Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Уполномоченный экономический оператор, как субъект таможенных правоотношений

Статья посвящена освещению вопросов современного состояния правового статуса уполномоченного экономического оператора, как участника таможенных правоотношений. В статье проанализированы таможенное законодательство ЕАЭС, а также теоретические источники, относительно темы исследования.

Ключевые слова: Юридическое лицо, таможенное законодательство, таможенное регулирование, уполномоченный экономический оператор, правовой статус.

УДК 342.9

ББК 67 401

Authorized economic operator as a subject of customs legal relations

Annotation: The article is devoted to highlighting the issues of the current state of the legal status of an authorized economic operator as a participant in customs legal relations. The article analyzes the customs legislation of the EAEU, as well as theoretical sources, regarding the research topic.

Key words: Legal entity, customs legislation, customs regulation, authorized economic operator, legal status.

Среди участников внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности (далее — участники ВЭД) имеются юридические лица, имеющие статус уполномоченного экономического оператора (далее -УЭО), осуществляющие коммерческую деятельность в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров) и обладающие особенной правоспособностью, связанной с возможностью пользоваться специальными таможенными упрощениями в области осуществления таможенных операций, что, безусловно, ускоряет процесс перемещение товара, делая его более экономичным. При этом следует отметить, что ранее в таможенном законодательстве Российской федерации применялись некоторые упрощения и льготы для некоторых участников таможенных правоотношений, предусмотренные правовым режимом специальных упрощенных процедур[1].

Что касается УЭО то впервые, такой статус юридических лиц – участников таможенных правоотношений, появился в 2010 г., и нашел свое отражение в существовавшем тогда таможенном законодательстве Таможенного союза во исполнение требований рамочных стандартов безопасности Всемирной таможенной организации (далее — ВТаО)[2]. К указанному документу наша страна присоединилась в 2010г.[3]

В настоящее время статус УЭО находит свое отражение в таможенном законодательстве ЕАЭС[4] и детализируется в национальном законодательстве стран – участниц данного Союза.

Анализ теоретических исследований посвященных административно-правовому статусу участников административных правоотношений позволяет утверждать, что этимологическое значение слова «статус» определяется от латинского status, т.  е.  положение, состояние. Соответственно статус субъекта в социальном понимании характеризует его положение в обществе. Правовой статус (legal status), как урегулированное правовыми нормами положение субъекта в обществе, отражает совокупность юридически закрепленных (легальных) компонентов, отражающих взаимоотношения субъекта с другими субъектами, и проявляющихся в виде прав, различных правовых возможностей, обязанностей, механизма реализации прав и обязанностей их гарантий, а также ответственности за их несоблюдение[5].

Что же представляет из себя административно-правовой статус УЭО? Ответ на этот вопрос можно найти при анализе нормативно-правых требований, предъявляемых таможенным законодательством к участникам таможенных правоотношений вообще и к УЭО, в частности. Как уже отмечалось, основы правового регулирования статуса указанного специального субъекта таможенных правоотношений содержатся в главе 61 ТК ЕАЭС, где дается легальное определение данного участника таможенных правоотношений, как юридического лица, созданного в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении условий, которые установлены настоящей главой[6].

Подобные коллективные субъекты в сфере таможенных правоотношений представлены наиболее широко, так как перемещение товаров и средств международной перевозки реализуется постоянно и непрерывно в условиях расширяющейся мировой экономической интеграции[7].

В теории таможенного права все участники внешнеторговой деятельности классифицируются по ряду признаков:

  1. по характеру совершаемых торгово-экономических операций:
  2. производители продукции (включая правообладателей зарегистрированных торговых знаков);
  3. торгово-посреднические фирмы, комиссионеры;
  4. агентские и брокерские фирмы и т.д.;
    1. по направленности внешнеторговой деятельности:
  5. экспортеры – юридические лица, совершающие сделки и операции по вывозу товара ЕАЭС за пределы государства;
  6. импортеры – юридические лица, совершающие сделки и операции по ввозу иностранного товара на территорию ЕАЭС[8].

Статья 10 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливает принцип общего доступа к внешнеторговой деятельности любых российских и иностранных лиц.

Для установления правоспособности участник внешнеторговой деятельности должен пройти процедуру регистрации в соответствии с законодательством РФ[9]. Каждый участник ВЭД, являясь субъектом гражданского права, имеет определенную организационно-правовую форму в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ. Организационно-правовая форма определяет сферу ответственности юридического лица, его правомочия, форму налоговой отчетности и порядок уплаты налогов[10]

При трансграничном перемещении товара данные участники таможенных правоотношений обязаны соблюдать все предписания таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации:

  • соблюдать установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу,
  • соблюдать ограничения и запреты экономического и неэкономического характера[11];
  • надлежащим образом осуществлять предусмотренные правом таможенные формальности;
  • представлять отчетность, достоверную информацию и действительные документы в таможенных целях;
  • соблюдать требования таможенных процедур;
  • в полном объеме и в установленные сроки уплачивать таможенные платежи;
  • нести юридическую ответственность в случае нарушения таможенного законодательства.

Относительно УЭО следует заметить, что его правоспособность и дееспособность в указанном статусе определяется моментом включения такого юридического лица в соответствующий реестр УЭО о чем выдается свидетельство.

Порядок включения юридического лица в реестр УЭО и исключения его из такого реестра, порядок выдачи, приостановления и возобновления действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов устанавливаются ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной данным Кодексом — законодательством государств-членов о таможенном регулировании[12].

Таможенные органы ведут реестр уполномоченных экономических операторов по форме, определяемой ЕЭК[13], размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет и обеспечивают его обновление не реже 1 раза в месяц.

В соответствие ст. 432 ТК ЕАЭС свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (далее — свидетельство) может быть трех типов[14].

  1. Свидетельство первого типа предоставляет уполномоченному экономическому оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 437 ТК ЕАЭС.
  2. Свидетельство второго типа предоставляет уполномоченному экономическому оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 3 статьи 437 ТК ЕАЭС.
  3. Свидетельство третьего типа предоставляет уполномоченному экономическому оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 4 статьи 437 ТК ЕАЭС.

В статье 433 ТК ЕАЭС определены условия включения в реестр уполномоченных экономических операторов:

1. Условиями включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа являются:

1) осуществление этим юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, владельца склада временного хранения, таможенного склада не менее 3 лет либо осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в течение которых:

  • лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, за исключением деятельности по оказанию услуг по перевозке товаров, за каждый год было подано деклараций на товары в количестве, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее 10, или суммарная стоимость перемещенных товаров через таможенную границу Союза за каждый год составляет величину, определенную законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления;
  • лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность по оказанию услуг по перевозке товаров, за каждый год было подано не менее 250 транзитных деклараций;
  • лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, за каждый год было подано таможенных деклараций в количестве, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее 200, или суммарная стоимость товаров, заявленная в поданных ими таможенных декларациях, за каждый год составляет величину, определенную законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления;
  • лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельцев складов временного хранения, таможенных складов, осуществлено хранение товаров, суммарная стоимость которых за каждый год составляет величину, установленную законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления;
  • лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика, за каждый год было подано не менее 250 транзитных деклараций;

2) обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, предоставленное в соответствии со статьей 436 ТК ЕАЭС;

3) отсутствие во всех государствах-членах на день регистрации таможенным органом заявления не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

4) отсутствие в государстве-члене, в котором зарегистрировано это юридическое лицо, на день регистрации таможенным органом заявления задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств-членов;

5) отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах этого юридического лица к административной ответственности в течение 1 года до дня регистрации таможенным органом заявления за административные правонарушения, привлечение к ответственности, за совершение которых законодательством государств-членов определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

6) отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах физических лиц государств-членов, являющихся акционерами этого юридического лица, имеющими 10 и более процентов акций юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами, к уголовной ответственности за преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных и иных государственных органов и привлечение к ответственности за совершение которых законодательством государств-членов определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

7) наличие системы учета товаров, отвечающей установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям. Комиссия вправе определять типовые требования к системе учета товаров.

2. Условиями включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа являются:

1) условия, указанные в подпунктах 1, 3 — 7 пункта 1 рассматриваемой статьи;

2) соответствие финансовой устойчивости этого юридического лица значению, определенному в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи;

3) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров. Если сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок) находятся в аренде, на день подачи заявления договор аренды в отношении таких сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок) должен быть заключен на срок не менее 1 года;

4) соблюдение определяемых Комиссией требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов.

3. Условиями включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства третьего типа являются:

1) юридическое лицо включено в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого или второго типа в течение не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления. В указанный срок не включается период, в течение которого действие свидетельства приостановлено в соответствии с пунктом 1 статьи 435 ТК ЕАЭС, за исключением случаев, когда действие свидетельства было приостановлено по основаниям, предусмотренным подпунктами 11 и 12 пункта 1 статьи 435 данного Кодекса;

2) условия, включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа.

По данным ФТС России на 29.11.2022г. было выдано 204 свидетельства о регистрации юридических лиц в качестве УЭО. При этом пять свидетельств приостановлены, 73 свидетельство первого типа, 54 -второго и 77 – третьего[15].

При этом следует иметь в виду, что законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться дополнительные условия включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов.

Что касается специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору то в соответствие ст. 437 ТК ЕАЭС под такими упрощениями, понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля и иные особенности применения положений ТК ЕАЭС, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.

Свидетельство первого типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:

1) совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров с таможенной территории Союза, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке;

2) непредставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, когда предоставление такого обеспечения установлено в соответствии со статьей 143 ТК ЕАЭС;

3) непредставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС;

4) выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 ТК ЕАЭС;

5) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

6) признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных уполномоченным экономическим оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части. Требования к таким пломбам определяются Комиссией;

7) не установление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых уполномоченным экономическим оператором;

8) приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;

9) осуществление перевозчиком, являющимся уполномоченным экономическим оператором, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления.

 Свидетельство второго типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:

1) временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров уполномоченных экономических операторов;

2) временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров лиц, не являющихся уполномоченными экономическими операторами, если это предусмотрено законодательством государств-членов;

3) доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок);

4) проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора;

5) совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок совершения указанных таможенных операций при применении этого специального упрощения;

6) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

7) применение уполномоченным экономическим оператором средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном в соответствии с ТК ЕАЭС;

8) непредставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными ТК ЕАЭС;

9) выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 ТК ЕАЭС;

10) непредставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 1 статьи 59 ТК ЕАЭС, если уполномоченный экономический оператор выступает декларантом товаров.

 Свидетельство третьего типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться специальными упрощениями, указанными для свидетельств 2-го и  3-го типа.

При этом, следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 10 ст. 383 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[16] для получения статуса уполномоченного экономического оператора юридическое лицо не должно находиться в стадии реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования), ликвидации либо банкротства; состоять на упрощенной системе налогообложения; являться казенным предприятием, организацией, государственным унитарным предприятием таможенных органов; у руководителя юридического лица и его главного бухгалтера не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления, совершение которых препятствует включению в реестр уполномоченных экономических операторов.

 Что касается детализации правового статуса УЭО в странах-участницах Союза, то следует отметить, что в Республике Беларусь требования к юридическому лицу, имеющему намерение получить такой статус регламентированы гл. 6 соответствующего Закона Республики Беларусь и не содержат особых изъятий от ТК ЕАЭС и законодательства Российской Федерации. В то же время в подп. 8 п. 1 ст. 532 Кодекса Республики Казахстан наряду с общими требованиями ЕАЭС, дополнительно закреплено условие о наличии у потенциального УЭО соглашения о пользовании информационной системой электронных счетов-фактур, а в Республике Армения к деятельности УЭО предъявляется требование об осуществлении внешнеэкономической деятельности со странами, которые не считаются рисковыми в аспекте безопасности (п. 3 ч. 2 ст. 50 Закона Республики Армения).

По мнению Агамагомедовой С.А., в настоящее время, в условиях углубления евразийской экономической интеграции, институт УЭО получает дальнейшее развитие, которое выражается, в двух отчетливых тенденциях: дифференциации статуса УЭО и постепенном отходе от принципов резидентства в регуляции данного статуса[17]. Первая тенденция, по мнению указанного автора, связана с обновлением статуса УЭО в Таможенном кодексе ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС), положения которого разделили статус УЭО на три подстатуса в зависимости от типа свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. УЭО вправе пользоваться предусмотренными законодательством специальными упрощениями на таможенной территории ЕАЭС, объем и характер этих упрощений определяется типом свидетельства о включении в реестр УЭО.

Вторая тенденция связана с поэтапным отходом статуса УЭО от принципов резидентства[18].  В данном случае, автор аргументирует свою позицию тем, что – «согласно ст. 431 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут реестр УЭО по форме, определяемой Евразийской экономической комиссией[19] (далее — ЕЭК), а ЕЭК на основании данных национальных реестров формирует общий реестр УЭО» [20]. Кроме этого,  Агамагомедова С.А., аргументирует свою позицию тем, что в рамках реализации положений п. 89 ст. 430 ТК ЕАЭС о возможности представления специальных упрощений на взаимной основе УЭО государств, не являющихся членами ЕАЭС, в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 г. предусмотрено заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании статуса УЭО с таможенными службами государств, не входящих в Союз[21].

Представленная точка зрения Агамагомедовой С.А., свидетельствует о появлении интереса ученых к исследованию рассматриваемого таможенно-правового института. Однако, подобного рода работ пока еще очень немного, что подтверждает их актуальность для исследования вопросов совершенствования административно-правового статуса УЭО.

На основе вышеизложенного следует сделать вывод, что в современных условиях развития таможенного дела в рамках ЕАЭС, просматривается тенденция таможенного регулирования, направленная на упрощение и оптимизацию таможенных формальностей. Правовое регулирование указанных вопросов может быть достигнуто при дальнейшем совершенствовании правовых статусов отдельных участников таможенных правоотношений, предусматривающих специальные процедурные послабления, упрощения и облегчения.

Литература:

Нормативно-правовые акты:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ, 08.08.2011, № 32, ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений).
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
  4. Федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года»// Собрание законодательства РФ, 08.11.2010, № 45, ст. 5744.
  5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5082.
  6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 129 «О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения формы свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов») // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 28.09.2017
  7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2017 г. № 187 «Об общем реестре уполномоченных экономических операторов государств — членов Евразийского экономического союза» (вместе с «Порядком формирования и ведения общего реестра уполномоченных экономических операторов государств — членов Евразийского экономического союза») // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 22. Ст. 3572.

Теоретические источники:

  • Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора / С.А. Агамагомедова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. N 1. С. 37 — 61.
  • Агамагомедова С.А. Субъекты малого и среднего предпринимательства под таможенным контролем: тенденции правоприменения / С.А. Агамагомедова // Вестник арбитражной практики. 2020. N 3. С. 84 — 92.
  • Агамагомедова С.А. Уполномоченный экономический оператор: привилегированный административно-правовой статус // Таможенное дело. 2022. № 3. С. 20 — 23.
  • Зубач А.В. Учебник «Административное право» под общей редакцией Зубач А.В.// М.: Изд-во «Юрайт» -2021г.
  • Зубач А.В. Учебник «Таможенное право» под общей редакцией Зубач А.В.//М.: Изд-во «Юрайт» -2015г.
  • Некрасов Д.В. Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций / Д.В. Некрасов // Пробелы в российском законодательстве. 2013. N 4. С. 183 — 186.
  • Официальный сайт ФТС России. Реестр уполномоченных экономических операторов. //https://customs.gov.ru/folder/720 (Дата доступа 05.12.22г.).
  • Правовой̆ статус коллективных субъектов таможенных правоотношений — Таможенное право https://studme.org.
  • Рыльская М.А. К вопросу о взаимном признании правового статуса УЭО в практике таможенного администрирования / М.А. Рыльская, Д.В. Некрасов // Вестник экономической безопасности. 2017. N 1. С. 126 — 135.



Информация об авторе:

Гукаленко Александр Олегович, аспирант кафедры частного права, Института государственного управления и права, Государственного университета управления.

Information about the author:

Alexander О. Gukalenko, post-graduate student of the Department of Private Law, Institute of Public Administration and Law, State University of Management.


[1] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

[2] См.: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ, 08.08.2011, № 32, ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений).

[3] См.: Федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года»// Собрание законодательства РФ, 08.11.2010, № 45, ст. 5744.

[4] См.: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeu№io№.org.

[5] См.: Учебник «Административное право» под общей редакцией Зубач А.В.// М.: Изд-во «Юрайт» -2021г.

[6] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeu№io№.org/, 12.04.2017.

[7] Правовой̆ статус коллективных субъектов таможенных правоотношений — Таможенное право https://studme.org

[8] Учебник «Таможенное право» под общей редакцией Зубач А.В.//М.: Изд-во «Юрайт» -2015г.

[9] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ» О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

[10] Правовой̆ статус коллективных субъектов таможенных правоотношений — Таможенное право https://studme.org

[11]  Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ» Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

[12] См. ст. 384: 389 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[13] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 186 «О форме реестра уполномоченных экономических операторов государства — члена Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeu№io№.org/, 22.12.2017.

[14] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 129 «О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения формы свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов») // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeu№io№.org/, 28.09.2017

[15] См.: Официальный сайт ФТС России. Реестр уполномоченных экономических операторов. //https://customs.gov.ru/folder/720 (Дата доступа 05.12.22г.)

[16] Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5082.

[17] СМ.: Агамагомедова С.А. Уполномоченный экономический оператор: привилегированный административно-правовой статус // Таможенное дело. 2022. № 3. С. 20 — 23.

[18] Там же.

[19] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2017 г. № 186 «О форме реестра уполномоченных экономических операторов государства — члена Евразийского экономического союза» (ред. от 26.03.2019) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeu№io№.org/.

[20] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2017 г. № 187 «Об общем реестре уполномоченных экономических операторов государств — членов Евразийского экономического союза» (вместе с «Порядком формирования и ведения общего реестра уполномоченных экономических операторов государств — членов Евразийского экономического союза») // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeu№io№.org/.

[21] Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 22. Ст. 3572.

Добавить комментарий

Войти с помощью: