Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Зарубежный законодательный опыт противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности

Cтатья посвящена исследованию уголовного законодательства ряда зарубежных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности. В работе представлены результаты обобщения опыта тех стран, для которых проблема противодействия легализации доходов особо актуальна и/или представлены оригинальные законодательные решения в исследуемой области (США, ФРГ, Швейцария и Италия).

Установлено, что в уголовном законодательстве зарубежных стран, как правило, не содержится специального указания на зависимость между легализацией (отмыванием) преступных доходов и организованной преступной деятельностью. При этом наказуемость действий по легализации (отмыванию) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности, обычно строже, чем в иных случаях.

Ключевые слова: легализация преступных доходов, организованная преступность, США, ФРГ, Италия.

Foreign legislative experience of counteracting laundering of money received from organized crime

Abstract: The article refers the ways of counteracting laundering of money received from organized crime. The approaches of states that have the most successful legislative solutions in this field (such as USA, Germany, Switzerland and Italy) are discussed.

It has been established that the criminal legislation of foreign countries does not contain any special articles which refer to dependency between money laundering  and organized crime activity, but generally the penalization of laundering of money received from organized crime is stricter.

Key words: money laundering, organized crime, USA, Germany, Italy.

Легализация (отмывание) денежных средств и (или) иного имущества, приобретенного преступным путем, является одной из наиболее распространенных форм вторичной преступной деятельности. Важность этого инструмента для криминального бизнеса неоспорима, поскольку в современных условиях государственного контроля за оборотом денежных средств и иного имущества свободное распоряжение доходами, полученными в результате совершения преступления, становится практически невозможным. Особое значение данное обстоятельство приобретает для доходов, полученных в результате организованной преступной деятельности, которая в виду своей специфики нацелена, как правило, на получение прибыли[1]. Точные масштабы отмывания денег организованными преступными группами не поддаются оценке. По данным, предоставляемым Управлением ООН по наркотикам и преступности, ежегодно отмывается от 2% до 5% мирового ВВП, что составляет от 715 до 1,87 трлн. евро в год[2]. Основная мотивация деятельности организованных групп в этом направлении – корысть (извлечение финансовой сверхвыгоды).

Увеличение финансовых активов и введение их в легальную экономику с помощью различных схем легализации, как известно, представляет повышенную опасность. Справедливы в этом отношении слова И.А. Клепицкого, что «отмывание направлено на воспрепятствование уголовному преследованию за преступления, сопряженные с извлечением серьёзного дохода от преступной деятельности, создание условий для совершения таких преступлений, причем преступлений не только экономических»[3]. Что же касается легализации преступных доходов, осуществляемой организованными преступными группами, то здесь на пути противодействия ей встают известные криминологической науке проблемы – неэффективность обычных полицейских операций по причинам экономической мощи преступных сообществ, принимаемых мер конспирации, защиты, противодействия и т.п.

Важной частью любого исследования преступлений международного характера является изучение зарубежного опыта противодействия отдельным видам преступных деяний[4]. Не составляют исключение в этом смысле и проблемы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности[5]. В данном аспекте особый интерес представляется законодательный опыт государств, для которых проблема противодействия данному явлению особо актуальна и/или в которых при этом представлены оригинальные законодательные решения в области противодействия легализации преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности.

Одним из первых государств, систематизировано на законодательном уровне разрешившим проблему противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, явились США. Специалисты указывают, что в США создана одна из самых эффективных систем противодействия отмыванию преступных доходов[6]. В связи с чем опыт законодательной регламентации борьбы с легализацией преступных доходов в этой стране представляет повышенный исследовательский интерес.   

Американские специалисты особо подчеркивают повышенную общественную опасность легализации преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности[7].

Первым американским законодательным актом в данной области стал, принятый в 1986 г. Money Laundering Control Act 1986 года[8], который включен в Примерный Уголовный кодекс США (глава 95)[9].

Данный акт содержит большое количество норм, устанавливающих уголовную ответственность за отмывание денег:

«а) Тот кто, зная, что имущество, которое участвует в финансовой операции, представляет собой доходы в той или иной форме от незаконной деятельности, проводит или пытается проводить финансовую операцию, которая включает в себя доходы от незаконной деятельности: с намерением способствовать осуществлению заданной незаконной деятельности; или с намерением совершить деяние, представляющее собой нарушение раздела 7201 или 7206 из Налогового кодекса 1986 года; или зная, что сделка рассчитана, чтобы скрыть или замаскировать природу, местонахождение, источник, владение или контроль над доходами от указанной незаконной деятельности; или чтобы избежать требования о представлении в соответствии с федеральным законом информации, должно быть назначено наказание в виде штрафа в размере не более $500 000 или двукратной стоимости имущества, участвующего в операции, в зависимости от того, что больше, либо лишением свободы на срок не более двадцати лет, или и то, и другое.

б) Тот, кто перевозит, передает или пытается транспортировать или передавать денежные средства из Соединенных Штатов или в Соединенные Штаты: с намерением способствовать осуществлению незаконной деятельности; или зная, что денежный инструмент или средства, задействованные в перевозке, передаче представляют собой доходы от той или иной формы незаконной деятельности, и зная, что такая перевозка или передача предназначены полностью или частично чтобы скрыть или замаскировать природу, местонахождение, источник, владение или контроль над доходами от незаконной деятельности; или чтобы избежать требований о представлении документов в соответствии с законом, должно быть назначено наказание в виде штрафа в размере не более $ 500 000 или суммы, двукратно превышающей сумму денежных средств, участвующих в перевозке, или передачи, в зависимости от того, что больше, либо лишением свободы на срок не более двадцати лет, или и то, и другое.

в) Кто намеренно, чтобы способствовать осуществлению незаконной деятельности; чтобы скрыть или замаскировать природу, местонахождение, источник, владение или управление имуществом от незаконной деятельности; или чтобы избежать требований о представлении документов в соответствии с федеральным законом, проводит или пытается провести финансовую операцию с имуществом от незаконной деятельности, или имуществом, используемым для проведения или облегчения незаконной деятельности, подлежит штрафу или тюремному заключению на срок не более 20 лет, или и то, и другое».

г) Отдельно раскрывается ряд понятий, имеющих существенное значение для противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов:

— «знание, что имущество, участвующее в финансовой операции, представляет собой доходы от незаконной деятельности в той или иной форме» означает, что лицо знало, что имущество, участвующее в сделке, представляет собой доходы от той или иной формы деятельности, являющейся тяжким преступлением (felony) в соответствии с федеральным или иностранным законодательством;

— термин «сделка» включает покупку, продажу, ссуду, залог, дарение, передачу, доставку или иное распоряжение, а в отношении финансового учреждения — внесение, снятие, перевод средств между счетами, обмен валюты, ссуду, продление срока кредита, покупку или продажу любых акций, облигаций, депозитных сертификатов или других денежных инструментов, использование банковского сейфа или любой другой платеж, перевод или доставку через финансовое учреждение любыми средствами;

— термин «финансовая сделка» означает сделку, которая каким-либо образом или в какой-то степени влияет на межгосударственную или внешнюю торговлю».

Кроме того, в Акте определен перечень предикатных преступлений по отношению к легализации преступных доходов.

В уголовном законодательстве США отражен подход, согласно которому, наступление уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов зависит от вида предикатного преступления. Среди них есть как организованная преступная деятельность, так и ряд преступных деяний, традиционно связанных с организованной преступностью. В частности, незаконный оборот оружия и наркотических средств, коррупционные преступления, торговля людьми, контрабанда людей. Таким образом американский законодатель акцентирует внимание на стойкой взаимосвязи между легализацией преступных доходов и организованной преступной деятельностью. Примечательно, что в современных условиях организованные преступные группы активно используют цифровые валюты для легализации криминальных доходов, используя удобство этого инструмента и проблемы правовой регламентации положений о цифровых финансовых активах в различных странах[10]. Использование этого механизма повышает эффективность криминальных групп, что, к сожалению, пока не находит своего отражения на уровне законодательных решений.

Применительно к описанию признаков объективной стороны легализации (отмывания) преступных доходов, американский законодатель использует подход, для которого характерно расширительное описание признаков деяния. Фактически понятием «отмывание преступных доходов» охватывается не только непосредственно совершение различных финансовых операций и сделок с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступно добытым доходами, но и физическое перемещение таких доходов через государственную границу США. Таким образом, контрабанда денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления, охватывается понятием «легализация (отмывание) преступных доходов».

Интересно в США решен вопрос о наказании за легализацию (отмывание) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности. За нее предусмотрены достаточно строгие наказания. В частности, в некоторых случаях за совершение данного преступления может быть назначено тюремное заключение на срок до 20 лет. Данные наказания выделяются строгостью по сравнению с тем, как этот вопрос в других странах. Однако, следует обратить внимание, что для американского уголовного законодательства в целом характерно установление строгих наказаний за преступления экономической направленности. В частности, такие наказания предусмотрены за создание картелей, посягательства на отношения на рынке ценных бумаг, различные виды мошенничества и др. В этой связи следует признать, что американский законодатель, рассматривает ряд преступлений экономической направленности, среди которых легализация (отмывание) преступных доходов, в качестве деяний с повышенной степенью общественной опасности, что выражается в строгости санкций за их совершение.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о пространственном действии уголовно-правовых норм. Уголовное законодательство США в сфере ответственности за некоторые преступления носит экстерриториальный характер. Данное решение содержится в Патриотическом акте (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism (USA Patriot Act) Act of 2001[11]) принятом после событий 11 сентября 2001 года. Дополнительно экстерриториальность действия правовых норм была усилена вступившим в силу в полном объеме с 1 января 2013 г. законом США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), целью которого явилось формирование механизма противодействия легализации доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США в результате уклонения от уплаты налогов[12].

Экстерриториальный подход распространяется на случаи легализации (отмывания) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности. Эта особенность позволяет привлекать к ответственности по уголовному законодательству США не только лиц, занимающихся организованной преступной деятельностью и последующей легализацией преступных доходов непосредственно на территории США, но также и за их пределами.

Таким образом можно резюмировать, что уголовное законодательство США характеризуется указанием на взаимосвязь между легализацией преступных доходов и организованной преступной деятельностью, строгими санкциями за совершение данного преступления, широким пониманием легализации преступных доходов, включающим в себя, в том числе, контрабанду денежных средств, приобретенных преступным путем и экстерриториальным характером.

Уголовное законодательство США в сфере ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов является характерным примером развития англо-саксонской правовой системы в области уголовно-правового противодействия данному явлению. Однако не менее актуальным является изучение уголовного законодательства государств романо-германской правовой системы в рассматриваемой области. Тем более, что предлагаемые в этой правовой семье решения могут представлять из себя наиболее адаптивные модели для России.

Наиболее релевантным примером развития такого законодательства является Уголовное уложение ФРГ. Для ФРГ проблема противодействия данному явлению в настоящий момент весьма актуальна. При этом немецкое уголовное законодательство традиционно признается знаковым среди государств романо-германской правовой системы[13]. Результаты его развития оказали существенное влияние на уголовные законы целого ряда других государств, относящихся к романо-германской правовой системе, и в особенности эта тенденция хороша заметна в историческом контексте в России.

На европейском и международном уровнях ФРГ является одним из наиболее активных участников международной кооперации по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов. В среднем в ФРГ ежегодно проводится более 100 крупных расследований в финансовой сфере, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, происходящих по запросу других государств ЕС.

В §261 Уголовного уложения ФРГ[14] (отмывание денег; укрывательство незаконно полученных имущественных выгод) определены юридические параметры преступных действий по отмыванию денег, обозначена нематериальность предмета (в части упущенной выгоды), предусмотрена конфискация предметов легализации и др. Противоправными деяниями, по смыслу Уложения, являются: преступления и конкретные проступке, указанные в виде перечня. Квалифицированными видами преступления названы действия, в виде: приобретения имущества для себя или третьего лица; хранение или использование для себя предметов преступления. Покушение на это преступление наказуемо. В особо тяжких случаях наказанием является лишение свободы от шести месяцев до десяти лет. Особо тяжкий случай, как правило, имеет место, если лицо действует в виде промысла или в качестве члена банды, которая организовалась для постоянного отмывания денег.

Отдельно в Уложении решен вопрос об ответственности за неосторожность: «Кто в случаях, указанных в абз. 1 или 2, по легкомыслию не распознает, что предмет получен в результате совершения противоправного деяния, указанного в абз. 1, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом»[15].

По Уголовному уложению деяние не наказывается, если третье лицо приобрело предмет, не совершая при этом противоправного деяния.

Германское законодательство, как и законодательство США, допускает экстерриториальность. В абз. 1,2 и 5 §261 Уголовного уложения ФРГ, закреплено, что к предметам приравниваются такие, которые получены в результате совершенного за границей деяния, предусмотренного в абз. 1 вида, если деяние подлежит наказанию и в месте совершения деяния.

Не наказывается, согласно абз. 1-5 тот, кто добровольно сообщает о деянии в компетентный орган, или кто добровольно дает повод для такого сообщения, если к этому моменту деяние не раскрыто полностью или хотя бы частично, а лицо деяния уже знало это или при разумной оценке положения дел должно было принимать это в расчет, и в случаях, указанных в абз. 1 или 2, способствует сохранению предмета, с которым связано совершенное противоправное деяние».

В немецком уголовном законодательстве не содержится специального указания на зависимость между легализацией (отмыванием) преступных доходов и организованной преступной деятельностью. При этом следует иметь в виду, что качестве предикатных преступлений в Германии могут выступать не только преступления, но и уголовные проступки.

Таким образом, в немецком уголовном законодательстве взаимосвязь между легализацией преступных доходов и организованной преступной деятельностью более детально проявляется в том, что в особо тяжких случаях наказанием является лишение свободы от шести месяцев до десяти лет. Особо тяжкий случай, как правило, имеет место, если лицо действует в виде промысла или в качестве члена банды, которая организовалась для постоянного отмывания денег[16]. Следовательно, немецкий законодатель устанавливает повышенную ответственность за совершение рассматриваемого преступления в составе организованной преступной группы или в том случае, если имеет место профессиональная деятельность по легализации преступных доходов (в виде промысла).

Примечательно, что в немецком уголовном законодательстве норма об уголовной ответственности за преступную легализацию сконструирована каузально. Под признаки преступления подпадает широкий перечень возможных деяний, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов.

Вопрос о наказуемости действий по легализации преступных доходов решается в ФРГ строго – предусмотрены достаточно суровые наказания за рассматриваемое деяние. В особо тяжких случаях уголовное наказание может достигать 10 лет тюремного заключения. При этом, если сравнивать санкции с уголовным законодательством США, то они являются менее строгими. Однако, если проводить сравнение наказуемости легализации с санкциями за иные преступления экономической направленности, закрепленными в уголовном законодательстве ФРГ, то данное преступление рассматривается немецким законодателем, как одно из наиболее общественно опасных.

Результаты анализа содержания уголовного законодательства ФРГ об ответственности за легализацию преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности, показали, что в нем отсутствует специальное нормативное закрепление взаимосвязи между легализацией преступных доходов и организованной преступной деятельностью. С точки зрения описания признаков объективной стороны преступления, под легализацию подпадает широкий перечень деяний; за рассматриваемое деяние предусмотрены строгие наказания. Похожее решение представлено и в российском уголовном законе (п. «а» ч. 2 ст. 174, п. «а» ч. 3 ст. 174, п. «а» ч. 3 ст. 1741, п. «а» ч. 4 ст. 1741 УК РФ).

Далее рассмотрим уголовное законодательство еще одного государства романо-германской правовой системы – Швейцарии. Для Швейцарии вопрос противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов актуален на современном этапе в виду развитой банковской системы, которая зачастую используется организованной преступностью для легализации преступных доходов.

В УК Швейцарии[17] ответственность за данные деяния установлена в ст. 305bis. (Отмывание денег):

«1. Кто совершает действие, предназначенное для того, чтобы скрыть установление происхождения, нахождение или конфискацию имущественных ценностей, которые, как он знает или должен предполагать произошли в результате совершения преступления, наказывается тюремным заключением или штрафом.

2. В тяжких случаях наказанием является каторжная тюрьма на срок до пяти лет или тюремное заключение. С лишением свободы связывается штраф в размере до 1 миллиона франков.

Тяжкий случай предполагает, если лицо

a) действует в качестве члена преступной организации;

b) действует в качестве члена банды, которая сорганизовалась для постоянного совершения отмывания денег;

c) вследствие отмывания денег в виде промысла получило большой оборот или значительную прибыль.

3. Лицо наказывается также и тогда, когда основное деяние было совершено за границей и является наказуемым в месте совершения».

Анализируя уголовное законодательство Швейцарии в рассматриваемой области, отметим ряд аспектов:

1. Швейцарский законодатель следует единой линии, согласно которой в закон не включается указание на специальную взаимосвязь легализации (отмывания) преступных доходов и организованной преступной деятельности непосредственно в рамках уголовного закона.

2. Взаимосвязь организованной преступной деятельности и легализации преступных доходов отражена в наличии ряда отягчающих обстоятельств, связанных с совершением рассматриваемого преступного деяния организованной преступной группой: a) лицо действует в качестве члена преступной организации; b) действует в качестве члена банды, которая сорганизовалась для постоянного совершения отмывания денег; c) вследствие отмывания денег в виде промысла получило большой оборот или значительную прибыль. Таким образом, прослеживается схожая с немецкой традицией криминализации линия, согласно которой повышенная общественная опасность организованной преступной деятельности, как системы предикатных действий отдельно не учитывается. Однако повышенной общественной опасностью обладает легализация преступных доходов, совершенная организованной преступной группой.

3. Применительно к вопросу наказания за легализацию (отмывание) преступных доходов, швейцарский законодатель в целом придерживается подходов, характерных для других государств континентальной правовой системы. При этом следует отметить, что наказания, предусмотренные в швейцарском уголовном законодательстве более мягкие по сравнению с уголовным законом ФРГ.

4. В отличие от уголовного закона ФРГ, швейцарский законодатель не делает указание, что в качестве предикатного преступления могут выступать как преступления, так и проступки. В уголовном законе говорится исключительно о преступном характере происхождения имущества.

5. Относительно описания признаков деяния швейцарский законодатель указывает на действие, предназначенное для того, чтобы скрыть установление происхождения, нахождение или конфискацию имущественных ценностей, которые, как он знает или должен предполагать произошли в результате совершения преступления. Думается, что, несмотря на то, что данное описание в значительной степени расходится с международными стандартами в данной области, по сути, им охватывается весь перечень указанных в этих стандартах деяний[18].

Среди европейских государств романо-германской правовой системы, интерес для исследования также представляет уголовное законодательство Италии в сфере ответственности за легализацию преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности. Для Италии эта проблема особо актуальная в виду существенной проблемы противодействия организованной преступности.

В доктрине итальянского уголовного права отмечается, что легализация (отмывание) преступных доходов является криминальным феноменом, тесно связанным с деятельностью мафии, которая получает возможность перевести криминальные доходы в легальную сферу и, таким образом, участвовать в легальных экономических отношениях, осуществлять инвестиции, приобретать собственность и даже участвовать в политической жизни Италии[19].

Помимо этого, Италия традиционно является государством с достаточно высоким уровнем коррупции, а преступления коррупционной направленности, как известно, тесно связаны с организованной преступностью и легализацией (отмыванием) преступных доходов. В Италии в течении достаточно длительного времени происходило сращивание государственного аппарата с организованной преступностью, следствием которого явилось осуждение большого числа государственных чиновников за связи с мафией. При этом легализация преступных доходов являлась одним из средств проникновения криминального капитала в сферу государственного управления Италии.

Законодательство Италии в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов включает в себя ст. 648-bis УК Италии[20] и законодательный декрет от 21 ноября 2007 года n. 231 о реализации Директивы Европейского союза 2005/60/CE о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма, а также Директивы 2006/70/CE, содержащей конкретный перечень мер[21].

Следует выделить следующие основные особенности итальянского законодательства в рассматриваемой области:

1) Согласно УК Италии, «те кто переводят деньги, товары или другие выгоды от умышленных преступных действий; или осуществляют другие операции по отношению к ним, чтобы помешать выявлению их преступного происхождения, наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет и штрафом в размере от одной тысячи евро до пятнадцати тысяч евро.

Наказание увеличивается, когда преступление совершено в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Наказание должно быть уменьшено, если за предикатное преступление устанавливается максимальный срок лишения свободы до пяти лет».

2) В Декрете определено понятие легализации (отмывания) преступных доходов:

«а) конверсия или перевод имущества, если известно, что они получены в результате преступной деятельности или участия в такой деятельности, в целях сокрытия или утаивания незаконного происхождения имущества или оказания помощи каким-либо лицам, участвующим в такой деятельности, чтобы избежать правовых последствий своих действий;

б) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, размещения, движения или права собственности на то же самое имущество, сделанное с осознанием, что такое имущество получено в результате преступной деятельности или участия в такой деятельности;

в) приобретение, владение или пользование имуществом, если в момент получения было известно, что такая собственность получена в результате преступной деятельности или участия в такой деятельности;

г) участие в любом из действий, перечисленных выше, объединенных с целью совершения, попытки совершения, оказания помощи, подстрекательства или консультирования кого-то с целью отмывания преступных доходов».

3) Действия рассматриваются в качестве легализации даже в том случае, если операции по отмыванию проводились на территории другого государства.

4) Согласно Декрету, за несоблюдение требований по контролю и предупреждению легализации (отмывания) преступных доходов устанавливается административная ответственность. В частности, «за несоблюдение положений Декрета применяется административный штраф в размере от 10 000 евро до 200 000 евро по отношению к финансовым посредникам и другим лицам, обеспечивающим финансовую деятельность, а также независимым аудиторам. Такие санкции применяются в том случае, если данные лица своими действиями способствовали легализации (отмыванию) преступных доходов».

5) Также устанавливается ответственность за ряд деяний, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов:

а) Отказ от ведения архива финансовых операций наказывается штрафом в размере от 50 000 до 500 000 евро;

б) Отказ от создания регистра клиентов финансовых операций наказывается штрафом в размере от 5000 до 50 000 евро;

в) Отказ сообщать о подозрительных операциях наказывается штрафом в размере от 1 процента до 40% от суммы сделки о которой не сообщается;

г) нарушение обязательств по раскрытию информации в ПФР наказывается штрафом в размере от 5 000 до 50 000 евро.

6) Особо отмечается возможность ответственности юридических лиц.

При этом они несут такую ответственность вне зависимости от того было ли идентифицировано конкретное лицо, нарушившее законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов.

Таким образом, следует обратить внимание на следующие особенности итальянского уголовного законодательства в сфере ответственности за легализацию преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности:

1. В итальянском уголовном праве ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов наступает вне связи с к какому-либо предикатным преступлением, включая организованную преступную деятельность. Единственное исключение, которое содержится в итальянском уголовном законодательстве применительно к взаимосвязи легализации преступных доходов и предикатных преступлений связано с тем, что наказание должно быть уменьшено, если за предикатное преступление устанавливается максимальный срока лишения свободы до пяти лет. Таким образом, итальянский законодатель уменьшает степень общественной опасности легализации преступных доходов, приобретенных в результате преступлений, за которые предусмотрено относительно небольшое наказание.

2. В Италии установлены более строгие наказания за легализацию (отмывание) преступных доходов в сравнении с законодательством других государств романо-германской правовой семьи. Максимальное наказание в виде тюремного заключения может достигать 12 лет лишения свободы. Это, по-видимому, указывает на осознание итальянским законодателем повышенной степени общественной опасности данного деяния.

3. Следует отметить, что итальянский законодатель устанавливает ответственность, как за преступные деяния, связанные с легализацией преступных доходов, так и за административные правонарушения в данной сфере. Они, как правило, связаны с неисполнением обязанностей, указанных в законодательстве о противодействии легализации (отмывании) преступных доходов и международных стандартов в данной сфере.

4. Применительно к описанию признаков объективной стороны легализации (отмывания) преступных доходов, итальянский законодатель, давая определения данному понятию, исходит из международных стандартов.

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы.

1) В законодательстве рассмотренных стран не содержится прямого нормативного указания на зависимость между легализацией (отмыванием) преступных доходов и организованной преступной деятельностью. Исключением является уголовное законодательство США, в котором указывается на зависимость легализации преступных доходов от вида предикатного преступления.

В европейских государствах романо-германской правовой системы также можно установить завуалированную отсылку, признающую факт наличия связи между легализацией преступных доходов и предикатными преступлениями. Однако при этом не содержится указания конкретных видов предикатных преступлений, а лишь отдельных групп по степени их общественной опасности или по размеру наказания, назначаемого за них.

2. В законодательстве исследованных зарубежных стран легализация (отмывание) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности, обладает повышенной степенью общественной опасности. Это проявляется в используемых зарубежными законодателями приемах дифференциации уголовной ответственности и наказуемости. В нормах об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов содержится указание на характерные источники, способы получения криминальных доходов и/или проявления организованной криминальной активности (используется указание на систематичность, с использованием возможностей, связанных с выполнением профессиональной деятельности; если преступление совершено организованной бандой и т.п.).

3. В иностранных государствах (США, Германия, Италия, Швейцария) не наблюдается единства в подходе к описанию признаков объективной стороны легализации (отмывания) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности. При этом признаки деяния, указанные в международных стандартах противодействия преступной легализации, в точности не отражены ни в одном из рассмотренных нами уголовных законов. Это позволяет признать, что в этом отношении требуется большая работа по унификации подходов.  

4. Пенализация легализации преступных доходов в рассмотренных зарубежных государствах характеризуется единой репрессивной линией. Наказания являются строгими, в том числе, на фоне иных преступлений экономической направленности. Установление более строгой уголовной ответственности свидетельствует о восприятии легализации (отмывания) преступных доходов, приобретенных в результате организованной преступной деятельности, как преступления с повышенной степенью общественной опасности.

Библиографический список:

  1. Ганихин А.А. Легализация (отмывание) имущества, приобретенного преступным путем: финансово-экономический и уголовно-правовой аспекты: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2003. 184 с.
  2. Жубрин Р.В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт). М., 2010. 314 с.
  3. Золоторев Е.В. Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов и механизмов контроля в кредитных организациях. Дис. … канд. экон. наук. – М., 2014. 193 с.
  4. Клепицкий И.А. Новое экономическое уголовное право. М., 2021. 984 с.
  5. Пикуров Н.И., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы квалификации и привлечения к уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступны путем. М., 2015. 264 с.
  6. Русанов Г.А. Проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Практическое пособие. М., 2020. 124 с.
  7. Bock D. Strafrecht. Besonderer Teil 2. Vermögensdelikte. Berlin, 2018. 754 s.
  8. Van Duyne P.C. Harvey J., Antonopoulos G. Malijevic A., Von Lampe K. Human Dimensions in Organized crime, money laundering and corruption. Washington, 2013. 444 p.
  9. Cappa E., Cerqua L. Il riciclagio del denaro. Milan, 2012. 374 p.
  10. Levi M., Soudijn M. Undrestanding the laundering of organized crime // Crime and Justice. Vol. 49 (1). 2020. P. 579 – 631
  11. Mitsilegas V. Money laundering Counter-Measures in the European Union. The Hague, New York, 2003. 207 p.
  12. Kruisbergen E.W., Leukfeldt E.R., Kleemans E.R., Roks R.A. Money talks money laundering choices of organized crime offenders in a digital age // Journal of Crime and Justice. Vol. 42. 2019. P. 569 – 581.
  13.  Stessens G. Money laundering. A new international law enforcement. Cambridge, 2004. 488 p.

Информация об авторе:

Малыгин Александр Игоревич, секретарь судебного заседания арбитражного суда города Москвы

Information about the author:

Aleksandr Igorevitch Malygin, secretary of the court session of the arbitration court of the city of Moscow


[1] См.: Ганихин А.А. Легализация (отмывание) имущества, приобретенного преступным путем: финансово-экономический и уголовно-правовой аспекты: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2003; Русанов Г.А. Проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Практическое пособие. М., 2020 и др.

[2] См.: Интернет-сайт Европола : URL : https://www.europol.europa.eu/crime-areas-and-trends/crime-areas/economic-crime/money-laundering. Дата обращения — 30.10.2021 г.

[3] Клепицкий И.А. Новое экономическое уголовное право. М., 2021. С. 922

[4] Mitsilegas V. Money laundering Counter-Measures in the European Union. The Hague, 2003; Stessens G. Money laundering. A new international law enforcement. Cambridge, 2004; Пикуров Н.И., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы квалификации и привлечения к уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступны путем. М., 2015 и др.

[5] См.: Жубрин Р.В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт). М., 2010.

[6] См.: Золоторев Е.В. Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов и механизмов контроля в кредитных организациях. Дис. … канд. экон. наук. – М., 2014. С. 79.

[7] Van Duyne P.C. Harvey J., Antonopoulos G. Malijevic A., Von Lampe K. Human Dimensions in Organized crime, money laundering and corruption. Washington, 2013.

[8] Money Laundering Control Act of USA : URL : https://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/1956. – Дата обращения: 02.11.2021 г.

[9] Хотя меры финансового мониторинга финансовых операций, позволяющих противодействовать криминальным действиям по отмыванию денежных средств, содержались в ранее принятом Законе о банковской тайне 1970 г. (The Bank Secrecy Act).

[10] См., подробнее: Kruisbergen E.W., Leukfeldt E.R., Kleemans E.R., Roks R.A. Money talks money laundering choices of organized crime offenders in a digital age // Journal of Crime and Justice. Vol. 42. 2019. P. 569 – 581.

[11] Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism (USA Patriot Act) Act of 2001 : URL : https://www.congress.gov/107/plaws/publ56/PLAW-107publ56.pdf – дата обращения: 25.04.2022 г.

[12] Foreign Account Tax Compliance Act of 2009, H.R.3933, 111th Cong. (2009) : URL : https://www.congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/3933/text – дата обращения : 29.04.2022 г.

[13] Следует отметить, что уголовно-правовыми нормы об ответственности за легализацию преступных доходов встречают критику в немецкой доктрине. Основной упрек специалистов заключатся в чрезмерной криминализации. – См., подробнее: Bock D. Strafrecht. Besonderer Teil 2. Vermögensdelikte. Berlin, 2018. S. 739.

[14] Strafgesetzbuch – StGB : Электронный ресурс: [https://www.gesetze-im-internet.de/englisch_stgb] – дата обращения: 03.11.2021 г.

[15] Там же.

[16] Теоретическое обоснование повышенной общественной опасности профессиональных легализаторов давно известно. – См., подробнее об этом: Levi M., Soudijn M. Undrestanding the laundering of organized crime // Crime and Justice. Vol. 49. 2020. P. 579 – 631.

[17] УК Швейцарии (официальный текст) //УК Швейцарии (официальный текст) // [https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19370083/201709010000/311.0.pdf] – дата обращения: 22.04.2022 г.

[18] Здесь и в иных случаях в статье под международными стандартами понимаются закреплённые в международных документах ООН и Рекомендациях ФАТФ признаки, характеризующие преступную легализацию (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученного преступных путем, а также меры, направленные на борьбу с ними.

[19] Cappa E., Cerqua L. Il riciclagio del denaro. Milan, 2012

[20] Codice penale Italiano (официальный текст) // Электронный ресурс [http://www.brocardi.it/codice-penale/libro-secondo/titolo-xiii/capo-ii/art648bis.html] – дата обращения: 23.09.2021 г.

[21] Decreto Legislativo 21 novembre 2007, n. 231 «Attuazione della direttiva 2005/60/CE concernente la prevenzione dell’utilizzo del sistema finanziario a scopo di riciclaggio dei proventi di attivita’ criminose e di finanziamento del terrorismo nonche’ della direttiva 2006/70/CE che ne reca misure di esecuzione» // Электронный ресурс [http://www.camera.it/parlam/leggi/deleghe/07231dl.htm] – Дата обращения: 23.09.2021 г.

Добавить комментарий

Войти с помощью: