Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Защита трудовых прав женщин в Республике Сербия: международно-правовые и национально-правовые аспекты

Основной целью этой статьи является исследование теоретических и практических аспектов выполнения Республикой Сербия международно-правовых обязательств в области защиты трудовых прав женщин, а также обязательств, которые происходят из ее национальной законодательной системы. Анализируя национальное законодательство Республики Сербия в области трудовых прав женщин, а также основные международные документы, ратифицированные государством в этой области, был проведен сравнительный анализ положения этих актов с их реальным применением на практике.

Ключевые слова: трудовые права женщин, Республика Сербия, запрет дискриминации, гендерное равенство, Международная организация труда (МОТ), Цели устойчивого развития (ЦУР)

 

Protection of women’s labor rights in the Republic of Serbia: international and national legal aspects

Annotation

The main purpose of this article is to study the theoretical and practical aspects of the fulfillment by the Republic of Serbia of international legal obligations in the field of protection of women’s labor rights, as well as obligations that stem from its national legal system. Analyzing the national legislation of the Republic of Serbia in the field of women’s labor rights, as well as the main international documents ratified by the state in this area, I tried to compare the provisions of these documents with their actual application in practice.

Keywords: women’s labor rights, Republic of Serbia, obligations, prohibition of discrimination, gender equality, International Labour Organization, Sustainable development goals (SDGs)

 

Введение

В последнее время положение женщин в трудовой сфере в Республике Сербия значительно улучшилось, во многом благодаря международному участию в разработке руководящих принципов и обязательств, которые государства обязаны соблюдать для защиты прав женщин. Цель данной статьи — указать на необходимость уважать и усилить защиту прав женщин в трудовой сфере, повысить интерес и указать на важность защиты этих прав посредством обзора и анализа международных и внутренних стандартов в данной области, а также, в некоторой степени, уже достигнутого прогресса в области устойчивого развития. 

Универсальный уровень

Особо важные документы были приняты на четвертой Всемирной конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по положению женщин в 1995 году. Пекинская декларация и, в частности, Платформа действий, принятая вместе с этой Декларацией, очень важны, поскольку государства взяли на себя обязательство принять национальный план по улучшению положения. Платформа действий содержит двенадцать пунктов, регулирующих ключевые области защиты прав женщин. Основной целью этих документов является обеспечение полного осуществления прав женщин как неотъемлемой части всех прав и свобод человека[1]. Эффективное осуществление прав женщин, содержащихся в Пекинской декларации и других международных документах, имеет важное значение для улучшения положения женщин в сфере труда в Республике Сербия.

Несмотря на значительные изменения и успехи на законодательном уровне после ратификации многих международных конвенций, членства в Совете Европы, принятия Трудового кодекса в 2005 г. (последние изменения в 2018 г.) и т.п., женщинам в Сербии в последние десятилетия не было совсем легко осуществлять свои трудовые права. Трудности, с которыми они сталкиваются в их трудовой жизни, разнообразные и сложные.

Недостаточно оплачиваемый труд женщин более выражен в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения, где женщины работают в большом количестве. Особенно уязвимыми являются матери с детьми, и также женщины, чаще чем мужчины, сталкиваются с дискриминацией по возрасту. Как правило, разница между правами, которыми официально обладают женщины, и их реальным влиянием на политические и социальные события, значительная. Равенство мужчин и женщин в правах не гарантирует автоматически равного положения. Улучшение положения женщин является вопросом не только законодательной реформы, но и комплексных изменений в общественных и государственных отношениях с женщинами. Принятие Закона о запрете дискриминации (Закон о забрани дискриминације) в 2009 г. является одним из важных шагов Республики Сербия в процессе присоединения к Европейскому Союзу (далее ЕС), и реализация в максимально возможной степени трудовых прав женщин также является важным шагом на этом пути. Наше общество должно стремиться уважать ценности, которыми руководствуется ЕС, такие как: верховенство закона, уважение прав человека и запрет дискриминации, что также включает в себя запрет дискриминации по признаку пола в сфере трудовых отношений.

Следует иметь в виду, что Римский договор 1957 г., в редакции Ниццкого договора 2003 г., провозгласил принцип равной оплаты одинакового труда мужчин и женщин[2]. На основе этих принципов ЕС принял ряд документов, обеспечивающих равное отношение к полам практически во всех социальных отношениях. Учредительные договоры и директивы ЕС налагают на государства обязательство создавать равные условия для женщин и мужчин в плане доступа к работе, равных условий труда, равной оплаты одинакового труда, социальной и медицинской помощи, а также право на отсутствие на работе по причине родительских обязанностей.

Решения Европейского Суда по правам человека, имеющие особое значение для разработки высоких стандартов гендерного равенства применительно к занятости в государствах-членах Совета Европы и ЕС, последовательно подчеркивают запрет дискриминации, как в государственной, так и в частной сферах.

Проведение различия между мужчинами и женщинами не всегда само по себе является дискриминацией, но дискриминацией считается только то различие, которое не имеет разумного обоснования, то есть для которого нет никакого соотношения между используемыми средствами и целью, которую предполагается достичь.

Принцип равного отношения к мужчинам и женщинам при найме на работу связан, прежде всего, с равными вознаграждениями за выполнение работ одинаковой ценности, с доступом к трудоустройству, обучению, а также с равными возможностями для продвижения по службе и равными условиями труда.

Республика Сербия признает большое значение Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и связана всеми актами ООН, которые составляют основу защиты прав человека в мире и провозглашают равенство в качестве одного из основополагающих принципов прав человека: это, в первую очередь, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Заметные различия в обращении с женщинами по отношению к мужчинам, несмотря на провозглашенный принцип равенства, обусловили необходимость разработки конкретных норм защиты женщин, поскольку они подвергаются неравному обращению. Это привело к принятию Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., важнейшего документа в области защиты прав женщин. Он осудил дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, и отдельные части этой Конвенции конкретно касаются защиты женщин при поступлении на работу и на рабочем месте. В рамках обобщения современных проблем защиты женщинами права на труд Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин привлек внимание к гендерным аспектам снижения риска бедствий в условиях изменения климата[3]. В частности, Комитет отметил: «Последствия бедствий и изменения климата негативно сказываются на женщинах, особенно тех из них, кто живет в нищете, напрямую, затрагивая их источники средств к существованию. Экономическое неравенство между женщинами и мужчинами закрепляется и усиливается различными формами дискриминации, в том числе ограничениями на право собственности на землю и имущество и контроль над ними, неравным вознаграждением, преобладанием женщин в сомнительных, неформальных и не-устойчивых секторах занятости, сексуальными домогательствами и другими формами насилия на рабочем месте, дискриминацией на рынке труда в связи с возможностью беременности, гендерным разделением обязанностей по ведению домашнего хозяйства и недооценкой вклада женщин в работу по дому, а также в работу в общинах и работу по уходу и присмотру. Озабоченность по поводу дискриминации на рынке вызывают также факты трудовой и сексуальной эксплуатации, захвата земель и разрушения окружающей среды в результате злоупотреблений в добывающих отраслях и отсутствия регулирования промышленной и/или агропромышленной деятельности. Все эти виды гендерной дискриминации ограничивают возможности женщин по предотвращению ущерба, наносимого бедствиями и изменением климата, и адаптации к нему»[4].

Цели устойчивого развития. В сентябре 2015 г. международное сообщество утвердило новую повестку дня в области устойчивого развития на период 2016–2030 гг. – «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой определены 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), сопровождаемых 169 задачами, вновь подтверждены обязательства в отношении глобального партнерства в целях развития и определены базовые принципы подотчетности за осуществление поставленных целей[5]. ЦУР 5 касается вопросов гендерного равенства, проанализируем ее реализацию в Республике Сербия на основе представленного добровольного национального отчета[6].

Расширение прав и возможностей женщин и продвижение гендерного равенства имеет важное значение для более быстрого достижения устойчивого развития. Отмена всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек является не только одним из основных прав человека, но и оказывает множественное влияние на другие области развития.

С одной стороны, можно заметить определенный прогресс, особенно в области образования. Большинство девочек сегодня ходят в школу, гендерный паритет в начальном образовании достигнут в большинстве регионов Республики Сербия.

С другой стороны, в некоторых регионах государства по-прежнему существует большое неравенство в оплачиваемой работе, а также значительные различия между женщинами и мужчинами на рынке труда. Сексуальное насилие и эксплуатация, неравномерное распределение неоплачиваемого ухода и работы по дому, а также дискриминация при принятии государственных решений остаются серьезными препятствиями.

Обеспечение всеобщей защиты сексуального и репродуктивного здоровья и одинаковых прав на экономические ресурсы, такие как земля и собственность, является одним из самих важных шагов на этом пути. Поощрение большего числа женщин к руководству во всех регионах государства поможет укрепить политику и законодательство для достижения большего гендерного равенства.

В национальном обзоре Республики Сербия по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на 2030 год, молодые женщины, участвовавшие в консультациях при подготовке данного обзора, подчеркнули важность устранения гендерного неравенства на рынке труда. «Они считают несправедливым то, что женщины работают на руководящих должностях в компаниях и их работа меньше оплачивается. Еще одна серьезная проблема, которая их беспокоит, — насилие со стороны партнера, которому подвергаются женщины. По их мнению, это вредно и в долгосрочной перспективе наносит ущерб самоуважению и самооценке женщин. Они призвали оказать более сильную поддержку девочкам и молодым женщинам, чтобы повысить осведомленность в вопросах признания насилия, а также предоставить девочкам и женщинам дополнительные возможности противостоять ему. Молодежь, принявшая участие в подготовке национального обзора, признала необходимость лучшей защиты девочек от насилия.[7]».

Приняв Национальную стратегию устойчивого развития, Республика Сербия показала серьезное намерение заняться этим вопросом, поскольку это одно из предварительных условий для вступления в ЕС, к кому она стремится. Помимо экономических, социальных и экологических аспектов, стратегия также предусматривает институциональную основу» [8].

Надо отметить, что готовится новый закон о гендерном равенстве, который должен быть вскоре принят. Закон внесет новые шаги и улучшит гендерное равенство на местном уровне, и ожидается, что он значительно улучшит доступ к правам, а также положение и возможности механизмов гендерного равенства[9].

Международная организация труда (МОТ), старейшее специализированное учреждение ООН, является наиболее значимой в области защиты трудовых прав. Она способствует социальной справедливости и защищает трудовые права граждан. МОТ приняла ряд конвенций, связанных с поощрением и защитой трудовых прав женщин, и большинство этих конвенций имеют обязательную силу и для Республики Сербия. Особое значение придается Конвенции № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности и Конвенции № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий, а также Конвенции № 103 об охране материнства.

Региональный уровень

Совет Европы крупнейшая и наиболее важная правозащитная организация в Европе, разработал ряд международных договоров, из которых Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ, Европейская конвенция) и Европейская социальная хартия 1961 г. (пересмотренная, 1996 г.) имеют особое значение для развития прав человека и, в частности, прав женщин. Европейская социальная хартия вместе с Дополнительным протоколом 1988 г. гарантируют основные права трудящихся, прямо запрещают дискриминацию на работе и в сфере занятости и гарантируют право на равную оплату труда равной ценности, охрану материнства, здравоохранение и социальную защиту.

С точки зрения защиты трудовых прав женщин на региональном уровне, Протокол 12 к ЕКПЧ, вводящий общий запрет дискриминации[10], имеет особое значение. ЕКПЧ запрещает дискриминацию даже до вступления в силу этого Протокола, но касается только осуществления прав, гарантированных Европейской конвенцией. Она охватывает в основном гражданские и политические права, но, поскольку многие из этих прав имеют социальные и экономические последствия, Европейский Суд по правам человека путем толкования расширил сферу действия ЕКПЧ на другие права, включая право на труд. Вступление в силу Протокола 12 к ЕКПЧ позволяет Европейскому Суду по правам человека устанавливать дискриминацию на любом основании в отношении осуществления любого права, предусмотренного в законах государств-участников, независимо от того, предусмотрено ли оно в ЕКПЧ. В Протоколе 12 к ЕКПЧ особо подчеркивается обязанность государственных органов воздерживаться от дискриминации. Этот Протокол является особенно важным инструментом в странах с переходной экономикой, не входящих в ЕС, таких как Сербия.

Национальный уровень

Чтобы защитить права женщин как можно эффективнее, применяя как национальное, так и международное право (конвенции ООН и МОТ, СЕ и двусторонние договоры), следует знать, что международное право является частью внутреннего правопорядка Республики Сербия и что международные правила занимают свое место в иерархии внутригосударственной правовой системы и находятся над законами[11]. В соответствии со ст. 16 Конституции Республики Сербия общепринятые нормы международного права и ратифицированные международные договоры являются неотъемлемой частью внутреннего правопорядка и должны применяться непосредственно.

Что касается Конституции Республики Сербия, она провозглашает гендерное равенство, утверждая, что государство гарантирует равенство между женщинами и мужчинами, разрабатывая политику равных возможностей. Конституция[12] запрещает дискриминацию по любым признакам, в частности по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, рождения, религии, политических или иных убеждений, имущественного положения, культуры, языка, возраста и психического или физического состояния, а также инвалидности.

В повседневной жизни женщины часто страдают от множественной дискриминации по нескольким признакам одновременно, например, по признаку семейного положения, сексуальной ориентации, беременности, инвалидности, культуры, расы, религии, языка, этнической принадлежности и тому подобное. Конституция Республики Сербия прямо запрещает принудительный труд[13] и подчеркивает, что сексуальная или экономическая эксплуатация обездоленного лица считается принудительным трудом. Учитывая тот факт, что женщины, прежде всего бедные, особенно уязвимы перед экономической эксплуатацией и дискриминацией на рабочем месте, это положение очень важно для защиты их прав. Также Конституция гарантирует право на труд и право на свободный выбор профессии, предусматривая, что каждый имеет право на справедливые и благоприятные условия труда. Кроме того, гарантируется доступ ко всем рабочим местам на равных условиях[14] а также право работника на справедливую компенсацию[15].

Трудовой кодекс Республики Сербия не допускает дискриминации в отношении лиц, ищущих работу, а также работников, учитывая их пол[16]. Закон содержит специальную главу об антидискриминационных нормах, которые, как правило, запрещают дискриминацию в отношении лиц, работающих по найму, и лиц, ищущих работу, в частности перечисляет случаи, в которых дискриминация при приеме на работу чаще всего встречается, и предусматривает возможность принятия позитивных мер[17].

По Трудовому кодексу Республики Сербия прямая дискриминация — это любое действие, вызванное любым из оснований, изложенных в законе, которое ставит человека, ищущего работу, а также работника, в невыгодное положение по сравнению с другими лицами, находящимися в такой же или аналогичной ситуации.

Дискриминация запрещается при назначении условий труда и отборе кандидатов для выполнения конкретной работы, а также в отношении других прав, вытекающих из занятости. Кроме того, запрещается дискриминация в области образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации по вопросам продвижения по службе, а также дискриминационное обращение при расторжении трудового договора. Все положения трудового договора, устанавливающие дискриминацию, являются недействительными. В вышеупомянутых случаях дискриминации лицо, ищущее работу, а также работник могут подать иск о возмещении ущерба в компетентный суд в соответствии с законом.

Применение принципов равного доступа, обращения, принципа недискриминации в сфере занятости[18] и принципа беспристрастности обеспечивается также Законом о занятости и страховании в случае безработицы (Закон о запошљавању и осигурању за случај незапослености)[19]. Соблюдение этих принципов должно гарантировать, что соискатель имеет доступ к работе на равных условиях, независимо от любых обстоятельств, которые могут быть основанием для дискриминации или неравного обращения с людьми, среди которых есть различия, не относящиеся к способу выполнения данной работы.

В Республике Сербия влияние женщин в политике становится гораздо более заметным после принятия Закона о выборах депутатов парламента (Закон о избору народних посланика) в 2000 г. (последнее изменение в 2020 г.), который регулирует количество женщин в избирательных списках. Этот закон гласит, что в каждом избирательном списке в общей сложности должно быть не менее 30% кандидатов менее представленного пола, а речь обычно идет о женщинах. Если список не удовлетворяет этим условиям, считается, что в нем содержатся недостатки для объявления избирательного списка, а если лицо, предложившее его, не удаляет его, Республиканская избирательная комиссия отклоняет объявление этого избирательного списка[20]. Однако нет механизмов, обеспечивающих равное представительство женщин на высших политических постах в правительстве, министерствах, дипломатических и консульских учреждениях и т. д.

Дискриминация в отношении женщин на рабочем месте часто проявляется в неравном вознаграждении женщин по сравнению с мужчинами за выполнение работы равной ценности. Работа той же ценности подразумевает работу, которая требует той же степени образования, той же трудоспособности, ответственности и физической и интеллектуальной работы. В 1951 году МОТ приняла Конвенцию № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, в которой предусматривается запрещение всех форм дискриминации по признаку пола со стороны работодателя, а также обязательство государств создать систему посредством закона или коллективных договоров, которая будет поддерживать эти правила.

Наличие широко распространенного систематического неравенства и большого числа профессий, зарезервированных только для мужчин или только для женщин, в значительной степени способствует решению проблемы неравного вознаграждения мужчин и женщин, а также способствует углублению проблемы экономической зависимости женщин в обществе, что еще больше развивает другие формы дискриминации в отношении женщин.

МОТ уделяла особое внимание беременным женщинам и матерям, приняв Конвенцию № 183 об охране материнства 2000 г. Эта Конвенция фактически является пересмотром первой Конвенции об охране материнства, принятой еще в 1919 г. Она обеспечивает особую защиту для женщин, которые беременны или имеют детей в связи с трудоустройством, медицинским обслуживанием на рабочем месте, отсутствием по болезни детей или необходимостью ухода за ними, а также особыми условиями труда для матерей, кормящих грудью детей.

Конституция Сербии обеспечивает особую защиту семьи, матерей и одиноких родителей[21]. Этот конституционный принцип более четко регулируется Трудовым кодексом Республики Сербия, в котором особое внимание уделяется защите женщин во время беременности, декретного отпуска и декретного отпуска для ухода за ребенком и специального ухода за ребенком. Работодатель обязан обеспечить, чтобы работающая женщина во время беременности была занята на работах, которые, по мнению компетентного органа здравоохранения, не наносят ей вреда и здоровью ребенка, в качестве работ, которые требуют подъема груза или где есть вредное излучение или воздействие экстремальных температур и вибраций[22]. Работающая женщина имеет право на работу и отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в общей сложности на 365 дней. Работающие беременные женщины пользуются особой защитой, но их состояние не должно служить оправданием для дискриминации, поскольку женщина беременна и не сможет выполнять работу во время беременности, не является оправданием для отказа в прием на работу.

Помимо дискриминации женщины часто сталкиваются с различными формами домогательств и злоупотреблений на рабочем месте. Такие действия со стороны начальства или других сотрудников представляют собой моббинг или сексуальное насилие. МОТ определяет моббинг на рабочем месте как оскорбительное поведение, которое проявляется в мстительных, жестоких, злонамеренных или унижающих достоинство попытках травли одного или нескольких сотрудников. Моббинг включает постоянные негативные замечания или критику, которые изолируют человека в социальном плане, а также служебные сплетни или распространение различной информации. Суть в том, что моббинг — это систематическое насилие на работе, которое не обязательно должно быть гендерным, но имеет очень плохие последствия для здоровья занятого лица и для выполнения работы в целом. Моббинг не является новым явлением в нашем обществе, но сербские работники все больше осознают, что представляет собой такое запрещенное поведение и что от этого необходимо защищаться.

Сексуальные домогательства — это другая форма запрещенного поведения, которая часто возникает на рабочем месте, то есть сексуальное домогательство определяется как нежелательное вербальное, невербальное или физическое поведение сексуального характера, которое приводит к нарушению достоинства человека. В 2010 г. по этим вопросам в Республике Сербия принят Закон о предупреждении насилия на работе (Закон о спречавању злостављања на раду). Принятие этого закона точно определило, что представляет собой моббинг, а также санкции для тех, которые нарушают положения этого закона, а также способствовало действиям при обращении людей за защитой. Существуют и другие законы, которые могут применяться в таких случаях. Это Уголовный кодекс Республики Сербия, Трудовой кодекс Республики Сербия (глава «Дискриминация»), Закон о безопасности и гигиене труда (Закон о безопасности и здрављу на раду), поскольку работодатель обязан обеспечивать безопасные и здоровые условия труда, а условия труда не могут толковаться узко, но также включают рабочую атмосферу и межличностные отношения.

Заключение

В целом можно сделать вывод, что существует достаточное количество нормативно-правовых актов и документов, как на международном, так и на национальном уровнях, среди которых, в рамках этой статьи, я рассматривала только некоторые, с моей точки зрения самые важные, которыми регулируются и защищаются трудовые права женщин. Реализация всех этих норм и полное отсутствие дискриминации в отношении женщин в трудовой сфере на практике пока отсутствует. На мой взгляд, Республика Сербия находится в процессе улучшения прав женщин в различных сферах и с каждым годом можно заметить определенный прогресс. Это подтверждают факты, что президентом Парламента Республики Сербия является женщина, а также главы правительства, национального банка, конституционного суда – тоже женщины. Следовательно, в будущем можно ожидать то, что Республика Сербия по этим вопросам станет примером для государств в регионе.

 

Информация об авторе:

Попович Милица, магистрант, кафедра международного права, Российский университет дружбы народов

Information about the author:

Popovich Militsa, Master student, Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia

 

__________________________

[1] Пекинская декларация 1995 г., Четвертая Всемирная конференция по положению женщин, Пекин, пункт 9. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml.

[2] Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 2003 г., Европейский Союз, Ницца, статья 119

[3] Солнцев А.М. Изменение климата: международно-правовое измерение // Московский журнал международного права. 2018;106(1):60-78; Солнцев А. Приоткрывая ящик Пандоры: анализ мнения Комитета по правам человека о «климатических» беженцах 2020 года // Международное правосудие. 2020. №3(35). С.41–54.

[4] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата, док. CEDAW/C/GC/37, 13.03.2018. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW/C/GC/37&Lang=en

[5] Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Киселева Е.В., Конева А.Е., Круглов Д.А. Достижение целей устойчивого развития (2016–2030): международно-правовое измерение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. 2016. N 1. С. 65-78

[6] https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/23471Serbia_VNR_Report_2019_final.pdf

[7] Добровольный национальный обзор Республики Сербия по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на 2030 год // Правительство Республики Сербия, 2019 г., с. 45-47

[8] Пивашевич Е., Хафнер П., Институционална димензија одрживог развоја, научная статья // Школа бизниса, № 3-4/2013, UDC 502.131.1, 2013 г., с. 9

[9] Добровольный национальный обзор Республики Сербия по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на 2030 год // Правительство Республики Сербия, 2019 г., с. 45-47

[10] Протокол 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 2000 г., Совет Европы, Рим, ETS N 177, статья 1

[11] Конституция Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» № 98/2006, статья 16

[12] Конституция Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» № 98/2006, статья 21

[13] Конституция Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» № 98/2006, статья 26

[14] Конституция Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» № 98/2006, статья 53

[15] Конституция Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» № 98/2006, статья 60

[16] Трудовой кодекс Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» №95/2018, статьи 18 и 19

[17] Трудовой кодекс Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» №95/2018, статьи 18-23

[18] Закон о запошљавању и осигурању за случај незапослености, „Сл. Гласник РС“ 113/2017, статья 7

[19] Закон о запошљавању и осигурању за случај незапослености, „Сл. Гласник РС“ 113/2017, статья 9

[20] Закон о избору народних посланика, „Сл. Гласник РС“ 12/2020, статья 40а

[21] Конституция Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» № 98/2006, статья 66

[22] Трудовой кодекс Республики Сербия, «Сл. Гласник РС» №95/2018, статья 183

Добавить комментарий

Войти с помощью: