В настоящей научной статье рассматриваются правовые и экономические аспекты регулирования земельных отношений личного подсобного хозяйства в Российской Федерации в настоящее время. Рассмотрено проведение комплексного анализ состояния земельных отношений личных подсобных хозяйств в условиях трансформаций в общественных отношениях в сельских территориях страны, выявлены существующие проблемы в земельных отношениях личных подсобных хозяйств в настоящее время. Теоретическая значимость настоящей работы обусловлена внесением в науку земельного права и иные отраслевые науки, исследующие земельные проблемы в ЛПХ учения о земельных отношениях личного подсобного хозяйства в современных социально-экономических условиях.
Ключевые слова: личное подсобное хозяйство; земельные отношения; приусадебный земельный участок; полевой земельный участок; земли сельскохозяйственного назначения.
Land relations of personal subsidiary farms in rural areas: legal aspects
УДК. 349.41
Abstract. This scientific article examines the legal and economic aspects of the regulation of land relations of personal subsidiary farming in the Russian Federation at the present time. The article considers a comprehensive analysis of the state of land relations of personal subsidiary farms in the conditions of transformations in public relations in rural areas of the country, identifies existing problems in the land relations of personal subsidiary farms at the present time. The theoretical significance of this work is due to the introduction into the science of land law and other branch sciences that study land problems in private households of the doctrine of land relations of personal subsidiary farming in modern socio-economic conditions.
Keywords: personal subsidiary farm; land relations; household land plot; field land plot; agricultural land.
Личное подсобное хозяйство в Федеральном законе 112-фз от 7 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве» определяется как форма не предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. [1]
Правовое регулирование земельных отношений личного подсобного хозяйства, как и иных землепользователей осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации [2] законами и нормативными правовыми актами земельного, гражданского, градостроительного, экологического и иного законодательства, прямо или опосредованно регулирующего функционирование и развитие ЛПХ.
Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретённый для этих целей земельный участок, на котором могут быть размещены жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчёлы и птицы, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселения (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Приусадебный земельный участок используется для решения обозначенных в федеральном законе от 07.07.2003 задач с учётом требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок, как правило, на землях сельскохозяйственного назначения используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нём зданий и строений.
Для производства сельскохозяйственной продукции личному подсобному хозяйству могут быть предоставлены на землях сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья (сенокосы и пастбища) с оформлением соответствующих правовых документов.
Тема земельных отношений личного подсобного хозяйства (ЛПХ) является актуальной, поскольку земельный участок для хозяина – это место для трудовой деятельности по обеспечению продуктами питания, а в отдельных хозяйствах, производства сельскохозяйственной продукции на рынок, что позитивно отражается на благосостоянии граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Проблемы личного подсобного хозяйства находят активное исследование в научных и практических работах учёных в учебных и научных учреждениях страны, что свидетельствует о научном интересе к функционированию и развитию этой формы хозяйствования в сельских территориях в современных социально-экономических условиях, существующих в Российской Федерации.
По теме личного подсобного хозяйства проводятся защиты диссертаций, издаются монографии, сборники научных статей, научно-практические рекомендации. Так или иначе, во всех перечисленных научных работах рассматриваются вопросы землепользования ЛПХ. Тем не менее, считаем, что имеется целесообразность в дополнительных исследованиях темы земельных отношений личных подсобных хозяйств, поскольку ещё не все проблемы в этой сфере решены и востребуют совершенствования правового урегулирования.
В Земельном кодексе Российской Федерации в статье 81 регулируется предоставление земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Гражданам, изъявившим желание вести личные подсобное хозяйство, земельные участки, предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве».
Для обеспечения выращиваемых в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных кормовой базой в соответствии с Земельным кодексом, федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3], другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации могут предоставляться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота. Сенокосы выделяется гражданам в том случае, если они имеют скот на праве собственности. Арендодателями земельных участков для сенокоса и выпаса скота являются местная администрация или собственники земли.
Земельное законодательство обязывает сельскохозяйственные организации обеспечивать скот своих работников и специалистов, работающих и проживающих в сельской местности выпасами и сенокосами из земель, находящихся в их собственности или переданных им в долгосрочную аренду.
