Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Важность правового механизма при определении стратегических целей развития малых форм агробизнеса

Правовой механизм является наиболее важным инструментом, способным обеспечить стимулирование развития малого и среднего агробизнеса. Он формирует правовую базу деятельности малых агропредприятий и фермерских хозяйств, обеспечивает максимальную защиту их интересов. Наличие качественно сформированного правового поля является обязательным условием для развития аграрной сферы экономики. Что касается малого и среднего бизнесом, где предприниматели зачастую не являются квалифицированными юристами, этот аспект приобретает наиболее высокое значение. 

Ключевые слова: стратегические цели, малое и среднее предпринимательство, агробизнес, нормативно-правовые документы, государственная поддержка, законодательство, государственные программы

THE IMPORTANCE OF THE LEGAL MECHANISM IN DETERMINING THE STRATEGIC GOALS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF AGRIBUSINESS

Abstract. The legal mechanism is the most important tool capable of stimulating the development of small and medium-sized agribusiness. It forms the legal basis for the activities of small agricultural enterprises and farms, ensures maximum protection of their interests. The presence of a qualitatively formed legal field is a prerequisite for the development of the agricultural sector of the economy. As for small and medium-sized businesses, where entrepreneurs are often not qualified lawyers, this aspect is of the highest importance.

Ключевые слова: стратегические цели, малое и среднее предпринимательство, агробизнес, нормативно-правовые документы, государственная поддержка, законодательство, государственные программы

Поддержка малого и среднего предпринимательства в агросфере являются обязательной частью социально-экономической политики любого государства.  При этом организационно-экономические механизмы, используемые для стимулирования развития данной сферы, достаточно разнообразны и постоянно совершенствуются.

Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих стимулирование развития малого и среднего агробизнеса, является правовой механизм. Он предполагает формирование правовой базы деятельности малых сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, обеспечивающей максимальную защиту их интересов. Наличие качественно сформированного правового поля является обязательным условием для развития аграрной сферы экономики. А в случае с малым и средним агробизнесом, где предприниматели зачастую не являются квалифицированными юристами, этот аспект приобретает наиболее высокое значение.  [6]

Законодательство, регулирующее деятельность малого бизнеса во всех сферах экономики, в том числе и в агропроизводстве, как правило, включает в себя ряд блоков. Прежде всего, это законодательные акты, которое в целом регулируют основы экономических отношений в государстве. Они используется агропредприятиями различных правовых форм и имеющих различные масштабы. Кроме того, должен быть правовой документ либо раздел в документе федерального уровня, который бы определял критерии, по которым предприятия относятся к сфере малого и среднего бизнеса. Эти критерии должны быть четкими и недвусмысленными.

Как правило, специфика деятельности предприятий малого бизнеса в аграрной сфере отражена в налоговом законодательстве, поскольку в большинстве стран такие предприятия имеют налоговые льготы. Кроме того, могут действовать отдельные законы, касающиеся инвестиционной деятельности государственно-частного партнерства и иных вопросов.

Не меньшую значимость имеет формирование инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства. Для успешного осуществления своей деятельности предприниматель (фермер) должен иметь возможность быстро и без лишних затрат решить административные вопросы, получить доступ к актуальной информации, касающиеся его сферы деятельности, иметь возможность поучаствовать в различных мероприятиях, способствующих продвижение его продукции или услуг, например, на ярмарках, выставках, конкурсах и так далее. Всё это невозможно организовать силами одного агропредприятия или даже группы из нескольких предприятий. Наиболее эффективно эта работа может быть реализована органами государственной власти и местного самоуправления [5].

Как и во всех сферах экономической деятельности, в сфере малого и среднего агробизнеса первостепенное значение имеет финансовая поддержка. Она может оказываться в разнообразных формах. К примеру, это могут быть субсидии для организации какого-либо проекта. Важным элементом финансовой поддержки являются также налоговые льготы и специальные режимы налогообложения для малых и средних агропредприятий. Кроме того, широко используются такие инструменты, как кредитования малых форм хозяйствования за счёт средств специально созданных кредитных организаций на региональном или муниципальном уровне.

Очень важно, чтобы цели, задачи и индикаторы развития сферы малого и среднего предпринимательства на селе были отражены в документах стратегического планирования государства, регионов и муниципальных образований, и на достижение этих целей были направлены мероприятия государственных и муниципальных программ, национальных проектов, обеспеченные соответствующим финансированием.

