение конфликтов). Разработка графиков, включая краткосрочные и долгосрочные потребности во внутреннем и внешнем финансировании. Развитие и/или укрепление институционального, административного, финансового и технического потенциала, включая назначение национальных координаторов и компетентных органов и разработку национальных законодательных мер, механизм обработки запросов о доступе и совместном использовании выгод, включая принятие решений, а также информирование и участие общественности, механизмы мониторинга и соблюдения соглашений о доступе и совместном использовании выгод.
  2. Субрегиональный и региональный уровни: оценка национального, двустороннего и многостороннего финансирования, механизмы региональной и субрегиональной координации и согласования стратегий, политики и законодательных мер в области доступа и совместного использования выгод. Это может также включать региональные и субрегиональные веб-сайты, базы данных, механизмы сотрудничества, консультативные механизмы и центры передового опыта и подготовки кадров.
  3. Глобальный уровень: эффективное функционирование информационно-координационного механизма, включая создание базы данных о деятельности по наращиванию потенциала, эффективное функционирование информационно-координационного механизма, включая создание базы данных о деятельности по наращиванию потенциала, повышение эффективности, адекватности и координации финансовых ресурсов, предоставляемых многосторонними и двусторонними донорами и другими донорами развивающимся странам, в частности наименее развитым и малым островным развивающимся государствам, а также странам с переходной экономикой, разработка и эффективное использование реестра экспертов, усиление координации с инициативами ФАО, ВОИС и другими организациями, регулярный обзор.

Рабочая группа провела свое третье совещание в Бангкоке (Таиланд) 14 – 18 февраля 2005 года и четвертое совещание в Гранаде (Испания) 30 января-3 февраля 2006 года. На этих совещаниях Рабочая группа начала переговоры о международном режиме доступа к генетическим ресурсам в соответствии с Решением VII/19 КС[31]. Были также рассмотрены другие подходы, изложенные в Решении VI/24B[32], включая рассмотрение международного сертификата происхождения материала, осуществимости мер и обоснованности затрат при соблюдении договоренности о предоставлении предварительного обоснованного согласия Договаривающейся Стороны, предоставляющей ресурсы, и взаимосогласованных условий, на которых был предоставлен доступ Договаривающимся Сторонам с пользователями генетических ресурсов под их юрисдикцией.

Восьмое совещание КС состоялось в Куритибе (Бразилия) 20 – 31  марта 2006 года. На этой КС было поручено «учредить группу технических экспертов для изучения и разработки возможных вариантов без ущерба для их желательности с точки зрения формы, цели и действия международно-признанного сертификата происхождения/источника/законного происхождения, а также для анализа его осуществимости, затрат и выгод в целях достижения целей статей 15 и 8 (j) Конвенции»[33]. Сторонам было предложено представлять доклады о своем опыте осуществления статьи 15 на национальном уровне[34].

Совещание группы технических экспертов по международно-признанному сертификату происхождения/источника/законного происхождения состоялось в Лиме, Перу, 22–25 января 2007 года. В докладе совещания содержатся технические рекомендации рабочей группе по ДГРСИВ в отношении выдачи международно-признанного сертификата[35].

Седьмое совещание специальной группы открытого состава по ДГРСИВ состоялось в Париже 1–8 апреля 2009 года. В соответствии с Решением IX/12 КС Рабочая группа рассмотрела сферу охвата, цель, соблюдение, справедливое участие, равное распределение выгод и доступ и приступила к переговорам по оперативному тексту по этим вопросам.[36] Особое внимание государства Бразилия, Эквадор, Гаити, Колумбия, Мексика уделили тенденциям в области традиционных знаний.

На совещании в Монреале 9–15  ноября 2009 года Рабочая группа рассмотрела компоненты международного режима, касающиеся традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами, наращиванием потенциала, соблюдением, доступом и справедливым, равным распределением выгод. Впервые стороны согласовали единый текст для переговоров –«Монреальское приложение», включив в него элементы международного режима[37]: характер, традиционные знания, создание потенциала, соблюдение, справедливое и равное распределение выгод, доступ.

Рассмотрим вклад государств Латинской Америки и Карибского бассейна в работу этой сессии в 2009 г.

Представитель Мексики, выступая от имени Группы стран Латинской Америки и Карибского бассейна, поддержал идею обязывающего документа в виде международного договора и сказал, что на девятом совещании Конференции Сторон состоялось существенное обсуждение вопросов и что в решении IX/12 содержится четкое указание на характер международного режима[38]. Позицию Мексики также поддержали Аргентина (п. 37) и Коста-Рика (п.39).

Представитель Бразилии, выступая от имени ГСЕ, высказался в поддержку создания единого юридически обязывающего международного режима в кратчайшие сроки, отметив, что в основе такого режима должны лежать юридически обязывающие положения о соблюдении. Боннские руководящие принципы 2001 г. оказались недостаточным средством, и перестали отвечать требованиям. Целью 9-ого совещания является обсуждение Протокола для его принятия в Нагое на 10-м совещании КС КБР. Кроме того, следует разработать необходимые средства предотвращения биопиратства, и обсудить конкретные меры по реализации статьи 15 КБР и защите прав коренных и местных общин, охране их традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами и дериватами[39]. Эту позицию также поддержала Коста-Рика (п. 39).

10 ноября 2009 года Рабочая группа постановила создать контактную группу открытого состава для рассмотрения пункта 3.3 повестки дня (создание потенциала), функции сопредседателей которой было поручено выполнять г-ну Хосе Луису Сутере (Аргентина) и г-ну Андреасу Древсу (Германия). Мандат контактной группы предполагает рассмотрение соответствующих обобщенных текстов и выявление областей совпадения мнений и тех областей, в которых необходимо проведение дополнительной работы. (п.68)

Рабочая группа возобновила обсуждение 11 ноября 2009 года и постановила создать контактную группу открытого состава для рассмотрения пункта 3.4 повестки дня (соблюдение), функции сопредседателей которой было поручено выполнять г-ну Рене Лефеберу (Нидерланды) и г-ну Рикардо Торресу Карраско (Колумбия) (п.79).

В итоговом Монреальском приложении 2009 года были отражены следующие положения: определена сфера охвата (применение ко всем генетическим ресурсам, включая дериваты, патогенные организмы, вирусы, мигрирующие виды и др.); традиционные знания коренных народов и их вовлечение в процессы, распределение выгод (денежные и неденежные) и защита прав интеллектуальной собственности; режим доступа (ПОС, ВСУ); вопросы национального законодательства; доступ к технологиям и их передача; проведение исследований; разработка международных стандартов; трансграничные ситуации (создание траст-фондов); инструменты мониторинга соблюдения (внутренние). Особо стоит отметить вопрос причинения ущерба и компенсации: он предполагался в рамках национальной юрисдикции соответствующего государства-поставщика или пользователя.

Кроме того, благодаря поддержке ЮНЕП в сотрудничестве с сопредседателями и Секретариатом КБР проводились региональные консультации (для стран Латинской Америки и Карибского бассейна консультации проводились 15 – 16 января 2010 года в Панаме).

На девятом совещании Рабочей группы, состоявшемся в Кали (Колумбия) 22-28 марта 2010 года, сопредседатели представили проект протокола, который был принят сторонами в качестве основы[40].

В соответствии с рекомендациями рабочей группы Межрегиональная переговорная группа возобновила свою работу в Монреале 18-21 сентября 2010 года и в Нагое 13-15 октября 2010 года. В ходе двух совещаний межрегиональной группы был достигнут значительный прогресс в переговорах по проекту протокола, однако группа не смогла доработать текст для переговоров.

Второе заседание девятого совещания Рабочей группы состоялось 16 октября 2010 года в Нагое. Она одобрила работу Межрегиональной переговорной группы и направил на рассмотрение сторон КС проект Протокола по ДГРСИВ[41]. На десятом совещании КС, состоявшимся в Нагое 18-29 октября 2010 года, Стороны приняли Протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года в Решении X/1[42]. КС просила Генерального Секретаря ООН, который является депозитарием Протокола, открыть его для подписания с 2 февраля 2011 по 1 февраля 2012 г. КС также учредила Специальный Межправительственный комитет открытого состава по Нагойскому протоколу (далее — «МКНП») в качестве временного руководящего органа.

Стоит отметить следующие государства Латинской Америки и Карибского бассейна и их соответствующие заявления на сессии в 2010 г.

Представитель Аргентины предложила внести поправку в пункт 11 проекта решения и избрать в качестве сопредседателей г-на Фернандо Касаса и г-на Тимоти Ходжеса — было принято без голосования при всеобщем одобрении[43]. (п.95)

Представитель Венесуэлы попросил включить в доклад о работе совещания заявление о непринятии документа UNEP/CBD/COP/10/L.43., где содержится проект Протокола, в связи со следующей аргументацией: «Мы признаем необходимость учреждения механизма на всемирном уровне для защиты людей от биопиратства, являющегося, кроме всего прочего, результатом меркантильных амбиций глобальной фармацевтической индустрии. В этом контексте мы считаем, что важно создать инструменты, которые прекратят расхищение биологических ресурсов, позволяя строить более справедливый мир.

Мы в течение восьми лет работаем над согласованием значимого, веского документа, способного мобилизовать всех на борьбу с «биопиратской напастью». Документ должен демонстрировать убедительную решимость предотвращать обогащение пиратов от биоразнообразия за рамками международной системы и обеспечивать тем самым эффективный контроль для мониторинга торговли генетическими ресурсами, приносящей огромные прибыли некоторым странам в ущерб многим народам. В документе должно быть далее признано неотъемлемое право людей, сохраняющих свои глубинные знания по медицине и в других областях, несмотря на геноцид, унижение и маргинализацию, которым они подвергаются.

Мы считаем, что проект протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, предложенный вам для обсуждения, понес урон в плане отступления от первоначальных целей и истоков и что он сейчас не отражает основных принципов, которые вели к его разработке, и духа, в котором он был задуман.

Нас глубоко беспокоит тот факт, что документы, связанные с протоколом, обнаруживают явную тенденцию к коммерциализации биологического разнообразия и к превращению природы в рыночный продукт, что препятствует прогрессу в осуществлении наших общих целей и концепции». (п.98)

Представитель Кубы попросил включить следующее заявление в доклад о работе совещания: «Текст предлагаемого протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод не отражает всех интересов развивающихся стран в отношении требований, на основе которых долгое время проводились переговоры. По этой причине Куба не принимает предлагаемого текста протокола. Вместе с тем мы не будем возражать против консенсуса в пользу его принятия». (п.99)

Представитель Боливии попросил включить следующее заявление в доклад о работе совещания: «Протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения не отражает в полной мере мнений многих Сторон. Охрана прав Матери-Земли имеет жизненно важное значение и является одним из приоритетов. Мать-Земля несет в себе наше биологическое наследие, наше важнейшее богатство, для которого мы требуем принятия прозрачных мер, гарантирующих справедливое и равное распределение выгод и обеспечивающих, наконец, признание наших коренных народов – подлинных хранителей этих ресурсов и связанных с ними традиционных знаний. Я хочу обратиться к моим сестрам и братьям, собравшимся здесь сегодня, и сказать, что настало время глубоких, серьезных перемен. Мы несем огромную ответственность перед будущими поколениями, так как наши действия или бездействие будут определять будущее Матери-Земли. Мы уже знаем о том, что между нами существуют идеологические, прагматические, культурные и социальные различия и что экономическая асимметрия носит глубокий характер, но, невзирая на эти трудности, мы знаем, что мы должны сотрудничать. Многонациональное Государство Боливия не будет препятствовать принятию протокола, и для обеспечения того, чтобы усилия, предпринимавшийся в течение столь многих изнурительных дней переговоров, не пропали даром, мы не будем нарушать консенсус». (п. 101)

Активное участие в переговорах так же принимали представители следующих государств Латинской Америки и Карибского бассейна: Коста-Рика, Бразилия, Антигуа и Барбуда, Мексика[44].