Владельцы личных подсобных хозяйств, проживающие в одном населённом пункте, могут получить землю в коллективную аренду. Использование земли для сенокошения и выпаса скота, находящихся в коллективной аренде, определяется сельскими сходами коллективов владельцев личных подсобных хозяйств по согласованию с органами местного самоуправления. Кроме земель сельскохозяйственного назначения участки для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных выделяется из иных категорий земель -земель запаса населённых пунктов, земель в полосе отвода железных дорог и иных земель несельскохозяйственного назначения.
Права землепользования сенокосами и выпасами имеет срочный характер, о чём оформляется в договоре аренды или купли-продажи. В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населённых пунктов могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (градостроительными регламентами) [4], к территориальным зонам, в том числе сельскохозяйственного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах составляют земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населённых пунктов и правилами землепользования и застройки.
По смыслу статьи 85 ЗК РФ земли сельскохозяйственного использования в населённых пунктах могут использоваться и личными подсобными хозяйствами, скажем для строительства теплиц по выращиванию овощей и иной продукции защищённого грунта. Могут быть и иные варианты использования для целей личного подсобного хозяйства земельных участков в сельских населённых пунктах.
Земельные отношения личных подсобных хозяйств регулируются законодательством субъекта Российской Федерации. Например, в Свердловской области принят закон Свердловской области № 18-ОЗ от 7 июля 2004 года «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» [5]. В первой редакции этого областного закона было определено, что в Свердловской области устанавливается максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство- 15 гектаров. Областным законом №25-ОЗ от 21 марта 2012 года[6] максимальный размер общей площади земельным участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство установлен в 2,5 гектара. Областным законам № 40-ОЗ от 22 мая 2014 года [6] определена, что в Свердловской области устанавливаются следующие минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности земель, для ведения
-личного подсобного хозяйства- 1 гектар;
-для садоводства — 0,3 гектара;
-для огородничества — 0,5 гектара;
— для животноводческих 2 гектара.
Минимальные размеры земельных участков, установленные в настоящем областном законе, не принимаются в случаях выдела земельного участка в счёт доли в праве общей собственности за земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, если его основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность с целью получения сельскохозяйственной продукции.
С 1 по 30 августа 2021 года на территории всей страны впервые в российской и международной практике проведена сельскохозяйственная микроперепись с охватом не менее 30% от общей совокупности объектов переписи.
Приведём выдержки из информации Росстата, [8] касающиеся личных подсобных хозяйств (таблица 1)
Таблица 1. Основные итоги сельскохозяйственной переписи
Результаты микропереписи показывает, что личные подсобные хозяйства имеют тенденцию к снижению объемов производимой сельскохозяйственной продукции и площадей земельных угодий, предназначенных для этих целей.
Причины такого положения очевидны: старение и убыль жителей сельских населённых пунктов, отъезд молодых человеческих ресурсов в города. В сложившихся условиях остро стоит проблема использования придомовых земельных участков и недопущение деградации земель. Необходимо на правовом уровне решить задачу вовлечения в аграрную экономику земельных участков, находящихся у ЛПХ. Это важно для обеспечения продовольственной безопасности. как субъекта Российской Федерации, так и в целом страны. Варианты решения этой проблемы могут быть разными, важно, чтобы земельные участки не пустовали и не зарастали сорняками, это необходимо и в целом для пожарной безопасности.
В статье дана оценка правовому обеспечению личных подсобных хозяйств населения, проживающего в основном в сельских территориях земельной площадью для выращивания сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения продовольствием собственных нужд ЛПХ (или) реализации на сторону. Ясно, что без земли личное подсобное хозяйство не сможет выполнить задачи, определённые федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» в части производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Сегодня в Российской Федерации имеется практика, когда личные подсобные хозяйства используют земельный участок для получения сельскохозяйственной продукции с целью ее реализации как товарной в организации торговли и городскому населению. Фактически ЛПХ вопреки Федеральному закону, занимается коммерческой деятельностью и тем самым становится правонарушителем.
Очевидно, что возникшая ситуация, дабы устранить несоответствие между нормой федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» и реальными обстоятельствами, требует внести в этот федеральный закон изменения, в части признания ЛПХ как сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства» [9] коммерческой организацией.
Поскольку основное количество личных подсобных хозяйств в настоящее время в силу возраста их владельцев и членов в сельских территориях используют придомовой земельный участок для выращивания продукции используемой для собственного питания, то, естественно, здесь ни о какой коммерции речь не может идти.
В то же время отдельные владельцы ЛПХ используют придомовой земельный участок для выращивания товарной сельскохозяйственной продукции, следовательно, необходимо этот факт узаконить это нужно и в целях налогообложения.
С 2023 года будет осуществляться государственная поддержка личным подсобным хозяйствам, выращивающим картофель и овощи. Такой подход к стимулированию владельцев ЛПХ свидетельствует о заинтересованности органов власти в неустойчивом развитии этой формы хозяйствования на селе и производству сельскохозяйственной продукции, дополняющей объемы, поставляемые в продовольственной фонд сельскохозяйственными организациями. Кроме производства сельскохозяйственной продукции земельный участок ЛПХ можно использовать для проведения научных опытов в растениеводстве, а также селекции и семеноводстве овощных культур и иных сельскохозяйственных растений.
Известно, что сельские жители многие годы получали семена овощей своей селекции и сохраняли генофонд районированных культур. Особое внимание владельцы ЛПХ уделяли сохранению почвы на придомовом земельном участке и повышению её плодородия в основном за счёт внесения в почву органики (навоз, помет, сидераты и др.). В отдельных ЛПХ вносили в почву на придомовом земельном участке торф, что также отзывалась на повышении плодородия. За последние годы в сельских территориях получают развитие садоводство, для чего используется земельный участок, расположенный на придомовой территории. Развитие садоводства позволяет заготавливать для личных целей и на продажу ягоды и фрукты, что положительно сказывается на здоровье населения.
Однако садоводство на земельном участке ЛПХ отражается на уменьшении площади для выращивания картофеля и овощей. Очевидно, что эти культуры необходимо выращивать на полевом земельном участке. При интенсивном использовании земельного участка ЛПХ для выращивания овощной продукции необходимо соблюдать правила карантина растений, [10] чтобы вредители не могли влиять на урожай, в том числе и у соседей.
Используемые источники:
1. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» №112-ФЗ от 7 июля 2003 г. / СЗ РФ 2003, №28, ст. 2881.
2. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №136-ФЗ от 25.10.2001/СЗ РФ 2001 №44, ст.4147.
3. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 / СЗ РФ 2002, №30 ст. 3018.
4.Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №190-ФЗ от 29.12.2004/Российская газета 2004. ст.3012.
5. Закон Свердловской области №18-ОЗ от 7 июля 2004 г. «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» /Областная газета 2004 г.
6. Закон Свердловской области №25-ОЗ от 21 марта 2012 г. /Областная газета 2012г.
7. Закон Свердловской области №40-ОЗ от 22 мая 2014 г. /Областная газета 2014г.
8. Основные итоги сельскохозяйственной микропереписи 2021 года (на 1 августа 2021 г.) /Российская газета 2022 г. №288 (8936).
9. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29.12.2006 / СЗ РФ 2007, №1(ЧI) ст. 27.
10. Федеральный закон «О карантине растений» №99-ФЗ от 30.12.2000 / СЗ РФ 2000, №29 ст. 3008 (с последующими изменениями и дополнениями)
Информация об авторах:
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет;
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет;
Криницын Игорь Владимирович, магистр экономики, научный сотрудник Инжинирингового центра Кировской области;
Семин Владимир Александрович, аспирант, ФГБНУ «ВНИРО».
Information about the authors:
Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University,
Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University
Krinitsyn Igor Vladimirovich, Master of Economics, Researcher at the Engineering Center of the Kirov region
Vladimir Alexandrovich Semin, Postgraduate student, VNIRO Federal State Budgetary Institution