Поскольку развитие малого и среднего предпринимательства имеет значение как для государства в целом, так и для сельских территорий в частности, эти вопросы, как правило, являются предметами совместного ведения федерального центра, регионов и муниципальных образований.

На федеральном уровне обычно устанавливаются стратегические цели развития малого и среднего бизнеса в масштабах государства в целом, реализуются масштабные дорогостоящие государственные программы и проекты. Региональный и муниципальный уровень, как правило, в большей степени отвечает за создание инфраструктуры для работы агропредприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого, они принимают участие в реализации государственных программ и проектов на местах.

Программы, принимаемые на региональных и муниципальных уровнях, при установлении своих целей индикаторов должны ориентироваться на стратегические цели развития малого и среднего бизнеса и показатели, установленные в федеральных программах. Эффективная реализация мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса возможно только в случае согласованных и взаимосвязанных мероприятий, реализуемых на всех уровнях власти и управления. Одним из критериев, установленных законодательно и определяющих принадлежность организации к субъектам малого и среднего бизнеса, является объем выручки, полученной от осуществления предпринимательской деятельности в течение года [7].

Важнейшим документом, определяющим стратегические направления развития малого бизнеса в РФ, является «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». [3] Проектом паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрен рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 000 000 человек к концу 2024 года. В рамках данного проекта Министерство сельского хозяйства России осуществляет федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Этим проектом предусматриваются меры дополнительной господдержки малых форм хозяйствования по таким направлениям, как: грантовая поддержка крестьянских-фермерских хозяйств на реализацию проектов «Агростартап», господдержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развитие центров компетенций для создания единой системы сельскохозяйственного консультирования.

В настоящее время особенно актуальна проблема поддержки малого предпринимательства в условиях ограничений. Введенные в 2020 году время ограничения в целях предотвращения распространения вируса COVID-19, безусловно, затрагивают все сферы и отрасли экономики. Но можно с уверенностью сказать, что на малый бизнес эти меры оказывают наиболее значимое негативное влияние, несмотря на меры поддержки, оказываемые государством.

Также действует ряд законов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства в агросфере:

  • Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; [1]
  • Федеральный закон от 13.07.2015 г. №224-ФЗ «О государственно- частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] и другие.

Развитие малого предпринимательства на селе так или иначе входит в компетенцию органов власти всех уровней — федерального, субъектов Российской Федерации и муниципального.

Министерство экономического развития Российской Федерации выполняет основные функции по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне. [4] Они включают в себя развитие инфраструктуры предпринимательства, разработку форм документов, прогнозирование социально-экономического развития, разработку и реализацию программ экономического развития, контрольные функции и многое другое. [8]

    Малый и средний бизнес в агросфере является неотъемлемой частью экономической системы любого современного государства. Все отечественные и зарубежные исследователи признают высокую значимость данного сегмента экономики как для экономического, так и для социального развития.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
  2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.
  3. Распоряжение правительства РФ от 2 июня 2016 года №1083-р. «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/docs/23354/  (дата обращения 21.01.22г.)
  4. Постановление Правительства РФ от 05 июня 2008 г. № 437 (в ред. от 16.07.2020) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2867.
  5. Андрюшина, Е.В. Государственная политика и управление: учебное пособие для вузов / Е.В. Андрюшина [и др.]; под ред. А.И. Соловьева. — М.: Аспект Пресс, 2018. — С. 65.
  6. Балашов, А.М. Развитие малого предпринимательства в условиях экономической нестабильности / А.М. Балашов. — Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 11. — С. 25-29.
  7. Горловская, Е.А. Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства / Е.А. Горловская. — Аллея науки. — 2020. — Т. 1. № 1 (40). — С. 236-238.
  8. Ларионов, И.К. Предпринимательство : учебник для магистров / И. К. Ларионов, А. Н. Герасин, О. Н. Герасина [и др.] ; под редакцией И. К. Ларионова. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 191 с.

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, профессор кафедры экономики и менеджмента Пермского филиала РАНХиГС

Information about the author:

Vadim P. Cherdantsev — Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Cherdantsev Vadim Petrovich — Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Professor of the Department of Economics and Management of the Perm Branch of the RANEPA

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: