Проф.Ганс-Георг Гадамер
(редакция и обработка: проф. А.А. Россиус)
Неаполь: Итальянский институт философских исследований, 2007
Аннотация
Немецкий философ Ганс-Георг Гадамер (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002) – ученый мировой известности, основоположник философской герменевтики, в своем выступлении по поводу основания Итальянского института философских исследований рассуждает о культурной традиции и совместном существовании различных культур, об опасности, которую представляет «нарастающая специализация и монологический характер преподавания и знания».
Annotation
German philosopher Hans-Georg Gadamer (Gadamer, Hans-Georg) (1900-2002) is the world famous scientist, the founder of philosophical hermeneutics, in his speech on the grounds of the Italian Institute for Philosophical Research he talks about the cultural traditions and co-existence of different cultures. He awares the readers from «increasing specialization and monologic type of teaching and knowledge.»
Ключевые слова: Ганс Георг Гадамер, Гадамер, Итальянский институт философских исследований, Джерардо Маротта.
В мои годы меня можно назвать сыном века. Я прошел эту бурную эпоху от первых лет младенчества до сегодняшнего дня и потому могу считать себя «свидетелем» минувшего века, тем, кто способен воскресить в памяти свершившиеся события и спросить себя, в какой связи с нынешним положением дел находится философия. Наша эпоха отмечена небывалым развитием техники, вызванным к жизни промышленной революцией. В конце этой эпохи, во второй половине нашего века, в годы восстановления после двух мировых войн, промышленная революция вновь достигла масштабов чудовищной волны, все поглощающей и увлекающей за собой.
С другой стороны, великие политические сдвиги последних лет вернули старой Европе хотя бы часть ее исконной протяженности и, как всегда бывает при значительных переменах, эти европейские события в действительности имеют всемирное значение. Старая Европа тесно связана с Северной Америкой, которая под знаком научной революции по-прежнему играет ведущую роль, лишь усилившуюся в эпоху, когда орудия информации и технического воспроизведения обрушивают на нас непрерывный поток все новых раздражителей. Мы стоим перед лицом проблемы, ставящей под вопрос весь строй нашей жизни, – проблемы роста и господства анонимной системы, выступающей под знаменем науки и техники.
То, что сегодня зовется наукой, – представляет собой, как известно, творение Нового времени, у истоков которого стоит Галилео Галилей. Прежде творческое воображение человека посягало самое большее на то, чтобы заполнить места, оставленные пустыми природой. Но вот начинается новая эпоха, когда человеческий ум научается искусственно воспроизводить творения природы и, более того, создавать новые сущности. Научный метод становится новой формой господства над природой, которая, в свою очередь, превращается лишь в область осуществления этого господства и не может более считаться, как некогда, матерью всей жизни. Мы делаемся свидетелями поразительного прогресса, который, однако, неизбежно выдвигает естественные науки на господствующие позиции и в человеческой жизни. В самом деле, то направление мысли, которое стремится к рациональному размышлению о событиях, важных в человеческом плане, в истории человека, не могло более выдерживать сравнение с современными экспериментальными науками, невзирая на усилия тех мыслителей, кто, подобно Вико, именно здесь, в Неаполе, открывал новую теоретическую и практическую ценность риторики в сравнении со способом познания, основанном на объективистском подходе.
Сегодня мы живем в обществе, которое, в широком смысле, можно определить как общество науки, как социум, в котором общественное мнение и информационная политика проводится и становится предметом манипуляций на основе результатов научных изысканий. Именно тут, на мой взгляд, кроется истинная опасность возможных злоупотреблений наукой. Общей характеристикой всех достижений современной науки является методическая объективность как синоним анонимности. В нашу эпоху, эпоху господства естественных и математических наук, великая «победа», одержанная современной наукой, все более начинает походить на упрощение многоголосия до монолога, отличительными чертами которого становятся замыкание в индивидуализме и отсутствие всякой веры. Это, между прочим, явный признак ослабления и неудовлетворительного состояния образования внутри семьи, где родительский авторитет ныне подменяется авторитетом сообщений, распространяемых средствами массовой информации.
Еще великий социолог Макс Вебер определял нашу эпоху как эпоху бюрократизации. Так на свет является новая проблематика: с одной стороны, растет спрос на правила и надзор за их исполнением, с другой стороны и вследствие этого, растет также и вероятность злоупотребления властью. Всякая регулируемая система требует приложения усилий для приспособления ее к правилам, но и при всякой попытке управления, в свою очередь, приходится считаться с постоянным изменением реальной ситуации, с потребностями, нуждами и ожиданиями людей. Необходимость приспосабливаться к правилам, по-видимому, плохо уживается со способностью к независимому суждению. Можно даже сказать, что европейская цивилизация со всеми ее огромными успехами постепенно приобретает физиономию, все более скошенную на один бок, когда поведение различных людей приобретает одинаковые черты под влиянием правил, диктуемых безымянной властью.
Подытоживая поставленный выше диагноз, я могу сказать, что образцовая стратегия поведения в современной науке воплощается ныне в таланте приспособления. Вопреки этому всеобщему обезличиванию я обращаю все свои устремления в грядущее, которое, надеюсь я, будет открыто для творчества, для свободы, будет готово, если угодно, рисковать и ошибаться. Сегодня наша задача становится все труднее перед лицом необходимости доказывать возможность сосуществования разных культур и языков, вероисповеданий и религий. Экологический кризис, атомная проблема не ограничены одной Европой, но ставят под вопрос выживание всего человечества и даже самой жизни.
В 1946 году я был избран первым после войны ректором Лейпцигского университета в Восточной Германии, но впоследствии отказался от этого поста ради преподавательской работы во Франкфурте и потом в Гейдельберге. В Лейпциге меня попросили написать несколько слов в альбом, куда вносились подписи официальных посетителей. Сегодня я хотел бы вспомнить слова, которые я написал тогда: терпение и труд, ибо задача колоссальна, и ничто иное не сможет спасти нас. Однако и в те времена я задавал себе вопрос: возникнет ли однажды институция, которой по силам будет разбудить к новой жизни нашу культурную традицию, закосневшую в предписаниях бюрократически устроенного и нацеленного на идеал экономической выгоды общества. Станет ли когда-либо возможным такое заведение? Сегодня как член Итальянского института философских исследований я готов подтвердить, что это возможно. Замысел Института, выдвинутый адвокатом Джерардо Мароттой, был встречен с недоверием университетской наукой, не верившей в успех столь трудного начинания. А начинание несомненно было амбициозным: ведь оно намеревалось справиться как раз с проблемой, тяготевшей над университетами – с опасностью, какую таила в себе нарастающая специализация и монологический характер преподавания и знания. Эту опасность я ощущал весьма живо, и именно это подвигнуло меня к сотрудничеству с новым заведением, возникшим по воле Джерардо Маротты.
Но в каком смысле «новым»? На самом деле еще прежде основания Итальянского института философских исследований в Германии и Америке внутри университетов существовал т. н. Studium generale, общее отделение, которое имело междисциплинарный характер, но при этом лишь частично и не напрямую соприкасалось с проблемой того, как обеспечить диалог между студентами и их преподавателями. Для Итальянского института философских исследований междисциплинарность и диалог имеют отнюдь не маргинальное значение, напротив, именно эти понятия находятся в центре его интересов: ведь главный тип деятельности, им осуществляемой, – это «семинары», где, как гласит само наименование, засеваются семена, которым предстоит дать ростки в некоей общей духовной почве, в той «жизни в идеях» (Leben in Ideen), о которой говорил Гумбольдт и в которой я предложил видеть своего рода эмблему института. Я полагаю, что обмен идеями и диалог, в форме которого проходят труды Института, возбуждают, особенно среди юношества, больший интерес, нежели перспектива быстрой академической карьеры.
Поэтому я надеюсь, что «новый» институт не останется единственным, но послужит образцом для всей Европы и всех государств мира, которые ставят перед собой задачу осуществления культуры, свободной от застывших предзаданных схем, под знаменем солидарности, которая одна способна быть гарантией мира. Для достижения этой цели пришлось бы преодолеть одно фундаментальное препятствие, а именно, подчиненное положение регионов, находящихся в экономически невыгодном положении по сравнению с теми, на чью долю выпали преимущества, несомые техническим прогрессом. Культура и экономика должны идти равной поступью, тем более сегодня, когда всей мировой экономике, даже экономике технологически развитых стран, начинает грозить опасность, порождаемая разрывом между богатыми и бедными странами. Чтобы противостоять этой кризисной ситуации, необходимо воззвать к новым поколениям и воспользоваться свойственной юношеству гибкостью как рычагом для переустройства жизни не по отделенным друг от друга доминионам, но на основе растущей солидарности. Такова задача, приступать к выполнению которой следует, как я и предполагал в свое время, с терпением и трудом.
Об авторах:
Немецкий философ Ганс-Георг Гадамер (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002) – ученый мировой известности, основоположник философской герменевтики.
German philosopher Hans-Georg Gadamer (Gadamer, Hans-Georg) (1900-2002) is the world famous scientist, the founder of philosophical hermeneutics.
Андрей Александрович РОССИУС — Доктор филологических наук,
профессор кафедры классической филологии Института философии Российской Академии наук, Главный научный сотрудник Института философии РАН, Член Научного совета Итальянского института философских исследований
Andrey Rossius — Doctor of Philology, Professor of the Classical Philology Department for the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, Senior Researcher, Institute of Philosophy, Member of the Scientific Board of the Italian Institute for Philosophical Research.