Первое совещание МКНП, состоялось 5 –10 июня 2011 года в Монреале, Канада, в соответствии с планом работы впоследствии был вынесен ряд рекомендаций: порядок функционирования информационно-координационного центра по вопросам доступа и совместного использования выгод; меры по содействию укреплению потенциала, расширению ресурсов и организационного потенциала в развивающихся странах и странах с переходной экономикой; меры по повышению осведомленности о важности генетических ресурсов и связанных с ними традиционных знаний; процедуры сотрудничества и институциональные механизмы для содействия соблюдению Протокола и рассмотрения случаев несоблюдения; разработка руководящих указаний для финансового механизма; указания по мобилизации ресурсов для осуществления Нагойского протокола о доступе и совместном использовании выгод; порядок функционирования информационно-координационного центра по вопросам доступа и совместного использования выгод и др.

В дополнение к нерешенным вопросам в плане работы в соответствии с Решением XI/1[45] на третьем совещании МКНП были рассмотрены следующие темы: мониторинг и отчетность (Статья 29): обмен мнениями о разработке, обновлении и использовании секторальных и межсекторальных типовых договорных условий, добровольные кодексы поведения, руководящие принципы и передовая практика, стандарты (Статьи 19 и 20) и обмен мнениями о ходе осуществления Нагойского протокола.

МКНП вынес рекомендации по ряду тем: рассмотрение правил процедуры для совещаний Конференции Сторон, действующих в качестве совещания сторон Нагойского протокола, необходимость многостороннего глобального механизма совместного использования выгод и его условия, порядок функционирования информационно-координационного центра по вопросам доступа и совместного использования выгод и др.

Нагойский протокол вступил в силу 12 октября 2014 года, через 90 дней после сдачи на хранение пятидесятой ратификационной грамоты, что позволило провести первое совещание Конференции Сторон, действующее в качестве Совещания Сторон Протокола, параллельно с двенадцатым совещанием КС.

Таким образом, можно заметить, что большинство государств Латинской Америки и Карибского бассейна принимали активное и непосредственное участие в соответствующих встречах, проводя их на территориях своих государств, предоставляя необходимую информацию, также были привлечены коренные народы Латинской Америки[46], НПО, частные корпорации, образовательные и экспертные учреждения, коренные народы[47] и др., государства Латинской Америки образовали свою ГСЕ (привлекая ряд государств других регионов) для оперативной помощи в разработке и принятии положений Протокола.

Информация об авторе:

Отрашевская Анастасия Михайловна, аспирант, кафедра международного права, Юридический институт, Российский университет дружбы народов (РУДН).

Information about the author:

Anastasia M. Otrashevskaya, PhD student, Department of International Law, Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN).


[1] Район Амазонки входит в «пятерку» районов дикой природы с высоким биоразнообразием (High-Biodiversity Wilderness Area). См.: https://biodiversitya-z.org/content/high-biodiversity-wilderness-areas-hbwa

[2] ALMACIGA-Grupo de Trabajo Intercultural, Andes Chinchasuyo, Asociación Ixacavaa De Desarrollo e Información Indígena, Зов Земли — Llamado de la Tierra, Centro de Estudios Multidisciplinarios Aymara, Confederación de Pueblos Autóctonos de Honduras, Consejo Autonomo Aymara, Consejo Regional Otomí del Alto Lerma, Fundacion Para la Promocion del Conocimiento Indigena, Las Cuatro Flechas de Mexico A.C.  Rethinking Tourism Project, Movimento dos Pequenos Agricultores и др. См.: UNEP/CBD/WG-ABS/8/8, 20 November 2009.

[3] El Estado De La Biodiversidad En América Latina Y El Caribe https://www.cbd.int/gbo/gbo4/outlook-grulac-es.pdf

[4] Конвенция Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии 1992 года. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт ООН.  Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения: 2 марта 2022 г.).

[5] COP 2 Decision II/5 https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7078 (дата обращения 5 апреля 2022 г.)

[6] COP 4 Decision IV/3 https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7126

[7] EXCOP 1 Decision EM-I/1 https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7172 (дата обращения 5 апреля 2022 г.)

[8] EXCOP 1 Decision EM-I/3 https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7174 (дата обращения 5 апреля 2022 г.)

[9] Решение IV/8. 1998 г. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7131 (дата обращения 3 марта 2022 года).

[10] Американской конвенцией о правах человека или Пакт Сан-Хосе 1969 года. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт ОАГ. Режим доступа: https://www.oas.org/dil/esp/tratados_b-32_convencion_americana_sobre_derechos_humanos.htm (дата обращения 4 марта 2022 года).

[11] Соглашене Эскасу 2018 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЭКЛАК ООН. Режим доступа: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/43595/1/S1800429_es.pdf (дата обращения 2 марта 2022 года). Подробнее см.: Солнцев А. М., Отрашевская А. М. Соглашение Эскасу как новый этап в развитии механизмов защиты экологических прав человека в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 6. С. 146—161. DOI: 10.12737/jflcl.2020.058

[12] https://enb.iisd.org/biodiv/abs-wg2/abs/5oct.html

[13] Решение V/26. 2000 г. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа:  https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7168 (дата обращения 4 марта 2021г.).

[14] Indigenous Peoples Council on Biocolonialism. 2006. The Convention on Biological Diversity’s International Regime on Access and Benefit Sharing: Background and Considerations for Indigenous Peoples. Nixon. Nevada, Estados Unidos de América. 17 pp.

[15] Окончательный доклад второго совещания Группы экспертов. (2001). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа:  https://www.cbd.int/meetings/ABSEP-02 (дата обращения 4 марта 2021 г.).

[16] Bonn Guidelines on Access to Genetic Resources and Fair and Equitable Sharing of the Benefits Arising out of their Utilization (2002). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/abs/bonn/ (дата обращения 4 марта 2021г.).

[17] COP 6 Decision VI/24 (2002). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7198 (дата обращения 4 марта 2021г.).

[18] Meeting Documents (2002). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/meetings/ABSWSCB-01 (дата обращения 4 марта 2021г.).

[19] UNEP/CBD/ABS/EW-CB/1/2 п.21

[20] UNEP/CBD/ABS/EW-CB/1/2  п. 27.

[21] См.: http://cbd.int/kb/record/meetingDocument/2361?RecordType=meetingDocument&Event=ABSWSCB-01

[22] http://cbd.int/kb/record/meetingDocument/2361?RecordType=meetingDocument&Event=ABSWSCB-01 п. 37-38

[23] Declaración de Cancún, de Países Megadiversos Afines. México, el 18 de febrero de 2002. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: https://www.un.org/spanish/conferences/wssd/documentos/aconf199pc17.pdf (дата обращения 20 марта 2021 года).

[24] План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002). A/CONF.199/20. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/plan_wssd.pdf (дата обращения 4 марта 2022г.).

[25] План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002). A/CONF.199/20. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/plan_wssd.pdf (дата обращения 4 марта 2022г.).

[26] Bonn Guidelines on Access to Genetic Resources and Fair and Equitable Sharing of the Benefits Arising out of their Utilization (2002). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/abs/bonn/ (дата обращения 4 марта 2021г.).

[27] COP 6 Decision VI/24 (2003). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7198 (дата обращения 4 марта 2021 г.).

[28]  Там же.

[29] COP 7 Decision VII/19 (2004). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7756 (дата обращения 19 марта 2021 года).

[30] COP 7 Decision VII/19 (2004). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт ООН.  Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7756 (дата обращения 4 марта 2022 года).

[31] COP 7 Decision VII/19 (2004). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт ООН.  Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7756 (дата обращения 4 марта 2021 года).

[32] COP 6 Decision VI/24 (2003). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=7198 (дата обращения 4 марта 2021 г.).

[33] COP 8 Decision VIII/4 (2006). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=11016 (дата обращения 19 марта 2021 года).

[34] Silvestri, L. y A. Lago Candeira. 2014. Códigos de conducta y buenas prácticas sobre acceso a recursos genéticos en América Latina y el Caribe. En: M. Rios y A. Mora (Eds.), Acceso a recursos genéticos en América Latina y el Caribe: herramientas de apoyo para la implementación. UICN-PNUMA/GEF-ABS-LAC. Quito, Ecuador. Pp. 25-34.

[35] Meeting of the Group of Technical Experts on an Internationally Recognized Certificate of Origin/Source/Legal Provenance. 22 — 25 January 2007 — Lima, Peru. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/doc/?meeting=ABSGTE-01 (дата обращения 19 марта 2022 года).

[36] COP 9 Decision IX/12 (2009). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=11655 (дата обращения 19 марта 2022 года).

[37] Eighth meeting of the Ad Hoc Open-ended Working Group on Access and Benefit‑sharing (WG ABS 8). 9-15 November 2009, Montreal, Canada. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/wgabs8/ (дата обращения 19 марта 2022 года).

[38]UNEP/CBD/WG-ABS/8/8 http://cbd.int/kb/record/meetingDocument/67483?RecordType=meetingDocument&Event=ABSWG-09 п. 26

[39]UNEP/CBD/WG-ABS/8/8 http://cbd.int/kb/record/meetingDocument/67483?RecordType=meetingDocument&Event=ABSWG-09 п. 32

[40] Ninth meeting of the Ad Hoc Open-ended Working Group on Access and Benefit‑sharing (WG ABS 9), 22-28 March 2010, Cali, Colombia. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/wgabs9/ (дата обращения 19 марта 2021 года).

[41] А.Х. Абашидзе, О.Д. Миловидов, Солнцев А.М. Бог велел делиться. Международно-правовые проблемы доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод  // Обозреватель. 2008. № 8 (222).с.81-87.

[42] COP 10 Decision X/1 (2010). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=12267 (дата обращения 19 марта 2021 года).

[43] COP 10 Decision X/1 (п.95) https://www.cbd.int/decision/cop/?id=12267

[44] Tenth meeting of the Conference of the Parties to the Convention on Biological Diversity. 18 — 29 October 2010 — Nagoya, Aichi Prefecture, Japan. [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/doc/meetings/cop/cop-10/official/cop-10-27-ru.pdf (дата обращения 20 марта 2021 года).

[45] COP 11 Decision XI/1 (2012). [Электронный̆ ресурс] // Официальный сайт КБР. Режим доступа: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=13162 (дата обращения 19 марта 2021 года).

[46] Terán Maigua, Y. 2014. Acceso a recursos genéticos y distribución de beneficios: participación de la Red de Mujeres Indígenas sobre Biodiversidad para América Latina y el Caribe. En: M. Rios y A. Mora (Eds.), Acceso a recursos genéticos en América Latina y el Caribe: herramientas de apoyo para la implementación. UICN-PNUMA/GEF-ABS-LAC. Quito, Ecuador. Pp. 35-60.

[47] ALMACIGA-Grupo de Trabajo Intercultural, Andes Chinchasuyo, Asociación Ixacavaa De Desarrollo e Información Indígena, Зов Земли — Llamado de la Tierra, Centro de Estudios Multidisciplinarios Aymara, Confederación de Pueblos Autóctonos de Honduras, Consejo Autonomo Aymara, Consejo Regional Otomí del Alto Lerma, Fundacion Para la Promocion del Conocimiento Indigena, Las Cuatro Flechas de Mexico A.C.  Rethinking Tourism Project, Movimento dos Pequenos Agricultores и др. См.: UNEP/CBD/WG-ABS/8/8, 20 November 2009

Добавить комментарий

Войти с помощью: