Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Важность государственной поддержки малого инновационного бизнеса

Малое и среднее предпринимательство играет большую роль в экономике, особенно зарубежных стран. Его вклад в создание ВВП весьма значителен. МСП выполняет важные экономические и социальные функции в каждой стране. Имеет свои преимущества и недостатки. В силу своих особенностей (и, прежде всего, незначительной капитализации) малые и средние предприятия подвержены различным рискам и сталкиваются с множеством проблем. Поэтому государственная поддержка МСП является важнейшей функцией государства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, система хозяйствования, бизнес, инновации, адаптивность

THE IMPORTANCE OF STATE SUPPORT FOR SMALL INNOVATIVE BUSINESS

Abstract. Small and medium enterprises play a big role in the economy, especially in foreign countries. Its contribution to the creation of GDP is very significant. SMEs perform important economic and social functions in every country. Has its advantages and disadvantages. Due to their characteristics (and, above all, small capitalization), small and medium-sized enterprises are exposed to various risks and face many problems. Therefore, state support for SMEs is the most important function of the state.

Keywords: small and medium business, management system, business, innovations, adaptability

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом современной системы хозяйствования. Во многих странах малые и средние предприятия играют очень важную роль, поскольку обеспечивают вклад в создание ВВП. Кроме того, они решают важные задачи по созданию конкуренции на рынке, предоставлению рабочих мест, оперативному обеспечению населения разнообразными товарами и услугами, обслуживанию крупных предприятий, созданию и продвижению инноваций, и др. Учитывая особенности функционирования малых и средних предприятий, государство понимает важность поддержки этого сектора экономики. Государственное регулирование этих структур нацелено на всемерную поддержку для обеспечения устойчивого существования и развития.

Малое и среднее предпринимательство играет большую роль в экономике многих зарубежных стран, поэтому изучение особенностей его функционирования и проблем является важным с точки зрения государственного регулирования и поддержки. Основными особенностями малого и среднего предпринимательства являются такие характеристики, как: нацеленность на получение прибыли, экономическая самостоятельность, полная ответственность за принимаемые решения, гибкость и адаптивность, учет особенностей региональных рынков, инновационный характер, непосредственное участие работодателя в хозяйственной деятельности предприятия, ограниченность ресурсов, особая структура капитала (в большей степени преобладает оборотный капитал), не возможность в силу своих размеров завоевать господствующее положение на рынке и диктовать цены, участники малого бизнеса являются непосредственно производителями и потребителями создаваемых ими товаров, работ и услуг.[5]

Сущность малого и среднего предпринимательства проявляется в его функциях. Условно их можно разделить на две группы: экономические и социальные. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1- Функции малых и средних предприятий в экономике страны

Экономические функцииСоциальные функции
Наиболее полное удовлетворение потребностей населения и общества в товарах, работах, услугахСоздание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы
Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услугРаскрытие и использование творческих способностей людей, их талантов
Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям (создание товаров и оказание услуг местного назначения)Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся)
Содействие структурной перестройке экономикиФормирование слоя частных собственников, владельцев предприятий
Активизация инновационной деятельностиПроизводственное обучение, получение молодыми работниками первого трудового опыта
Освоение и использование местных ресурсовСамозанятость
Содействие в деятельности крупных предприятий (выполнение их заказов)Снижение нагрузки на государственные органы по соблюдению социальных гарантий19
Обеспечение налоговых поступлений в бюджетСмягчение социальной напряженности
Развитие конкурентной средыОснова создания среднего класса

Сфера деятельности малого и среднего предпринимательства весьма разнообразна. Однако предпочтение отдается таким видам деятельности как торговля, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, промышленность и посреднические услуги.

Для малых и средних предприятий характерны свои преимущества и недостатки.

К преимуществам малых предприятий можно отнести.

  1. гибкость и быстроту принятия решений, поскольку деятельность именно малого предприятия легче приспособить к меняющимся условиям рынка,
  2. малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, перенастраивая его под актуальные запросы потребителя, рынка, хозяйственного механизма,
  3. быстрая реакция на изменение в налогах, льготах, финансово-кредитной политике и т.п.,
  4. простота управления на основе прямой передачи информации, быстрой реакции на поступающие команды и распоряжения на самом предприятии и в процессе взаимодействия с партнерами,
  5. использование личных, неформальных связей и отношений между работниками предприятия, его клиентами, контрагентами,
  6. частная форма собственности, используемая малыми и средними предприятиями, считается наиболее приемлемой для воплощения интересов предпринимателей, позволяет реализовать конкретную идею в виде реального бизнес-проекта,
  7. вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Исследование, проведённое в США (An Analysis of Small Business Patents by Industry and Firm Size), показало, что в секторе МСП создается в 16 раз больше патентов в расчете на 1 работника, чем в крупном бизнесе.
  8. способны к ускоренному освоению инвестиций, демонстрируют высокую оборачиваемость оборотных средств,
  9. работников малых и средних предприятий отличает высокий уровень мотивации к достижению успеха, возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности,
  10. свобода действий, доход целиком зависит от успешной деятельности, что является важным стимулом обеспечения эффективности производства,
  11. готовы использовать любую возможность для бизнеса, другие предприятия в этом очень разборчивы. [3]

В экономике страны малые и средние предприятия реализуют множество функций: развивают торговлю и оказание услуг, поддерживают конкуренцию, производят разнообразные товары, помогают трудоустройству граждан, стимулируют научно-технический прогресс. Вместе с тем им свойственны определённые недостатки, к которым относятся: относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе с другими предприятиями.

Оплата труда на мелких и средних предприятиях обычно ниже, чем в крупных, а условия труда могут быть хуже, у них могут отсутствовать какие-либо льготы, бонусные программы для работников. Средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. [4]

Для этих предприятий характерна высокая степень риска; зависимость от крупных предприятий; из-за отсутствия эффекта масштаба возможен более быстрый рост издержек и снижение рентабельности; недоверие инвесторов и банков.  Персонал, работающий на предприятиях малого и среднего бизнеса имеет, как правило, более низкую, по сравнению с крупными предприятиями, квалификацию, а руководители не всегда обладают достаточной компетентностью в управлении, часто переоценивая свои возможности и знания.

Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнений, что малое и среднее предпринимательство играет важную роль в экономике любой страны. Значение малого бизнеса в экономике страны определяется с помощью таких показателей, как:

  • доля ВВП, создаваемая МСП;
  • процент национального дохода, обеспеченный МСП;
  • число МСП в общем количестве предприятий;
  • процент сотрудников, работающих в сфере МСП;
  • участие МСП в экспорте продукции и услуг;
  • доля налогов, идущих в бюджет от МСП;
  • сумма основных средств, приходящихся на МСП;
  • стоимостные и количественные показатели продукции, произведенной МСП по отраслям.

Многие страны поощряют развитие малых и средних предприятий, потому что именно они обеспечивают основной вклад в создание ВВП. Так, их доля в экономике Латвии в 2020 г. составляла 71,1%, Португалии – 68,3%, Болгарии – 65,3%, Бельгии – 63,3%, Швеции – 61,2%, Чехии – 56%, Канады – 54,9%, Великобритании – 47,7%, США – 44%. [4]

По мнению ученых, только рост оборота малых и средних предприятий, высокотехнологичных производств в промышленности и сельском хозяйстве, инновационных компаний сможет обеспечить увеличение налоговой базы, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, решение социальных проблем. Однако, для этого нужна абсолютно другая экономическая политика, способная создавать условия для развития малых и средних предприятий, установив для них доступные кредиты и тарифы, снизив административный гнет и обеспечить справедливое судопроизводство [2].

За рубежом, во многих странах государство оказывает активную поддержку малым и средним предприятиям, определяя правовые основы их хозяйственной деятельности, прежде всего, таких процессов как регистрация субъектов бизнеса (открытие и закрытие предприятий); налогообложение; обеспечивает защиту прав и интересов субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Малые и средние предприятия, по понятным причинам, нуждаются в консультационной поддержке. Прежде всего они рассчитывают на понятные и достаточно простые административные процедуры при открытии и закрытии     предприятия, при ведении бухгалтерской отчетности и т.д. [1]

Именно на эти положения обращается особое внимание правительственными органами за рубежом.

Целями государственного регулирования малого и среднего предпринимательства являются:

  • устойчивое финансовое положение;
  • максимально высокий уровень занятости;
  • стабильный экономический рост;
  • справедливое распределение доходов.

Основными направлениями реализации этих целей являются:

  • создание и совершенствование правовой базы деятельности МСП;
  • государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
  • антимонопольное регулирование;
  • налоговое и кредитное регулирование;
  • перераспределение финансовых ресурсов;
  • перераспределение доходов. [6]

Методы государственного регулирования малых и средних предприятий можно разделить на две группы — прямые и косвенные.

Прямые методы регулирования – это административные методы, которые представляют собой нормативно-правовые и административные акты, обязательные к исполнению. Они предполагают как стимулирующие, так и ограничительные меры, определяющие правила «игры».

Косвенные методы регулирования – это экономические методы. Государство прямо не вмешивается в решения, которые принимают предприятия. Оно создает условия для того, чтобы принимаемые решения соответствовали стратегии и целям государственной экономической политики. К косвенным методам можно отнести: государственное прогнозирование, программирование и планирование, бюджетно-налоговое регулирование, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику.

Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства можно  объединить в три группы:

  1. Нормативно-правовые (например, введение специальных налоговых режимов в России для МСП, определение особенностей ведения налоговой и бухгалтерской отчётности и др.).
  2. Организационно-административные          (например, оказание имущественной помощи МСП, консультационной и информационной поддержки, создание бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон, кластеров и др.).
  3. Финансовые (субсидирование процентных ставок, лизинга, предоставление гарантий по кредитам, страхование и др.).

В экономике любой страны малое и среднее предпринимательство играет заметную роль, обеспечивая занятость населения, наиболее полно удовлетворяя запросы потребителей определенной территории, пополняя бюджет налоговыми поступлениями и обеспечивая развитие инновационной составляющей хозяйственной деятельности. Тем самым этот сектор предпринимательства обеспечивает рост уровня жизни определенных слоев населения, формируя так называемый средний класс.

Результативность деятельности малого и среднего предпринимательства во многих странах свидетельствует о размере оказываемой государством поддержки. В странах, где большая доля населения задействована малом и среднем бизнесе, его поддержка – необходимое условие обеспечения стабильности и эффективности развития экономики. Государственная поддержка позволяет таким предприятиям выживать и развиваться.

Библиографический список

  1. Пуртиев М.Н., Федотова Г.В. Направления развития малого и среднего предпринимательства в России // Управление. Бизнес. Власть. – 2017. — №5. – С.9-16.
  2. Пидоря И. А., Петрова Я. В. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 25-27.
  3. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp- 27.07.18.pdf
  4. Тускаева М.Р., Гоконаева Д.А., Ревазова Э.Т. Налоговое регулирование малого предпринимательства// Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12 (часть 3) – С. 648-651
  5. Федоров В.В. Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике// Инновации и инвестиции. – 2018 — №5 – с. 345-348 
  6. Черданцев В.П. К вопросу об участии государства в развитии аграрного сектора экономики России// International agricultural journal  6/2021 с. 927-939
  7. Ресурсный центр малого предпринимательства. Финансирование малого и среднего бизнеса в 2019 году и в 1 полугодии 2020 года октябрь 2020 г. Москва. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rcsme.ru/ru/library/show/8862/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B8-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0-%D0%B2-2019-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83-%D0%B8-%D0%B2-I-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B8-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0  

Информация об авторе:

Светлая Елена Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова.

Information about the author:

Svetlana Elena Alekseevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory and World Economy of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: